Игорь Петренко: «Предугадать успех невозможно»

Игорь Петренко - один из самых видных и талантливых киноактеров своего поколения. Кажется, что и с приглашениями на роли ему везет, и с ежиссерами, и с партнерами. А как на самом деле?
Игорь Петренко - один из самых видных и талантливых киноактеров своего поколения. Кажется, что и с приглашениями на роли ему везет, и с ежиссерами, и с партнерами. А как на самом деле?

«Все происходило как-то странно»

- Игорь, вы как-то сказали, что в актерскую профессию вас привел случай. Это правда?

- Правда. Я поступил в Плехановскую академию, но учиться не стал. Шел с товарищем по улице мимо Щепкинского училища, увидел, что стоят абитуриенты, спрашиваю: «Что дают?». Говорят: «Вступительные экзамены в теат­ральный вуз». Я удивился: «Разве есть такие вузы?». Я почему-то никогда не задумывался, откуда берутся артисты. Думал: наверное, из актерских династий. Оказалось, нет, есть вузы. Спросил, что надо сдавать. За неделю подготовился. В результате поступил во все теат­ральные вузы Москвы. Во ВГИК я только не пошел.

- А в дальнейшем судьбоносные случаи в вашей жизни были?

- Все происходило как-то странно. Окончил вуз, взяли меня в Малый театр, хотя туда далеко не всех берут. Прослужил два года, и пошли у меня картина за картиной. Первая была «Звезда». Я не хотел туда попадать, я стремился сыграть в фильме «Азазель» Фандорина. И с этой мыслью пошел на «Мосфильм» караулить режиссера. Но уловить мне его никак не удавалось. И тут идет по этажу ассистентка и говорит: «Что ты тут делаешь? Пойдем со мной, внизу на «Звезду» идут пробы».

На меня надели военную форму, дали очень тесные сапоги, в которых ходить невозможно. Зашел и понял, что режиссер - это тот, кто стоит за камерой, пожилой мужчина, - и все внимание ему. А молодой парень, который задавал непонятные вопросы, вызывал внутреннее негодование. Я все ждал, когда же со мной режиссер начнет разговаривать. Потом парень предложил сыграть в игру: «Давайте представим, что вы в блиндаже, а я как журналист полевой газеты буду вам вопросы задавать».

Он спрашивает: «Ну, сколько «языков» взяли?». Я: «Пять». А сам думаю: каких «языков»? Оказалось, что это был режиссер Николай Лебедев. Контакта у нас не получилось. Ну, поблагодарили, я сказал: «До свидания», бегом переодеваться - и наверх. Говорят: «Да, был режиссер и ушел». Так я никуда не попал. Проходит месяц, поменялись ассистенты. И режиссера уговорили еще раз меня попробовать. На эту роль должен был идти Денис Никифоров, его кандидатура всех устраивала. Уже нужно было ехать на подготовку в Алабино, в кавалерийский полк. У Дениса Никифорова было то ли 17, то ли 18 спектаклей в месяц, и, конечно, Табаков не отпускал его. Тогда вопрос о герое вынесли на худсовет. В его составе Абдрашитов, Шахназаров. Мнения на худсовете разделились. Половина была за меня, половина против. Я уже прошел подготовку, а утверждение затягивалось. И только за три дня до съемок сказали: «Все, будешь работать». Я уже и не рад был. Мы все после Алабино были зачуханные, уставшие. Хотелось есть. Суточные были 50 рублей. К началу съемок радости оттого, что кто-то утвержден, уже не было. Мы практически не улыбались.

«Мне повезло с партнерами»

- А фильм «Звезда» принес вам Госпремию и «Нику».

- Я ж говорю: предугадать успех невозможно. И дальше все складывалось похоже. Вот фильм «Кармен». Режиссер Александр Хван, с которым мы раньше работали в цикле новелл «Из черной комнаты», сомневался в моей кандидатуре. Я не был персонажем, который он себе представлял. Шли пробы. А группа та же была, у нас хорошие отношения сложились во время съемок короткометражки. И люди говорят: «Давайте брать Петренко». Хван ни в какую. И втихаря вызывает одного артиста, чтобы взять вместо меня. У того волосы длинные, Хван стрижет их, смотрит и говорит: «Нет, спасибо». И вот режиссер говорит: «Все, больше нет времени выбирать, поехали в экспедицию». Так сложился фильм «Кармен». А после этого Чухрай вызвал на пробы в фильм «Водитель для Веры». Самые ужасные пробы в моей жизни! Я был деревянный, ничего у меня не получалось, он сидел, смотрел. А эту роль он специально писал на Женю Миронова. Но Женя по каким-то причинам отказался. И опять то же самое: «Ладно, поехали!» Все мои первые работы рождались так: пришлось доказывать, что смогу.

- Хороший партнер - это большая удача?

- Мне повезло с партнерами: Богдан Сильвестрович Ступка, Андрей Панин. Эти большие артисты могли бы просто задавить своим авторитетом и уничтожить молодого артиста. Все было наоборот: всячески помогали, как безупречные партнеры, сразу учили играть в «пас», не задумываясь о том, правильно или неправильно ты работаешь. Поддерживали. И в результате, когда мы работали над «Шерлоком Холмсом» с Андреем Паниным 162 смены, это было настоящее актерское счастье. Мы могли играть с закрытыми глазами. 

- Расскажите об этом новом, еще не вышедшем сериале.

- У нас Шерлок Холмс выходит из стереотипов. Он не джентльмен, курящий трубку. Джентльмен - это доктор Ватсон, которого сыграл Андрей Панин. Ватсон – прекрасный мужчина во всех отношениях. Шерлок Холмс нервный, не умеющий драться, его все время надо спасать, что и делает Ватсон. Такой острохарактерный персонаж достался мне впервые. А почему мне? Не знаю, у режиссера надо спрашивать. Человек 50 пробовались на эту роль. И Хабенский, и Безруков.

- Про Холмса столько снято - и талантливо. Зачем еще один сериал?

- Я Андрея спрашивал: зачем тебе это надо? И убегал от этой работы очень долго. Было страшно брать на себя такую ответственность. У нас ведь есть выдающийся фильм Игоря Масленникова, он как памятник архитектуры. Но эта история оригинальная, непохожая.

- Когда вый­­дет фильм?

- Еще не было озвучания. И как его делать, когда не стало Андрея Панина, трудно сказать. Будем думать.

«Думаю вернуться в Малый театр»

- Игорь, актеру надо много иметь житейских, профессиональных навыков своего героя или можно сыграть, ничего не умея?

- Я, чтобы сниматься в «Звезде», разбирал пистолет ТТ с закрытыми глазами. Собирал и разбирал за 11 секунд. Изучил тактику ведения боя, записал себе на бумажку всю боевую технику, какая была в то время. Сейчас будет многосерийная работа, где я буду играть летчика. Мне обещали дать возможность на тренажере для летчиков поучиться, как самолет сажать, поднимать. 

- Ваш отец хотел, чтобы вы стали военным. Вы не стали, но сыграли военных. А вы думаете о будущем своих детей?

- У меня есть мысль отдать пацанов - Матвея и Корнея - в Суворовское училище. Определенный возраст должен подойти. Им сейчас 4 и 6, а туда принимают с 8 лет.

- Отец примирился с вашим актерством? 

- Ну куда он денется.

- В русском театре актер и в 90 лет актер. И, к сожалению, мы видим, как бывают невостребованны прославленные киноактеры. Думаете когда-нибудь вернуться в театр? 

- Думаю. Но если возвращаться, так только в Малый театр. Если пустят обратно.
©
URL: http://omskregion.info/news/12131-igor_petrenko_predugadat_uspex_nevozmojno/
Дата публикации:08/05/2013 14:39
Автор:Светлана Васильева