В «Пятом театре» снова эксперимент: спектакль, основанный на интервью с омичами

В «Пятом театре» снова эксперимент: спектакль, основанный на интервью с омичами

Дата публикации 18 марта 2023 10:59 Фото Алексей Пантелеев

Документальный театр или «вербатим» (то есть, «дословно») строится на интервью с самыми разными людьми по выбранной создателями спектакля теме.

Собранный материал — тексты интервью — нельзя изменять, да и психологическое состояние рассказчика надо передать с документальной точностью. При этом может возникать некая отстраненность актера от героя, поскольку тот для него — «другой». Новый спектакль «Пятого театра» «ОМСК. Люди» (12+) не таков, хоть и основан на реальных историях омичей.

Режиссер Алексей Размахов, похоже, стремится даже полемизировать с таким подходом. Ему важно не задокументировать высказывания жителей города, а, как мне кажется, уловить в них некое коллективное бессознательное омича. Эта позиция режиссера обозначена уже в том, как герои появляются на сцене. Вроде бы, каждый из них — экземпляр некой коллекции «уловленных»: разных по возрасту, профессиям, жизненному опыту и статусу людей. Поэтому «сотрудники» в униформе вывозят или выносят, как манекен, очередной экспонат, высвечивается его наименование – «гардеробщица», «вахтеры», «певец», «газетчик», или место обитания – «дискотека», «караоке», «свадебный салон» и т.п.

Но как только эти «должностные лица» исчезают, «экспонаты» оказываются живыми людьми, порой, смешными, но всегда — трогательными. Они, бывает, и «четвертую стену» не замечают, как героиня первой истории — гардеробщица (Елена Лукманова): она запросто общается со зрителями как со своими клиентами, может даже попросить помочь.

Необычен и опыт зрительского восприятия: здесь неизбежен внутренний диалог с героями, ведь многое резонирует с личным опытом. С кем-то с удовольствием соглашаешься. Я, например, солидарна с юной посетительницей дискотеки Машей (Вероника Крымских), а не с ее подругой Дианой (Ксения Огарь), потому что Маша, как и я, считает, что центр Нефтяников — лучшее место в Омске.

С кем-то внутренне полемизируешь, как с пожилыми вахтерами (Василий Кондрашин и Елена Заиграева), которые живут, кажется, только ушедшим, и «клумбы с гладиолусами на Маркса» для них реальнее сегодняшнего дня. Ушедшее их сближает, словно перенося в юность. Они молодеют на глазах, растворившись в дуэте: «Мы — память друг друга... Мы — эхо друг друга...». Или это по телевизору песню  их молодости передают?...

С кем-то объединяют воспоминания: свадебный салон, магазин «Радость»... А с кем-то, возможно, даже знаком, как с «газетчиком» (Александр Боткин), тем самым, что продает печатные издания в общественном транспорте. Кто его не встречал? А теперь есть возможность познакомиться поближе. Или — нет? Ведь он — легенда, омский миф, вот и уходит по «омскому морю» Иртышу аки посуху...

Кому-то сочувствуешь, словно подруге: мало ли довелось выслушать историй мужских предательств, подобных тем, что пережила Лидия Андреевна (Олеся Шелякова)?

Кого-то хочется предостеречь, как старшеклассников Никиту и Кристину (Дмитрий Исаенко, Анна Сотникова), которые, похоже, еще и не осознают, как им хорошо вместе, но пути которых вот-вот разойдутся, ведь он хочет поскорее вырваться из Омска, а для нее этот город — лучший! 

Все эти истории, хоть и с местным колоритом, но, по большому счету, общечеловеческие. Боль потерь, радость, словно пришедших свыше, прозрений, умение найти силы, чтобы жить после поражений, – все это случается, конечно, не только с омичами. И архетипическое нуждается не в реалистическом воплощении, а скорее, в символическом.

Скажем, встреча сына с умершим отцом: сын (Дмитрий Исаенко) хоть и взрослый, но в воспоминаниях и снах отец (Василий Кондрашин) по-прежнему возвышается над ним великаном. А мы-то видим, что он просто встал на ходули! Но это ходули детского восприятия, от которого взрослый человек так и не избавился...  

Или история Светы (Мария Долганева), посетительницы караоке-бара, решена, как концертный номер. «Опять метель, и мается былое в темноте...», – под мелодию этой песни Света пропевает историю собственной жизни. А статные официанты превращаются в кордебалет. Впрочем, в караоке-то она, наверное, поет то, что автор песни написал, но внутри в это время «мается былое» собственной жизни.

Мужчин, которых вспоминает Лидия Андреевна, мы видим рядом с ней только в видеопроекциях: они же не люди из плоти и крови, а лишь ее память...  

На несколько мгновений пересекаются судьбы людей, возможно, даже не знакомых друг с другом: продавщицы в свадебном салоне (Александра Урдуханова) и певца Ивана (Станислав Горенбахер), выступающего на корпоративах. У каждого — своя судьба, свои мечты и разочарования, но оба имеют отношение к свадьбам, вот и захватывает их «эта свадьба, свадьба, свадьба..», где чуть ли не все участники спектакля становятся невестами и женихами.  

Да, «сотрудники» в униформе оказываются то оживающими героями историй, то участниками дискотеки, то репортерами и поклонниками, осаждающими поп-звезду... А все вместе они и есть этот город. Поэтому и «строят» его вместе с бабушкой Валей с улицы Орджоникидзе, 5 (Мария Старосельцева). Ее детство пришлось на конец войны и первые послевоенные годы: на месте кинотеатра «Маяковский» тогда был сквер, на месте собора — дом пионеров, а дети бегали купаться на Иртыш без взрослых...

Пока она рассказывает о счастливом несмотря ни на что детстве, каждый выносит что-то вроде макета какого-нибудь знакомого здания, и вот уже на сцене вырастает самый центр города. Звучит мелодия без слов, но все мы знаем, о чем поет скрипка: «Где-то есть город, тихий, как сон...». Наш город.

Елена Петрова

Распечатать страницу