Юрий Чурсин: «Роль рождается сиюминутно»Популярный российский актер предпочитает играть противоположные характеры.
Популярный российский актер предпочитает играть противоположные характеры.
В свои 33 года он сыграл под двадцать ролей на сценах московских театров им. Евг. Вахтангова, МХТ им. А. П. Чехова и Театра-студии под руководством Олега Табакова. Снялся в 28 фильмах. Среди них такие популярные сериалы, как «Хиромант», «Побег», «Мосгаз». К нам на фестиваль «Золотая маска» в Омске» приезжал со спектаклем «Старший сын» по пьесе А. Вампилова, где сыграл заглавную роль. С обсуждения этой работы и начался разговор с Юрием Чурсиным. Этап в жизни – У спектакля «Старший сын» была непростая история, и вы не сразу получили роль Бусыгина… – Да, начала работу режиссер, которая не любит Вампилова, она хотела, чтобы спектакль шел в одном действии, в нем звучали песни Хоронько. Персонажи были уже не нужны. И в результате столкновения режиссера с недобрыми актерами работу остановили. Актеры режиссера сожрали. – А в «Табакерке» и такое возможно? – Конечно, если знаешь, как. Шучу. – Это был нехарактерный случай для вашего театра? – Конечно. Обычно все идет как часы. И пришел Константин Богомолов, дал мне роль. Времени на подготовку у режиссера не было. Может быть, это и хорошо. Спектакль «Старший сын» очень отличается от других его постановок. Костя показал удивительный профессионализм. И работали легко, радостно. – Почему вы перешли из Вахтанговского театра в МХТ? – Когда Олег Павлович Табаков пригласил меня, я был без работы. Из Вахтанговского театра ушел, играл в антрепризе. Мне предложили ввод в спектакль «Лес» Александра Островского в постановке Кирилла Серебренникова. И после премьеры пригласили в театр. – Вы играете и в «Табакерке», и в МХТ. А где числитесь в штате? – В МХТ. Но оба театра работают под руководством Олега Павловича Табакова, мы уже порой и сами не знаем, где мы. – Как сочиняется образ героя? – На этот вопрос сложно ответить. Даже перед началом спектакля не знаешь, что за герой будет в этот раз на сцене. Роль рождается сиюминутно, и многое зависит от партнеров. – Какую роль вы бы назвали этапной в своей жизни? – Сыгранную в Омске. Бусыгина. Сначала была обоюдная работа с режиссером. Не было никакого готового персонажа ни у него, ни у меня. Был кроссворд, и мы пытались понять героя, его время. Посмотрели на пьесу с исторической точки зрения. Герой – из поколения детей войны, безотцовщина. 1960-е – это время, когда стало не зазорно учиться на дневных отделениях, что до этого люди не могли себе позволить: надо было поднимать страну из разрухи. Вспомните фильм «Весна на Заречной улице». Да, для меня роль Бусыгина – главная, этапная, потому что я никогда не играл героя с такой напряженной атмосферой внутренней жизни. «Я не такой, как многие мои герои» – У многих ваших героев, сыгранных в театре и кино, обостренное чувство справедливости. Вам этот нравственный максимализм близок? – Я все больше убеждаюсь, что если хочешь себя разрушить, начни искать справедливость. – Христианская позиция… – Да, мне не близки упорные поиски справедливости. Я в таких ситуациях, как герои «Старшего сына» или сериала «Побег», не был. Но понимаю, что, если человек дает честное слово, а ему не верят, это его чрезвычайно раздражает. Здесь даже не поиск справедливости, а внутреннее переживание всего, что происходит вокруг. Нет, не все мои персонажи обладают обостренным чувством справедливости. И ради разнообразия я, если есть выбор, предпочитаю играть противоположные характеры. Если раньше был справедливый парень, то хорошо бы сыграть подонка. Мне как актеру это интересно. – У вас по четыре фильма в год. Как это удается совмещать с работой в театре? В кино и на сцене разная природа актерского существования. – Именно поэтому и нужно совмещать. Чтобы не повторяться. В театре занимаешься одной профессией, в кино – другой. – Работать приходится в бешеном ритме? – Иногда – да, иногда, наоборот, выпадает затяжное бездельничанье, когда занимаешься другими делами. По-разному бывает. – А как восстанавливаетесь, когда ритм бешеный? – Меня лично восстанавливает только надежда, что следующий спектакль и фильм будут лучше прежних. Досье 2005 год – Молодежная премия «Триумф». 2005 год – театральная премия «МК», сезон 2004–2005 гг. – за лучшую мужскую роль (в спектакле «Лес»А. Н. Островского) В МХТ им. А. П. Чехова. 2005 год – фестиваль «Виват, кино России!» Приз за лучшую мужскую роль в сериале «Хиромант». 2007 год – «Ника». Номинация «Открытие года» за роль Валентина в фильме Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». 2012 год – «Золотой орел». Номинация «Лучший актер на ТВ». В 2010 году был представлен на премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» (вместе с Сергеем Сосновским) за работу в спектакле «Старший сын» А. Вампилова в постановке К. Богомолова. Но премия была присуждена Евгению Миронову за спектакль «Рассказы Шукшина» в Театре Наций. Кстати Режиссер фильма «Третий лишний» Алексей Лисовец сказал: «Чурсин – актер калибра Смоктуновского». После фильма «Хиромант» к нему пристала эта кличка. Люди, увидев на улице, восклицали: «Хиромант!». Роли в спектаклях «Табакерки»: «Старший сын» «Идиот» МХТ им. А. П. Чехова: «Лес» «Господа Головлевы» «Чайка» «Примадонны» «Человек-подушка» «Пиквикский клуб» Фильмография 1999 – «Простые истины» 2002 – «Неудача Пуаро» 2002 – «Трое против всех» 2005 – «Клоунов не убивают» 2005 – «Авантюристка» 2005 – «Хиромант» 2006 – «Билет в гарем» 2006 – «Игра в шиндай» 2006 – «Из пламя и света» (Лермонтов) 2006 – «Изображая жертву» 2007 – «Запах жизни» 2007 – «Контракт на любовь» 2007 – «Частный заказ» 2007 – «Третий лишний» 2009 – «Короткое замыкание» 2010 – «Глухарь в кино» 2010 – «Химик» 2010 – «Побег» 2011 – «Суперменеджер, или Мотыга судьбы» 2012 – «Кремень» 2012 – «1812-й. Отечественная. Великая» (Наполеон) 2012 – «Бригада: Наследник» 2012 – «Мосгаз» 2013 – «Три мушкетера» (Атос) 2013 – «Схватка» Фото с сайта nesneg.com ©
|