«Движение» вернется в ОмскНа Первом национальном кинофестивале дебютов «Движение» омичи смогли посмотреть свыше 60 фильмов.
На Первом национальном кинофестивале дебютов «Движение» омичи смогли посмотреть свыше 60 фильмов.
Среди них были 8 новых, еще не вышедших в прокат картин, принявших участие в конкурсе. Для широкого и глубокого зрителя Во время кинофорума губернатор Виктор Назаров предложил дать ему постоянную прописку в Омске и проводить ежегодно. Он подчеркнул: – Кинофестиваль «Движение» – это для тех, кто готов к креативу, к развитию. Мы готовы к таким форматам. Это, в первую очередь, нужно жителям Омска. На церемонии закрытия фестиваля присутствовал министр культуры России Владимир Мединский. Министр и губернатор вручали на сцене театра драмы главную награду – Гран-при. Министр обратился к залу со словами: – Здорово, что этот фестиваль состоялся. Внимание омичей к фестивалю было большим. Мне хотелось бы пожелать, чтобы попасть на него было так же престижно, как на любой крупный европейский фестиваль.Это значит: омский кинофорум - не разовая акция и город пяти театральных фестивалей теперь будет еще и центром киножизни. Форум, задуманный как смотр нового российского кино, не ограничился демонстрацией дебютных лент. Киноманы могли насладиться искусством классиков: посмотреть неизвестные фильмы Сергея Эйзенштейна, Александра Довженко, Всеволода Пудовкина. Представлены были фильмы культовых режиссеров недавнего прошлого, например Ларисы Шепитько, Сергея Параджанова, а также ярко заявивших о себе в последние годы Бориса Хлебникова, Кирилла Серебренникова… Так называемых кассовых картин в программе – минимум. В основном показывали те, о каких в телепрограмме «Закрытый показ» говорят: для широкого и глубокого зрителя. Но спектр гораздо шире, чем в «Закрытом показе», где в основном представлен «арт-хаус». Легко ли быть Михалковым? Президент омского кинофорума – Артем Михалков. У Михалковых быть президентом – семейная традиция. Никита Сергеевич возглавляет Московский кинофестиваль, премию «Золотой орел», Союз кинематографистов и Фонд культуры. Андрей Кончаловский недавно получил пост главы премии «Ника». Татьяна Михалкова – президент фонда «Русский силуэт» и одноименного конкурса. Что ж удивляться, что дети идут по стопам родителей. Как у врачей, скрипачей… Но когда речь об актерских династиях, внимание к детям повышенное. Вот и на пресс-конференции в Омске Артема спросили о советах отца касательно проведения кинофорума. Артем ответил, что фестиваль проводит самостоятельно и это для него очень важно. Помог отмести подозрения Виктор Назаров: «Когда мы встречались с Никитой Сергеевичем на фестивале «Золотой Витязь», я спросил: «А вы будете курировать форум молодого кино?». Он ответил: «Ну что вы! Я посмотрю со стороны, а уж потом…» Все поняли, что после Омска Артема ждет строгий разбор полетов. – Да, есть такой момент ответственности, – сказал президент «Движения». И, вздохнув, добавил: - Но если об этом думать, то жить невозможно. Родителей не выбирают…. Трудно быть сыном, племянником, внуком и правнуком знаменитостей. К слову, Артем Михалков готовил фестиваль полгода. А на самом форуме держался скромно. Имея за плечами не так мало созданных им документальных фильмов, в том числе и отмеченных призами, сказал, что мечтает создать полнометражную ленту и представить ее как свой дебют. Диктатура Голливуда? Какое кино мы хотим смотреть? Если судить по афишам кинотеатров, то исключительно голливудское, причем не фестивального свойства, а «стрелялки» и «ужастики». Но вот вышел фильм «Остров» – и рекордный по числу зрителей прокат. То же с «Высоцким», «Легендой № 17». И все-таки прокатчики побаиваются нового отечественного кино. Экранный попкорн как-то надежнее. Как значится на плакате в одном омском кинотеатре: «Смотри кино и жуй его». Вот и жуем. А та часть зрителей, что попкорн не любит ни в кукурузном, ни в экранном варианте, вовсе в кино не ходит, а фильмы скачивает из Интернета. Председатель жюри кинофорума Василий Сигарев рассказал о судьбе своего фильма «Жить», дважды призера «Кинотавра-2012». Для проката было сделано 28 копий, заработано 130 тысяч долларов. – А если бы запустили 280 копий, то собрали бы 1 миллион 300, – говорит режиссер. – Больше всего мне не нравится, что продюсеры зарабатывают на прокате иногда до половины зарплаты – и трава не расти. Им все равно, что будет с фильмом. Скажу про себя: моя аудитория - 130 тысяч зрителей в стране. Но для них тоже нужно снимать кино. Они мне пишут, ждут. Что же делать? Кинематографисты надеются на законопроект о квотировании отечественных картин. Так поступают, например, во Франции. А кинофорумы дают возможность любителям увидеть лучшее и много. Некоторые омичи в каждый из четырех дней побывали на двух-трех сеансах, устроив киносессию для души. «Омск – дебютантов приют» Это слова из песни гостей. У входа в театр драмы дважды стелили красную дорожку – перед церемониями открытия и закрытия. Это традиция исключительно кинофестивалей, на театральных даже народные артисты попадают в здание через служебный вход. И хотя оба раза шел дождь, и не все гости были в вечерних туалетах, и многие пока не узнаваемы публикой – молодые еще! – правило было соблюдено. Сценарий церемонии открытия был оригинальным, провокативным. На экране спорили молодые и уже признанные режиссеры. Например, участник кинофорума «Движение» Петр Федоров утверждал: «Заблуждение, что киногруппа должна знать сценарий. Пусть будет драйв, а заданности не будет!» А умудренный опытом Федор Бондарчук советовал молодому режиссеру: «Дружи с оператором!». «Сегодня в кино главное – форма. Актер – это, в принципе, вещь», – эпатировала публику Валерия Гай Германика. Нам хотели показать спектр поисков в российском кино. А потом актриса Омского театра драмы Екатерина Потапова сыграла участницу кастинга. Над сценой в это время можно было прочесть глубокомысленное: «Что такое кинопробы? Необъективная камера, фрагментированный поток фактуры и чувств». Это было задиристое, веселое и бодрое вступление к фестивалю, поставленное тем же режиссером Алексеем Абрамовичем, который готовит церемонии для «Кинотавра». Оно задало тон и праздничное настроение кинофоруму, на который приехало почти 400 гостей. Уникальна ли идея такого сбора молодого кино в сибирском городе? Программный директор фестиваля Стас Тыркин утверждает: да, другого такого в России нет. А вообще, признался Стас, организаторы черпали вдохновение в… Локарно – там кинофестиваль проводится за месяц до Венецианского. Как и у нас омский за месяц до сочинского «Кинотавра». И наш кинофорум – своеобразная ниша для тех, кто еще не стал мэтром. Аплодисменты 8 тысяч кинозрителей за 4 дня фестиваля дебютов – хороший показатель. Фестиваль дебютов финансировали Минкульт России, правительство Омской области и спонсоры. Это позволило сделать все сеансы бесплатными. Билеты можно было получить в кассах кинотеатров за несколько дней до просмотра. Ажиотаж возник, когда демонстрировался фильм «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова и документальная лента о Егоре Летове, созданная его вдовой Натальей Чумаковой. Не попавших в кинозал было много, потому что билеты разобрали в считанные часы за несколько дней до фестиваля. И мало кто знал, когда, где и как нужно добывать эти бесплатные билеты. Может быть, в следующий раз стоит их продавать в театрально-концертных кассах по символической цене - скажем, в 30 рублей? Тогда можно было бы спланировать походы в кино, как все это привыкли делать. И афиш бы побольше с точным указанием что, где, когда. Омские зрители гостям понравились. – Лица замечательные, – отметил Артем Михалков. – Живой, настоящий зал. Режиссеры и артисты были рады, что пока не закончатся финальные титры, никто не вставал со своих мест. И звучали аплодисменты, что в кинозалах бывает Екатерина Потапова на «кинопробах». «Движению» дождь не помеха. ©
|