Каминные, каретные и с боем: какие еще часы хранятся в запасниках Музея имени ВрубеляКорреспондент «ОМСКРЕГИОНА» побывал в святая святых музея и узнал, что часы — это больше, чем просто устройство для отслеживания времени. Это — произведение искусства.
На минувшей неделе СМИ облетела новость о том, что Музей имени Врубеля объявил краудфандинговую кампанию для реставрации редкого экспоната — позолоченных каминных часов первой четверти XIX века, выполненных из бронзы. Такие часы хранятся только в двух музеях — Омском музее имени Врубеля и Государственном Эрмитаже. О ценном экспонате и коллекции часов главного музея Омской области рассказал хранитель фонда декоративно-прикладного искусства Игорь Глазов. На втором этаже в корпусе музея на улице Ленина, 3, под табличной «Вход только для сотрудников», располагается хранилище фонда ДПИ. Конечно же, декоративно-прикладное искусство — это больше, чем только часы. Это и предметы мебели, посуда, ювелирные украшения, и многое-многое другое. Но сегодня нас интересовали только часы. Игорь Глазов работает в Музее имени Врубеля 26 лет, 15 из которых является хранителем фонда и тщательно следит за сохранностью коллекции.
Экспонаты стали госсобственностью и получили музейный статус. Эти предметы искусства распределялись между музеями страны. Тогда-то в Омск и попали те самые каминные часы с лошадкой, реставрацию которых задумал музей.
В музей этот экспонат поступил с большими утратами. Аналогичный экземпляр часов, который хранится в Государственном Эрмитаже, также не имеет часового механизма. И здесь сюжет обретает детективную составляющую. Долгие и упорные поиски на антикварных онлайн-площадках привели к тому, что выяснилось — существует еще, как минимум, четыре аналогичных экспоната. Все они целые и хранятся в частных коллекциях. Благодаря фотографиям, опубликованным на сайтах антикварных салонов и аукционов удалось установить оригинальный вид часов и узнать, что на лошади изначально располагалась фигурка Вакха, бога растительности, вина и веселья, который должен управлять повозкой и везти на винодельню бочки, заполненные спелым виноградом. Также у часов отсутствовал циферблат. Когда-то он вместе с часовым механизмом был установлен в большую бочку, которая крепилась на сохранившиеся две малые бочки. Тогда и возникла идея — обратиться за помощью к посетителям музея и просто неравнодушным омичам и гостям города и объявить сбор на реставрацию ценного экспоната. Звучит как каламбур, но о часах Игорь Глазов может говорить часами. В коллекции музея представлены в основном экспонаты XVIII и XIX веков — периода, когда часовое дело неустанно развивалось. Мастера стремились усовершенствовать механизмы, сделать часы более компактными, более точными. Есть у Музея имени Врубеля и такие ушедшие из привычного обихода экземпляры, как каретные часы. Их брали в дорогу, и в экипаже для таких часов было специально оборудованное место.
О высоком статусе владельца говорили карманные часы, которые не выходили из моды, вплоть до начала XX века. Свои коррективы внесла Первая мировая война. Военным на фронте было неудобно пользоваться карманными часами, и тогда к ним стали припаивать металлические ушки и крепить на руке ремешком. Таким был прообраз современных наручных часов.
Порой часы могут рассказать сами свою историю. Хранитель вспоминает знаменитую сцену из советского сериала о Шерлоке Холмсе, когда великий сыщик проявляет дедуктивный метод, осматривая карманные часы брата Ватсона. Он делает вывод, что часы принадлежали пьющему человеку, так как на обратной стороне корпуса были нацарапаны номера квитанций лондонских ломбардов. Брат Ватсона закладывал часы четыре раза.
Исследовать экспонаты и говорить о них можно бесконечно долго. Здесь каждая деталь имеет значение. В Музее имени Врубеля отдельные экземпляры часов находятся в постоянной экспозиции и регулярно выставляются. Поднимаясь на второй этаж, справа в стеклянной витрине можно увидеть уникальный экспонат, аналог которого находится в собрании Эрмитажа. Это каминные часы «Колесница Аполлона». Они были сделаны в мастерской знаменитого французского бронзовщика Пьера-Филиппа Томира в конце 1790 годов. Вполне возможно, что благодаря усилию посетителей музея в скором времени свое достойное место в витрине займут и отреставрированные каминные часы с маленьким задорным Вакхом. Помочь музею можно на специальном сайте проекта.
|