«В Омске одна из лучших школ, дающая качественные знания в области традиционной культуры» — дизайнер Варвара Зенина

Бренд актуальной русской одежды, созданный омичкой Варварой Зениной, известен во всей России и за ее пределами. Мы поговорили о том, что может дать фольклор молодому поколению и зачем Омску нужна «Академия русской культуры».

В Омске 21 марта стартовала «Академия русской культуры». В программе: творческие встречи, лаборатории, мастер-классы и выставки народной одежды. Центральным событием трехдневного форума станет перформанс «Границы».  О том, почему этот проект необходим всем, кто неравнодушен к русской традиционной культуре, «ОМСКРЕГИОНУ» рассказала программный директор фестиваля Варвара Зенина. В Москве бывшая омичка руководит креативным бюро «Сельсовет», а также является создателем популярного бренда актуальной русской одежды VARVARA ZENINA.

Варвара, расскажите немного об истории возникновения «Академии русской культуры».

— Идея форума возникла во время наших встреч с руководителем Государственного центра народного творчества Викторией Багринцевой на других площадках. У нас в Омске действительно очень хорошая школа, дающая качественные знания для будущей исследовательской и практической работы в области традиционной культуры. В России успешно работает большое количество воспитанников Сибирского культурного центра. «Академия русской культуры» собирает таких специалистов, бывших выпускников Сибирского культурного центра, вместе. Одним из таких выпускников являюсь и я.

Кому в первую очередь будет полезна «Академия русской культуры»?

— Ежегодно на «Академии» под разной оптикой, разным языком мы рассказываем о том, как работать с традиционной культурой сегодня. Это важная тема, прежде всего, для специалистов в сфере креативных индустрий: от режиссеров, хореографов, мастеров декоративно-прикладного искусства до тех, кто работает в области моды и дизайна. Культурный код сегодня и в силу социально-политически-экономических обстоятельств одно из востребованных направлений в России. Мы показываем путь — как с этой темой можно и нужно работать, где находятся качественные источники, чем современному специалисту может помочь культура локальная. На «Академии» происходит «переопыление» специалистов разных сфер, но объединяющей была и остается тема собственных корней, собственной идентичности.

Ваша юность пришлась на «нулевые», ваши дети растут в 2020-х. Как поменялось восприятие окружения на увлечение фольклором. Как воспринимали ваши ровесники тогда эту сторону вашей жизни и как сейчас воспринимают эту сторону жизни ваших детей их ровесники?

— Мое поколение не первое, которые выросло в рамках фольклорного движения, формировавшегося в стране с начала 80-х. Как я уже говорила, в Омске одна из сильнейших школ, которая дает прививку в этой области: качественные знания и нужную глубину понимания вопроса. Однако людей в первую очередь в этой сфере привлекала и будет привлекать вовсе не исследовательская работа, а вопрос причастности к какому-то сообществу, где посредством фольклора происходит взаимодействие и общение между людьми, между полами, взаимодействие посредством музыки. При этом становление подростка в таком сообществе происходит более безопасно.

У нас в Сибирском культурном центре была очень качественная молодежная среда, поэтому многие из нас увлеклись фольклором и продолжают заниматься этим сегодня. И тут важно понимать, что эта история вовсе не про уход из современной жизни. Что касается моих детей, которые являются представителями уже следующего после меня поколения, то у них, наверное, все попроще. Я сейчас в современном мире вообще не вижу субкультурного противостояния. Для них фольклор — это полноправный участник современной жизни,  они слушают современную музыку и им одинаково классно, когда они поют или пляшут что-то традиционное.

Все мои дети занимаются в ансамбле «Веретенце», это знаменитый ансамбль почти с полувековой историей. И это не только и не столько про профессиональное занятие музыкой или хореографией, хотя все это автоматически, конечно, присутствует. Это в первую очередь про формирование у детей и подростков традиционных ценностей: любви, дружбы, уважения к старшим: В мою юность мы имели некоторое количество рефлексий по поводу того, наследником чего мы являемся. Если, например, я сложена сразу из нескольких этнических групп: родители моей бабушки — переселенцы с Украины, из Полтавы, а мама — из Тульской области. Кем я могу себя считать? У моих детей такой проблемы нет. Они просто делают то, что им интересно, то, что им запало в душу. Увлечены курским костюмом, пляской, в коллективе они поют песни курского-украинского пограничья, и это пение не менее виртуозное, чем какое-то сложное джазовое.

Под брендом VARVARA ZENINA вы выпускаете невероятно красивые вещи, в дизайне которых соединены многовековые традиции и современные тенденции. Но насколько в регионах мужчины, например, готовы носить косоворотки?

— Когда мы начинали в 2014 году, мы года три делали только мужскую одежду, и известность к нам пришла именно благодаря ей. С регионами мы работаем довольно плотно — нас покупают от Кольского полуострова до Дальнего Востока. Но при этом мы не стараемся охватить очень широкую аудиторию. Мы продаем одежду только тем, кому близки традиционные ценности вместе с осознанием современных культурных процессов. Нас в первую очередь интересуют люди думающие, обладающие какой-то степенью рефлексии, интересующиеся миром, понимающие, что через мир они постигают в какой-то степени и себя. С одной стороны, у нас нет задачи стать понятными для всех, с другой стороны — мы стараемся рассказать о традиции понятным языком. Это сформировало вокруг нас достаточно большое цельное сообщество людей, разделяющих с нами этот язык. Интерес людей к нам дает возможность нам развиваться.

Для того чтобы делать то, что вы делаете, должна быть богатая база, связанная со знанием традиционного костюма. У вас она есть, плюс вы регулярно совершаете экспедиции в отдаленные деревни, села, где эту базу расширяете. А как обстоят дела на рынке в сфере работы с культурным кодом в целом?

— В Москве и вообще в России сейчас очень много дизайнеров, которые работают с темой культурной и локальной идентичности. Но в силу того, что многие люди из мира моды не имеют качественной базы и понимания, откуда можно брать источники вдохновения, то зачастую работа ведется с очень поверхностным слоем, таким как, например, гжель, хохлома. Поскольку еще в 2000-е годы все это уже было сделано Денисом Симачевым, а позже и другими дизайнерами, то это не совсем интересно сегодня. Сегодня мир моды демонстрирует более сложный путь и более глубинное переосмысление темы «русского». Для того чтобы иметь знания в этой области нужен большой бэкграунд и ежегодные экспедиции в деревни, а также необходимо работать с этнографическими коллекциями частными и музеев. Нужно быть частью профессионального сообщества и исследователем традиционного костюма. У нас есть еще один проект — Ателье народной одежды, где я в полной мере реализую свои знания о традиционном костюме. Здесь мы делаем одежду для совершенно разной аудитории — от  ресторанной формы до реплик народной одежды.

В чем секрет успеха бренда VARVARA ZENINA и какие у вас планы на будущее?

— Внутри моей команды всегда находились самые крутые в России специалисты, люди, способные о традиции рассказать хорошим правильным языком. Наверное, в этом секрет успеха. Если говорить о планах, то мы планируем расширять производственные мощности, расширять сеть оффлайн-продаж. Мы встаем на более профессиональные бизнесовые рельсы, и, конечно, этого бы не случилось, если бы мы были в России неинтересны.

URL: http://omskregion.info/news/121092-v_omske_odna_iz_luchshix_shkol_dayuchshaya_kachest/
Дата публикации:21/03/2023 09:39
Автор:Мария Валитова
Источник фото:из личного архива Варвары Зениной