Зуфар Толбеев: «Работать здесь – счастье и огромная гордость»!Главный балетмейстер Государственного академического Омского русского народного хора о верности профессии, уникальной русской технике трюкачества и легендах народного танца.
Заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств России недавно отметил юбилей – ему исполнилось 65 лет. Поздравления Зуфар Толбеев принимал на сцене Концертного зала. А в апреле аплодисменты в его честь будут звучать уже в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где Зуфару Толбееву вручат престижную награду «Душа танца». В разные годы ее обладателями становились Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Николай Цискаридзе.
«В отряде космонавтов» – Зуфар Ягфарович, как вы пришли в народный танец? – Я родился в Магнитогорске. А в металлургических городах всегда две страсти – это хоккей и народные танцы. Я это проверил на собственном опыте – работал и в Череповце, и в Красноярске, и в Челябинске! Во втором классе начал заниматься в школьной самодеятельности. В советское время это было престижно. Родители, отдавая, знали, что дети будут не по улице болтаться, а заниматься делом. Последние три года школы был нацелен на то, чтобы попасть в профессиональный коллектив. Мне это удалось. Начал с Мордовского ансамбля песни и танца «Умарина». Следующий этап – ансамбль песни и пляски Сибирского военного округа. Там я проходил военную службу. А затем состоялся просмотр в Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М. С. Годенко. Это был 1978 год. – На просмотре присутствовал Михаил Семенович Годенко? Что он сказал? – Меня взяли на работу. Зачем еще нужны слова? Для меня было счастье работать в этом коллективе. В ансамбле я протанцевал до 1990 года. Полмира с ним проехал. В Красноярской филармонии нам, артистам, всегда говорили: «Ребята, вы попали в красноярский ансамбль, это все равно что попасть в отряд космонавтов». Мы смеялись, но потом понимали, что это правда. Особенно это чувствовалось, когда приезжали за рубеж, а нас встречало посольство во главе с послом, которые признавались, что мы своим выступлением сделали больше, чем они за все годы работы. Тогда коммерческие гастроли очень серьезно организовывали. Было такое сито, как Госконцерт. И из народных коллективов за границу выезжали лишь несколько самых-самых.
Неземная гравитация – В ансамбле у вас было амплуа – трюкач. Что это значит? – Трюкач – это танцор, который исполняет сложнейшую танцевальную технику: вращения, прыжки, акробатические элементы. Это уникальное явление в хореографии. Трюки пошли от русского перепляса, когда парни старались друг друга перещеголять в танце. Просто усложнялись движения. Сначала коленца делались, заковырки, затем все сложнее и сложнее, и в конечном итоге это переросло в искусство. – Как учат трюкам? – Методики трюкачества не существует. Техника передается из уст в уста. Приходит танцор, я начинаю ему что-то подсказывать… Здесь нет четких стандартов, как, например, в фигурном катании или художественной гимнастике. Элемент должен быть «смотрибельным», ценится также легкость исполнения. Ну и, конечно, важны природные данные. Кстати, в Омском хоре был гениальный трюкач – Геннадий Яничкин. Я с ним познакомился в ансамбле Сибирского военного округа. Он тоже там служил. Мы протанцевали вместе полгода. При мне был такой случай: после сводного правительственного концерта в оперном театре к Яничкину подбежали артисты балета: «Парень, покажи, где здесь у тебя пружинки!». То есть, когда он прыгал, создавалось впечатление, что он висел в воздухе! Неземная гравитация! – А сейчас в Омском хоре есть трюкачи? – Скажу, без ложной скромности, – лучший трюкач России – это наш артист Евгений Овчаренко. 22 февраля этого года губернатор Александр Бурков вручил ему почетную награду – нашему коллеге было присвоено звание «Заслуженный деятель культуры Омской области». Отношение Евгения к профессии – это пример для всех. Он приходит раньше, чем начинается репетиция. Уходит позже на два часа. Занимается растяжкой, гоняет технику. А иначе никак. Наша профессия очень сложная, травмоопасная. Здесь занимаются люди со страстью, которые действительно любят народный танец. И в то же время эта профессия – праздник. Я всегда бежал на работу. В отпуск уходил – меня хватало на неделю. А вообще, танцевальной техникой у нас в коллективе владеют все. Каждый делает то, что ему позволяют природные данные. Традиции и новаторство – Давайте перейдем к вашей деятельности балетмейстера. – Балетмейстер-постановщик должен быть творческой натурой. Есть люди, которые выработали для себя определенную схему, но дальше они не двигаются. Мне это не совсем интересно. Для меня важно новаторство – делать то, что до тебя никто еще не делал. Тем более что народному танцу подвластно все. Не только «ух», «ах», «грустиночка». Нет. Он может выразить все эмоции, переживания. У нас есть мощный проект на стыке разных жанров – «Откровения истории России», в котором мы показываем ожившие полотна Василия Сурикова. Наши танцоры раскрывают в нем свой артистический талант. Балетмейстер должен ставить такую задачу, чтобы человек прыгал выше головы. Артисты и сами порой не знают, на что способны, и только потом поражаются реакции зрителей. Есть проект «Ермак». В него вложился весь коллектив: и руководитель хора Елена Ермакова, и хормейстер Галина Поддубная, и дирижер Владимир Евдокимов. Это необычное представление в мультижанровом формате: фильм – концерт – спектакль. В нем мы задаем вопросы, на которые каждый зритель должен ответить сам: кто такой Ермак и что двигало им, когда он шел покорять Сибирь? – На сайте «Ютуб» можно найти ваши авторские программы: «Покуражимся» (о трюках) и «Лучший русский танец». Там есть такие слова: «Главная задача регионального коллектива – прославление своего края, его людей и природы». Это относится и к Омскому хору? – Конечно. Мы сохраняем традиции. Золотой фонд – это лучшие номера, которые создавались в коллективе на протяжении десятилетий. Мы часто к ним возвращаемся. В 2024 году будет 100 лет Якову Абрамовичу Коломейскому. Это первый балетмейстер Омского хора. С перерывами он работал в нем с 1950 по 1982 год. Среди его номеров самый лучший, я считаю, это «Ямщина» («Ямщицкая пляска»). Он поставлен в середине 1950-х, но выглядит так, как будто его делали сегодня. Там и полифония, и актерская игра, и музыка. Все сочетается идеально. Вообще Омский хор – это коллектив с богатой историей и традициями. На том же «Ютубе» есть видео выступления Омского хора в Австралии в 1964 году. Запись делали в студии. Я много про это слышал. Позже, уже в 1987-м, мы были в Австралии с красноярским ансамблем, там все вспоминали, какое сильное впечатление произвел Омский хор. И когда я смотрю эту запись, то понимаю, что да, такая мощная машина была создана! Иногда я привожу такой пример. Все играют в футбол. Есть Первая лига, есть Вторая, есть Высшая. Но мы мечтаем петь и танцевать в Лиге чемпионов, то есть стать коллективом мирового уровня! Надеемся, что будем известны, востребованны, потому что наш коллектив, действительно, выдающийся. Счастье здесь работать и огромная гордость!
|