Омское радио сыграло важную роль в информировании жителей всей Западной Сибири о ходе Великой Отечественной войны.
Через омскую радиостанцию свои передачи с 1941 по 1945 год вели Тюменская, Курганская, Петропавловская и Кокчетавская области.
Военное время
Во время Великой Отечественной войны радио выполняло важнейшие функции по оповещению и информированию жителей страны. Это был практически единственный источник информации.
В 1941 году в Омск была эвакуирована московская радиостанция РВ-49 имени Всесоюзного центрального совета профсоюзов. Ежечасно в эфир шли сводки Совинформбюро, передача «Письма с фронта». Все радиоэфиры шли вживую, записывающих устройств еще не было, а первый магнитофон на омской радиостанции появился только к концу войны.
Семен Фугенфиров.
Герои – ветераны
– Работали у нас и ветераны войны, – рассказывает заместитель директора по радиовещанию ГТРК «Иртыш» Михаил Кузин. – Среди них Николай Пантелеевич Анкилов, Андрей Викторович Бобылев, Павел Ефимович Кочергин, Петр Николаевич Ребрин, Полина Филипповна Сухецкая. Некоторое время на Омском радио трудился и Семен Григорьевич Фугенфиров.
В областном радиокомитете Фугенфиров проработал литературным сотрудником с 1938 по 1942 год. В апреле 1942 года он получил повестку из Куйбышевского райвоенкомата и был направлен в Омское пехотное училище, где под руководством начальника училища полковника Леонтия Гуртьева шло формирование 308-й стрелковой дивизии. Уже в сентябре Семен Фугенфиров оказался под Сталинградом, а в октябре 1942 года, прикрывая отход из штаба, который штурмовали фашисты, геройски погиб.
Клавдия Рабинович.
Левитан в юбке
Еще одна легенда Омского радио – это Клавдия Дмитриевна Рабинович. Уже после войны она стала ученицей Юрия Борисовича Левитана, который неоднократно бывал в гостях у омских радийщиков.
В 1943 году Клавдия Рабинович окончила курсы стенографисток и пришла устраиваться в радиокомитет, однако вакансию уже закрыли, и ей предложили работу диктора. В годы Великой Отечественной войны именно она вела передачи из совхозов, отправлявших на фронт продовольствие, читала рассказы и стихи раненым в госпиталях. Но главное – именно она сообщала все самые важные новости с передовой, каждый раз начиная их словами: «От Советского информбюро!» Голос ее был глубокий и проникновенный, за что омичи называли Клавдию Рабинович «Левитан в юбке».Наши дни
Прошло много лет. Но лучшие традиции Омского радио поддерживаются и сейчас.
– Никогда нельзя обманывать радиослушателей, – уверен Михаил Кузин. – Это самая главная традиция. Всегда надо к нему уважительно относиться, и он будет включать радио и всегда тебя слушать.
Секретов, как выяснилось, не так уж и много. При этом на радио по-прежнему стремятся сохранить нормы русской речи, орфоэпии, и даже в прямом эфире приходится быстро ориентироваться, чтобы избежать ошибок.
Работа на радио довольно специфическая. Это всегда спектакль, причем без предварительных репетиций. Ведь, как правило, радиоведущий со своим гостем знакомится за несколько минут до эфира. А иногда в студию поступают неожиданные звонки от радиослушателей, которые могут изменить ход передачи.
– Самое важное отличие радио от телевидения в том, что голосом, эмоциями, словами нужно точно передать сообщение, – объясняет Михаил Кузин. – На телевидении есть видеоряд, в газете есть фотография. А у радиожурналиста – только голос. Радио близко к литературе.
Жанр сложный, и не все могут работать на радио, не все выдерживают этот ритм прямых эфиров и работы без выходных. Зато остаются самые преданные профессии и в хорошем смысле одержимые люди.
Здание радиокомитета на Красногвардейской.
Фото Евгения Кармаева и из архива Омского радио