Для омичей сыграли на гуслях музыку в современной обработке

В «Сибирском культурном центре» в рамках «Академии русской культуры» состоялся концерт музыкального проекта Protosound.

Его руководитель – Дмитрий Парамонов – гусельщик (тот, кто изготавливает инструменты) и гусляр (тот, кто на них играет). Сейчас проживает в поселке Вязовая Челябинской области. Но гусли впервые в руки взял в Омске.

 - Дмитрий, у вас на Урале сейчас действует Мастерская гусельного искусства?

 - Да. Этот проект зародился, когда я был еще в Омске. Сначала учился в СибАДИ на экономиста. За плечами у меня уже было культурологическое образование. Но, поехав в экспедицию, увидел, как уходит традиция, и мне так стало обидно. Вдруг внутри какой-то порыв – надо ведь сохранить это наследие! Потому что я застал еще период в деревне, когда дома играли, плясали, пели протяжные песни на застолье. Я это помнил. А в экспедиции я этого не видел. Мы шли по карте от деревни к деревне. Приходим – а там и деревни-то уже нет, только имя. Это произвело на меня удручающее впечатление. Ведь уходит богатейший пласт русской культуры. Я решил остаться в «Сибирском культурном центре». Работал там с 2002-го по 2010. Здесь мне подарили мои первые детские гусли «Перепёлочка». Затем заказал инструмент у мастера в Новосибирске. А после уже начал делать гусли сам.

 - Гусли на Руси были популярным инструментом?

 - Гусли от слова «гудеть». Их любили за красоту и протяжный звук. И в Древней и в Средневековой Руси это был основной инструмент, он  висел в каждой избе. Для реконструкции гуслей я разработал специальную методику. Есть такая наука – органология – она изучает строение инструмента. Так вот, на основе своей методики я реконструирую инструменты разных эпох, в основном, с изображений. Это могут быть иконы, фресковая храмовая живопись с изображением гусляров, миниатюры книжные. Великое разнообразие источников. Я выявляю пропорции инструмента по соотношению с телом человека. Затем, исходя из пропорций, прикидываю, сколько там струн.

- В Омск на концерт вы привезли реконструкцию гуслей 16-го века?

- Это шлемовидные гусли, бытовавшие на границе XVI-XVII веков. Они сделаны по изображению с букваря Кариона Истомина. У них 20 струн – на две с половиной октавы. Еще я делаю копии этнографических инструментов – это старинные гусли, сделанные в XIX – начале XX века носителями традиций. Кроме того, мне показалась интересной мысль сделать электроинструмент, чтобы играть в ансамбле. В Омск я привез модель моих авторских гуслей – называется она «Рокот». У них есть датчики, которые снимают звук, и штекер. Цельная дека, как для электрогитары. Раньше у нас была команда «Тишина», которая играла рок, и хотелось добавить в эту музыку что-то свое, местное, сибирское, чтобы обогатить мировую музыкальную культуру.

 - А какая музыка вошла в концерт проекта «Protosound»?

 - Есть рекрутские песни, улошные, те, которые пели, когда гуляли по деревне. Свадебные песни, записанные в XVIII-XIX веке. Нот тогда не было. Основываясь на традициях Подмосковья, я примерно представил, как они могли бы звучать. Ну и добавил современную аранжировку. Это музыка, адаптированная для современного слушателя.

 - Как современный человек на гусли реагирует?

 - Отлично. Инструмент впечатляет: «О, это гусли, это что-то наше, древнее!» Идентификация идет. К тому же мы ведем работу по популяризации, чтобы люди видели, что сейчас этот инструмент не в забвении, на нем многие играют.

 - «Академия русской культуры» помогает в этой работе?

 - Конечно. Я играю мелодии, которые мы записывали в этнографических экспедициях, и в Омской области в частности. Были в Крутой горке, нам рассказывали, как там на вечёрках играли на гуслях. Но в 70-ых годах это всё исчезло – провели электричество, в домах появились радио и телевидение.

И «Академия русской культуры» ищет новые точки соприкосновения с традицией. Чтобы она не хранилась в архивах, а использовалась в жизни. Я вот музыкант, играю на инструментах, которые достались мне в наследство от бабушки и дедушки. Кто-то, изучая мои наработки, также будет этим пользоваться. И вот так всё это передается. Традиция – это не статика, она живая, динамичная.

 - В других странах проявляют интерес к русским гуслям?

 - У меня был необычный проект. Я ездил в Новую Зеландию. Русская община заказывала гусли. Я не мог привести инструменты, поэтому изготовил их там из местного дерева. Еще был опыт участия в Международном фестивале в Финляндии «Sommelo». Я обучал финнов и скандинавов петь былины. Мы разучивали былину о князе Владимире. Я делал транскрипцию русских слов на латинице. Они с огромным уважением и интересом отнеслись к нашему старинному инструменту.

URL: http://omskregion.info/news/121299-dlya_omichey_sgrali_na_guslyax_muzku_v_sovremennoy/
Дата публикации:25/03/2023 18:03
Автор:Наталья Бельская
Фото:Евгений Кармаев