Свое молоко

Трудолюбивый человек на селе без работы не останется.
Трудолюбивый человек на селе без работы не останется.

Фермы – в бывшей мастерской

Тридцать коров, бычки, телки, плюс домашняя птица: гуси, индюки, бройлеры – вся эта живность, которую держит семья Азиевых из деревни Елизаветино Шербакульского района, давно не умещается в обычном надворном сарае. Поэтому два года назад при поддержке сельской администрации Азиевы выкупили у местного сельхозкооператива брошенное здание машинно-тракторной мастерской. Сделали в нем капитальный ремонт, оборудовали кормушки. Рядом пробурили артезианскую скважину и перевезли семейную мини-ферму туда.

Эта семья – наглядный пример того, что человек трудолюбивый на селе никогда без работы не останется. Начинали Азиевы свое хозяйство в буквальном смысле с нуля, перебравшись около двух десятков лет назад в Сибирь из Дагестана.

– Мы с братом впервые оказались в этих местах еще в 1987 году. В то время, вы знаете, многие южане ездили сюда на стройки, потому что дома с работой были большие проблемы. А я строительный техникум закончил, имею еще «корочки» электрика. Ну, и решил последовать примеру многих своих земляков, – рассказывает глава семейства Саид Азиев.

После распада Советского Союза обстановка в Кавказском регионе стала взрывоопасной. А шансы найти там работу снизились практически до нуля.

– Мы с братом подумали и решили осесть здесь, – продолжает Саид.

В 1992 году он перевез из Дагестана в деревню Елизаветино Шербакульского района жену с маленьким сыном.

– Сборы были недолгими. Из нажитого имущества у нас была только корова. Продали ее. На эти деньги и поехали. Приехали сюда  – а дом-то купить денег нет. Но я ехала за мужем. Поэтому ничего не боялась, – вспоминает Айна.

Первым пристанищем переселенцев стала полуразрушенная саманная времянка. Саид ее заново отстроил, и в ней семья жила целых два года. Пока, подкопив средств, не приобрели другое жилье.

Супруги вместе работали на стройках, а параллельно держали скот. Понемногу, для себя. Потом Айна поняла: на этом же можно еще и зарабатывать. К тому времени строительство на селе остановилось. Саид был вынужден податься на заработки на Север. Айна же осталась дома с намерением расширить подсобное хозяйство. Постепенно управляться одной с растущим поголовьем стало сложно, тем более родились еще дети: дочь и сын. Тогда супруги решили: Саид бросает свои вахты и тоже переключается на семейную ферму.

Большая семья

Сегодня старший сын уже женат, сам стал отцом. Средний заканчивает школу. Младшей дочери Марии – десять лет. И вся большая семья живет вместе под одной крышей.

– Наш старший выучился в колледже культуры и искусства на хореографа. Но по специальности работать не захотел. Сказал: «Я понял, что это не мое. Лучше буду с вами хозяйством заниматься». Вот так мы все вместе и работаем. И сноха с нами, – рассказывает Айна.

Первыми животными на подворье Азиевых были овцы. Сначала 20 голов, потом 100, 200, 300.

– Но мясо дает наличку раз или два в год, а молочко – каждый день. Поэтому от овец отказались и занялись коровами. Конечно, держим еще бычков на мясо. Гусей сдаем, индюков, бройлеров. Но основное у нас – это дойный скот,  – поясняет Саид.

В течение уже нескольких лет подворье Азиевых – самый крупный сдатчик молока в районе. Три года подряд оно также признавалось лучшим сдатчиком молока региона. И трижды Айне Азиевой вручали ценные подарки: доильные аппараты.

– Конечно, это нелегкий труд. Но мы привыкли. И нам нравится. Хотим дальше расширяться. Вот сейчас у нас тридцать коров. Да подрастают восемь телочек. Поэтому дойное стадо будет увеличиваться, – делится Айна.

Закуп и переработка

В Шербакульском районе Азиевы известны не только благодаря крупному личному хозяйству. Несколько лет они еще и закупают молоко у населения, работают в пяти деревнях. Прошлым летом объем закупа доходил до полутора тонн в сутки.

Все это сырье трудолюбивая семья сама же и перерабатывает, делая сметану, творог, сыры: адыгейский и сулугуни, брынзу. Айна научилась этому у своей бабушки. И в основном вся переработка лежит на ней с помощницей.

– Вы не поверите, бывало, мы начнем работать с утра и так до следующего утра не ложимся, потому что молока много. А на другой день едем на базар, – рассказывает хозяйка.

Ярмарки

И реализацией продукции Азиевы тоже занимаются сами. В первой половине недели Айна делает в основном сыры, которые у нее закупает предпринимательница-оптовик, работающая с северными регионами. Дальше идет переработка для поездки на ярмарку в райцентр и в Омск. 

По словам Азиевых, именно социальные ярмарки до сегодняшнего дня позволяли реализовать основной объем произведенной продукции. Три года семья по выходным торговала на ярмарке в Камерном переулке. Число постоянных покупателей доходило до 200 человек в день. Специально для таких поездок Азиевы с помощью губернаторского гранта (он составляет 200 тысяч рублей и предоставляется под бизнес-проекты, прошедшие конкурсный отбор) купили автомобиль с холодильником емкостью три тонны. Но в прошлом году в разгар лета эту ярмарочную площадку вдруг закрыли.

– Вот мы поволновались! Но потом нам удалось выйти на оптовиков, с ними и стали работать,  – делится Айна.

Сегодня сельским предпринимателям предложена другая площадка для торговли: на проспекте Мира, 96. Здесь им заново приходится нарабатывать клиентуру. Но я была свидетелем: хотя посетители ярмарки Азиевых пока не знают, их молочная продукция все равно пользовалась спросом и разлетелась в течение двух часов.

Вроде бы все хорошо. Однако Азиевы беспокоятся: прошел слух, что и эту площадку собираются закрыть.

– Мы, конечно, как-нибудь выкрутимся. Переключимся опять на оптовиков. Но тогда придется снижать цену, по которой принимаем молоко у наших сдатчиков. Потому что оптовики берут у нас продукцию дешевле, чем мы бы ее реализовали сами. Но как сказать людям, что цена закупа снизится? Я по себе знаю, как нелегко молоко достается! Да еще корма в прошлом году были такие дорогие. Эти же затраты нужно как-то окупить. А многие люди понабрали кредитов на развитие хозяйства, – переживает Айна.

По словам хозяйки, торговля на рынке для них также не вариант. На ярмарке товаропроизводитель, приехавший со своей продукцией, чтобы быстрее ее распродать, готов снизить цену. А на рынке цена у всех должна быть единой. Поэтому там можно долго стоять и не иметь результата. У крестьянина же, которому нужно спешить обратно к своему хозяйству, такого времени нет.

– Но мы не раскисаем, – говорят на прощание Азиевы. – Думаем, все стабилизируется. И, по крайней мере, свое хозяйство сворачивать не планируем.




Кстати


Судьбой социальной ярмарки на Мира, 96, мы поинтересовались в минсельхозпроде области. Как нам пояснили в пресс-службе министерства, решение вопроса, быть или не быть ярмарочным площадкам, находится в компетенции мэрии Омска, но пока никакого решения не принято. И мы надеемся, что хорошее дело не будет совсем «похоронено».

Конечно, с санитарной точки зрения к таким площадкам есть немало претензий. Но у сельских предпринимателей, таких, как Азиевы, должна быть возможность выгодно и без проблем сбывать свою продукцию. Ведь от этого зависит судьба многих сельских подворий.



Мнения

Виталий Скотский
Глава Максимовского сельского поселения Шербакульского района:

Елизаветино – перспективная деревня, она стоит прямо на трассе. Рядом проходят газ, водопровод. Проживают здесь 217 человек, это 24 двора. В основном, люди живут за счет ЛПХ, держат коров, овец, лошадей. Мы стараемся им помогать. Семье Азиевых помогли выкупить помещение под ферму. Сейчас пытаемся решить вопрос с помещением для коптильни. Они хотят открыть небольшой цех копчения, чтобы расширять производство и людям помогать. Содействуем и в выделении мест на ярмарках, проходящих в районном центре. Они молодцы, работяги! Некоторым коренным жителям стоило бы брать с них пример. В Елизаветино живет еще и старший брат Саида Азиева – Ахмед. У него тоже коровы, овцы. В прошлом году было где-то под 700 штук овец. Это много! За счет таких хозяйств село и существует, развивается.

Автор Татьяна Лелякина

Фото автора
©
URL: http://omskregion.info/news/12109-svoe_moloko/
Дата публикации:08/05/2013 11:29