Хранители Омска: казачий славный храм

Хранители Омска: казачий славный храм

Дата публикации 27 мая 2023 16:56 Фото Алексей Пантелеев

Сегодня, 27 мая 2023 года, старейшему из уцелевших в годы советских гонений омских храмов, Свято-Никольскому казачьему собору, с момента его закладки исполнилось 190 лет.

В какой-то степени церкви Божии, как и люди, также имеют точку отсчёта своего существования, образно говоря, «дни рождения». Только в отличие от людей, у храмов это не одна дата, а минимум две, а то и три. К первой следует относить закладку храма, к двум другим – его освящение. Очень часто, если храм был не однопрестольным, то освящение его приделов совершалось в разное время. Чаще – с разрывом в несколько лет, реже – в один год.

Фото Алексея Пантелеева 

Не является исключением в этом плане и градо-омский Никольский казачий собор. Его два придела в т.н. «тёплой церкви» (эта часть храма именовалась так потому, что была построена в первую очередь и отапливалась в зимнее время) во имя Великомученика Георгия Победоносца и Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы были освящены 26-27 мая (здесь и далее все даты до 1918 г. приводятся по старому стилю. Для перевода их на современное летоисчисление следует прибавить в XIX в. – 12 дней, а в ХХ в. – 13). А главный придел, находящийся в «холодной церкви» (получила своё название от того, не отапливалась в зимнее время), – в честь Святителя Николая Чудотворца – освятили только 16 сентября 1843 г.

Так что в нынешнем году данный храм – двойной юбиляр, поскольку он отмечает не только 190-летие со дня возведения, но и 180-летие с момента освящения его главного престола.

Фото Алексея Пантелеева 

В преддверии строительства

Идея постройки в Казачьем форштадте новой каменной церкви высказывалась войсковыми чинами еще в начале XIX века. Однако первым письменно высказал эту мысль временно командовавший (конец 1820-х – начало 1830-х гг.) Сибирским казачьим войском подполковник A. M. Лукин. В своем письме в Войсковую Канцелярию от 24 апреля 1829 г. он писал:

«Со времени моего вступления в командование казачьим войском, совершенно удостоверился я лично, что в г. Омске находится очень довольно людей воинского, гражданского и учителей разных сословий, но, к крайнему сожалению, церквей Божиих состоит в столь обширном городе только две. (Воскресенский собор и Ильинская церковь. – А. Л.)... это возбудило меня покорнейше просить... построить здесь, в Казачьем форштадте, новую каменную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца...».

Войсковая канцелярия приняла это предложение «с чувством сердечного удовольствия» и разослала по станицам, полкам, а также конно-артиллерийским казачьим бригадам приглашения с просьбой о пожертвовании на постройку храма. Однако, казаки, по бедности своей, жертвовали мало. И Войсковое начальство оказалась в весьма затруднительном положении. Но выход из него вскоре был найден.

Фото Алексея Пантелеева 

Нижние чины 1-го (квартировавшего в Пресногорьковской крепости) и 8-го (в Усть-Каменогорске) полков сверх собранных ими 388 р. 95 коп. согласились пожертвовать из данных им фуражных денег на октябрь месяц «каждый за одну четверть овса по тем ценам, которые будут утверждены начальством», а содержание лошадей строевых и резервных в течение октября они принимали на свой счет. Поясним, что в 1820-ых гг. по распоряжению тогдашнего генерал-губернатора Западной Сибири П.М. Капцевича казаки получали фураж на боевых и резервных лошадей не натурой, как было заведено в дальнейшем, а преимущественно деньгами. К 1831 г. деньгами на строительство нового омского храма уже почти нигде не жертвовали, поэтому Войсковая канцелярия своим распоряжением от 17 января того же года предписала всем полковым командирам и отрядным начальникам вновь объявить подписку среди состоящих под их командованием чинов. Казакам предлагалось, за неимением денег жертвовать на предстоящую постройку «по получетверти овса из следовавшего им на зиму...». Это предложение было встречено казаками с пониманием, и строительный фонд храма значительно пополнился за счёт т.н. «фуражных денег». К моменту закладки он насчитывал до 50 тыс. рублей ассигнациями.

Фото Алексея Пантелеева 

Ободренная прекрасным результатом своих приглашений к пожертвованиям Канцелярия Сибирского казачьего войска ровно через год после начала их сбора решилась ходатайствовать в лице начальника штаба отдельного Сибирского корпуса генерал-майора С.Б. Броневского перед корпусным командиром, генералом от инфантерии и Западно-Сибирским генерал-губернатором И.А. Вельяминовым «о дозволении построить... храм во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца». Вскоре такое разрешение было получено, и началась ускоренная заготовка материалов. Для облегчения её проведения был избран попечителем храма подполковник А.И. Симонов, а ктитором-строителем подполковник Ф.Д. Пахомов. В обязанности первого входило наблюдать за заготовкой материалов и прочностью постройки, а последнего – хранить деньги и заготовленные материалы. Надзор за строительством здания был возложен на переведенного из Томска в Омск полевого инженера-поручика Н.И. Лещева. Городовой архитектор С.Е. Татаринов отказался от осуществления надзора лично, а только принял в нем посильное участие.

Место для предполагаемой церкви Войсковое начальство просило на площади, в самом центре Казачьего форштадта. Но бывший в то время областным начальником генерал-лейтенант В. И. де Сент-Лоран отказал просьбе, т. к. по Высочайше утвержденному 28 января 1829 г. плану г. Омска, разработанного В.И. Гесте, эта территория была отведена под частные дома. Причем он указывал, что по тому же плану церковь должна быть выстроена на окраине форштадта, а следовательно, богослужение в ней совершалось бы «вовсе без богомольцев. Она не имела доходов и средств к своему существованию и постоянно находилась бы в опасности быть обкраденною».

Поэтому Войсковая Канцелярия не согласилась с отведённым по плану ей местом и через корпусного командира И.А. Вельяминова вышла с представлением о дозволении выстроить храм на избранном войсковым начальством месте к Министру внутренних дел, а через него и к самому императору Николаю I. Его Императорское Величество, основательно вникнув в просьбу, охотно поддержал ходатайство, заметив при этом, что «гораздо приличнее отдать площадь под церковь, чем под частные дома».

Фото Алексея Пантелеева 

Из истории возведения

15 мая 1833 г. под руководством архитектора Татаринова состоялась закладка храма. История строительства Казачьей церкви интересна и многогранна, но эта тема для отдельной публикации. Мы же в нашей статье отметим лишь ключевые моменты. В конце весны 1840 г. вновь выстроенная церковь была освящена протоиереем Дмитрием Пономаревым. 26-27 мая 1840 г. освятили два престола теплой церкви: во имя Георгия Победоносца и Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, а 16 сентября 1843 г. был освящён главный престол этого храма – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Наиболее сложным вопросом в истории Никольской войсковой казачьей церкви является вопрос об авторстве храма. Некоторые исследователи склонны полагать, что автором проекта Никольской церкви был знаменитый зодчий Василий Петрович Стасов. Возражая данному расхожему мнению, отмечу, что к составлению проекта лично В.П. Стасов непосредственного отношения не имел. Им совместно с коллективом архитекторов был разработан атлас типовых проектов церквей, один из рисунков в котором и был принят за основу для строительства Казачьей церкви в нашем городе. Рабочие чертежи были выполнены: «Инженер-подполковником Лещевым обще с Губернским Архитектором Праманом и сметы... были составлены Инженер-прапорщиком Новоселовым». А вот рисунки для иконостасов храма были начерчены ещё в 1833 г., в Петербурге архитектором В.П. Стасовым за 200 рублей ассигнациями, к которому, по поручению Войсковой Канцелярии, с просьбою об этом обратился сотник Н. П. Волков, ездивший в то время в столицу для препровождения к месту службы 30 казаков-гвардейцев.

Дореволюционная открытка 

Следует предположить, что именно по этим рисункам в 1838 г. мастером из Екатеринбурга П. Батовым были изготовлены иконостасы для церкви. Позднее в них были помещены иконы, написанные академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Самой же чтимой иконой в казачьем храме была Козельщанская Божья Матерь, перед которой каждое воскресенье служился акафист.

Интересен процесс украшения внутреннего интерьера Никольского храма. Первоначально купол холодной церкви (поскольку храм строился поэтапно, то первоначально была воздвигнута трапезная, а затем достраивался основной храм; зимой трапезная обогревалась, а храм нет, отсюда и названия частей церкви «теплая» и «холодная») планировали украсить лепными изображениями облаков, однако из опасения ослабить купол от этого намерения впоследствии пришлось отказаться. В 1843 г. тобольский иконописец Ульян Пленин за 280 рублей ассигнациями исполнил на куполе «голубое небо с золотыми звездами и в нем благословляющего Господа».

Страницы жизни приходской

Прихожанами церкви были казаки г. Омска и близлежащих станиц, а также проживающие вблизи храма горожане.

Фото Алексея Пантелеева 

Казачий храм был тесно связан с людскими судьбами. Так, 15 июля 1891 г. в Никольской церкви на молебне присутствовал тогда еще наследник престола цесаревич Николай Александрович Романов, посетившей в то время Омск и Сибирское казачье войско. По окончании литургии и молебна августейший атаман осмотрел знамя Ермака и икону, сооруженную казаками в память чудесного события 17 октября 1888 г.

В разные годы под сводами храма крестили будущего омского поэта Л.Н. Мартынова и ставшего впоследствии известным архитектора и историка градостроительства В.И. Кочедамова.

Титульный лист метрической книги Никольской казачьей церкви за 1912 г. Из фондов ГИАОО 

Никольский казачий храм являлся своеобразным духовным центром Сибирского казачества. Ни один круг, ни одно торжество Сибирского казачьего войска не обходило стороной казачью церковь. Молебнами в храме были открыты торжественное объявление Высочайше утвержденного Положения о Сибирском линейном казачьем войске 1846 г. и пятый чрезвычайный круг Сибирского казачьего войска летом 1919 г. Здесь хранились многочисленные реликвии Сибирского казачьего войска. Среди них особое место занимало легендарное знамя Ермака Тимофеевича. На вид это было большое полотнище 3 x 2,5 м, на одной стороне которого был изображен конный Архангел Михаил, а на другой – Димитрий Солунский, также восседающий на коне и поражающий копьем противника. В 1883 г. знамя было перевезено из Березова в Омск, где и хранилось до февраля 1918 г. в Никольской казачьей церкви. Весной 1918 г. оно с целью «спасения от надругательства большевиков» было похищено из храма атаманом Б.В. Анненковым. После занятия Омска белой армией знамя было возвращено в наш город, но не единым полотнищем, как ранее, а уже распавшееся на отдельные куски. Легендарный стяг отреставрировали и 19 декабря 1918 г. торжественно перенесли для хранения в Войсковой храм. После отступления белой армии из Омска следы реликвии теряются, и её дальнейшая судьба до сих пор остаётся доподлинно неизвестной.

Вид одной из сторон знамени Ермака. Фото из фондов ГИАОО 

4 сентября 1897 г. при церкви была открыта четырехклассная школа для девочек, в которой обучалось около 80 человек. В приходе храма находились мужское и женское Николаевские училища, приготовительный казачий пансион, а также две казачьих школы, находившиеся в поселках Черемуховском и Новом. В 1916 г. Никольская казачья церковь получила статус собора.

Приказ по Сибирскому казачьему войску за 1916 г. о присвоении Никольской казачьей церкви статуса собора. Из фондов ОГОНБ имени А.С. Пушкина 

Казачий храм продолжал функционировать и в суровые годы Гражданской войны. Так, 13 апреля здесь состоялась панихида по Л.Г. Корнилову, на которой присутствовали: Верховный Правитель адмирал А. В. Колчак, премьер-министр В.Н. Пепеляев, атаманы Оренбургского и Семиреченского казачьих войск, генерал-лейтенант А.И. Дутов и генерал-майор А.М. Ионов. Во время панихиды протоиереем Леонидом Покровским была произнесена речь о Л.Г. Корнилове. Намечалось соорудить перед храмом и памятник поминаемому генералу, но эта идея так и осталась неосуществленной. Самое интересное, что разработку проекта памятника предполагалось поручить художнику-скульптору И.Д. Шадру, получившего известность и признание уже в Советской России.

От поругания к возрождению

Трагический период в существовании Николаевского казачьего собора начался с приходом в г. Омск советской власти. Еще в 1918 г., при отступлении частей Красной армии из Омска, по алтарю храма было произведено несколько выстрелов во время божественной литургии. 10 ноября 1928 г. решением Омского городского Совета рабочих и крестьянских депутатов здание Казачьей церкви было закрыто и передано под культурные нужды, а ровно через два месяца Москва в лице ВЦИКа утвердила данное решение. В разное время остов церкви перестраивали и арендовали различные учреждения, начиная от детского сада и заканчивая управлением культуры. Омичам же старшего поколения особо запомнился находящийся здесь кинотеатр «Победа». 

Кинотеатр «Победа» в бывшем здании Свято-Никольского казачьего собора 

С 1966 г. здание не эксплуатировалось. На кирпичном покрытии купола выросла березка, а в алтарной части храма были размещены общественные уборные.

В 1970 г. появилось решение Горисполкома о сносе здания Казачьего храма, но благодаря выступлению общественности это решение, к счастью, так и не было реализовано. В последующие годы здание отремонтировали, вернув ему первоначальный облик, и с 1983 г. здесь разместился Зал органной и камерной музыки.

С 1991 г. по просьбе митрополита Омского и Тарского Феодосия (Процюка) храмовое здание использовалось Омско-Тарской Епархией совместно с Управлением культуры, а с июня 1998 г. его полностью передали на баланс Омскому Епархиальному управлению.

Во время последней реконструкции на пол храма уложили металлическую плитку. Фото Алексея Пантелеева 

Современное внутреннее убранство храма кардинально отличается от былого. Он имеет прекрасный иконостас, выполненный по проекту В.Н. Гульченко бригадой резчиков под руководством В.Л. Малых. Золочение иконостаса провёл Олег Зотин. Великолепные храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Дмитрием Фофиных, Татьяной Голубевой, Артуром Костылёвым, Владимиром Ходыкиным. Собор живёт полной духовной жизнью: в нём ежедневно служится божественная литургия, совершаются крещения, венчания и другие православные обряды.

Современный иконостас Свято-Никольского казачьего собора. Фото Алексея Пантелеева 

Сегодня многие православные омичи приходят помолиться в этот самый старый из сохранившихся православных храмов нашего города и единственный на территории Западной Сибири, возведённый в стиле классицизма.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»


Распечатать страницу