Немцы работу любят

В нынешнем году исполняется 250 лет Указу Екатерины II, положившему начало притоку немецких колонистов в Россию.
В нынешнем году исполняется 250 лет Указу Екатерины II, положившему начало притоку немецких колонистов в Россию.

В Сибири немцы появились еще раньше. Основал наш город «птенец гнезда Петрова» подполковник Иван Бухгольц, а вторую Омскую крепость построил Иван Шпрингер.

Обозреватель «ОП» беседует с заместителем председателя Немецкой национально-культурной автономии Виктором Эйхвальдом.

250 лет вместе

– Виктор Васильевич, только в ХVIII веке у нас служили восемь командующих Сибирскими пограничными линиями немецкого происхождения. А потом Густав Гасфорд и Александр Дюгамель были генерал-губернаторами Западной Сибири, Максим Таубе и Евгений Шмидт – начальниками Степного края. Это немецкие дворяне на русской службе. Но массовое переселение немцев в Сибирь началось намного позже. Почему необходимо было двигаться на восток?

– По той же причине, что крестьяне из многочисленных разрозненных германских княжеств столетием раньше переселились в Российскую империю, – искали лучшей доли, свободной земли, на которой можно было бы обу-строиться и получить для семьи достаток.

Пик массового переселения в Россию пришелся на 1767-й – во время правления Екатерины II. И в отличие от Петра I она пригласила не ученых людей, не ремесленников, а именно крестьян. Среди прибывших их было 90 процентов. А в Сибирь немцы начали массово переселяться вместе с русскими, украинцами после неурожая в Поволжье 1891–1892 годов, а потом в ходе Столыпинской реформы. Большое число приехавших стали компактно жить южнее Омска, немецкие переселенческие поселки образовали Александровскую волость. В 1914 году только в Омском уезде проживало более 20 000 немцев, среди них были и мои предки.

– Вы хорошо знаете свою родословную?

– Знаю, что предки родом из Швабии – южной Германии, по вере  – католики. В ХVIII веке прибыли в Черниговскую губернию, потом переехали в Екатеринославскую  – это все Малороссия, которой управлял граф Петр Румянцев-Задунайский. В обеих губерниях основали села с названиями, как на родине, – Большой Вердер и Малый Вердер. И по сей день на Украине сохранились эти имена населенных пунктов. А в Сибири осели в деревне Чучкино – это в нынешнем Горьковском районе. Мне недавно удалось познакомиться со списком жителей Екатеринославского Большого Вердера 1854 года – там все фамилии те же, что в моей родной деревне Чучкино.

– Почему же назвали ее иначе?

– Старожилы говорят: Чучкин – фамилия чиновника, который отвел землю. Наверное, из благодарности в его честь и назвали деревню.

– Была еще волна немцев, депортированных из Поволжья…

– Это трагическая страница. В отличие от переселенцев, добровольно приехавших в Сибирь общинами, немцев Поволжья распылили на малые группы. Для укорененных в Сибири, уже мысливших по-советски немцев они тоже были чужими. Помню, бабушка говорила, что председатель колхоза советовал быть с этими людьми настороже. А судьба у всех в войну была тяжкой: и женщин и мужчин, старожилов и депортированных отправили в трудармию. Мою бабушку Розалию – на Урал, в Невьянск. Она сбежала, ей светило семь лет тюрьмы. Спасла инспектор райфин-отдела Линда. Она должна была везти бабушку в заключение, но не выдержала крика малых детей и отпустила, взяв ответственность на себя. Как-то обошлось. Бабушка прожила 91 год…

– Вот какая странность в истории: в конце ХIХ – начале ХХ века губернаторы Максим Таубе, Евгений Шмидт обращались к царю с тревогой из-за наплыва немецких колонистов. А степные и акмолинские губернаторы русского происхождения напротив, всячески поддерживали переселенцев-немцев.

– История повторилась через 100 лет при создании Азовского немецкого национального района. По итогам референдума 1991 года 78,2 населения будущего Азовского района высказались за его основание. Когда в декабре на заседании областного Совета принималось решение, против выступил депутат немецкого происхождения, а его коллеги других национальностей были «за». Видимо, в таких случаях играет роль такая черта, как осторожность. Ее можно считать национальной, как и пунктуальность, обязательность.  

В соседних селах не понимали друг друга

– На сайтах российских немцев высказывается тревога, что падает процент тех, кто знает язык.

– Да, эта проблема есть. Раньше в селах дома говорили по-немецки. Я, например, вообще до школы русского не знал. И мы, немецкие ребятишки, отставали от сверстников, приходилось наверстывать. Сегодня, конечно, все иначе, особенно в городе. Немцы говорят по-русски, но нужно дать им возможность изу-чать родной язык. Сейчас в области открыто около 100 языковых курсов и 27 детсадовских групп с преподаванием немецкого языка.

– О каком немецком мы с вами говорим? Я слышала, сибирских немцев в Берлине не понимают.

– Это правда. Выходцы из разных частей Германии привезли с собой свои диалекты. Например, у нас в Чучкино с трудом понимали жителей Осиповки, а села разделяют всего пять километров. В Осиповке обосновались лютеране, а Лютер был не только церковным реформатором, но и основоположником современного немецкого. Конечно, в национально-культурных центрах изучается литературный немецкий язык. 



Музей обычаев и традиций

– Как сибирским немцам удалось сохранить культуру предков вдали от исторической родины?

– Не только у нас, и в Германии люди этому удивляются. Ведь общения не было 250 лет. Российские немцы для них – музей или заповедник обычаев и традиций. Многие из них уже забыты, а наши предки их бережно сохранили. В Омской области есть села, где национальная культура, порядок, обряды поддерживаются из поколения в поколение. Если хотите это увидеть, поезжайте в Солнцевку и Аполлоновку Исилькульского района, в Миролюбовку Москаленского. Или на север – в Тарскую Литковку.

– Которая знаменита тем, что через нее везли узников на Кулай. В воспоминаниях я читала упоминания, что жители Литковки, как могли, помогали жертвам. 

– В этих местах у гиблых болот и сегодня стоит чистая, аккуратная деревня. Литковка – самый северный немецкий населенный пункт в мире. Там есть центр немецкой культуры, акционерное общество возглавляет пастор.

– Как бы вы коротко ответили на вопрос, в чем наиболее проявляется душа народа?

– В тяге к труду. Говорят: немец работать любит. Он готов не покладая рук заботиться о благосостоянии, при этом не забывает культуру быта, постоянно благоустраивает жизнь. Есть такой анекдот. Немец построил дом, и сосед построил, только выше. Тогда первый хозяин снимает венец  и достраивает, чтобы его дом еще подрос. 

– А что сибирские немцы переняли у русских?

– Гостеприимство. У меня сейчас много родственников в Германии – 47 человек. И они собираются вместе, готовят разные блюда, накрывают столы. Этого совершенно нет в жизни немцев Германии. Одинокая фрау Клебер, у которой мои родные снимали квартиру, была потрясена, наблюдая за этими праздниками. Ей наши хозяйки приносили угощение, а она плакала от того, как наши люди дружны, хлебосольны, умеют заботиться друг о друге. 

Многие хотели бы вернуться

– Почему в 90-е годы так много немцев уехало в Германию?

– Причина одна: кризис в экономике. Пик эмиграции из России пришелся на 1994 год, из Омской области – 1995-й. Прекратили существование колхозы и совхозы, не выплачивалась зарплата. А главное, на селе был сломан привычный за время социализма уклад жизни.

– То есть причины массового отъезда – экономические?

– Безусловно. Ведь много поколений немцев считали Россию своей родиной.

– Но вот вы, например, не уехали.

– Разве я один? Ну, хорошо, раз вы спрашиваете. Мне, например, в Германии скучно. Здесь интересная работа, друзья. Если человек состоялся, чего-то достиг в профессии, врос корнями в эту землю, ему не легко и  не кажется необходимым уезжать. Никаких особенно красивых пейзажей нет рядом с моим родным селом Чучкино, а сердцу дорого это место.

– Много ли примеров возвращения из Германии в Сибирь?

– Я не знаю ни одного из 100 населенных пунктов области с немецким населением, где не было бы таких примеров. Более того, если бы была возможность, возвращение могло бы стать массовым.

– Что же останавливает?

– Возвращаться, как правило, некуда. Дома проданы, в них живут другие люди. По российской программе возвращения соотечественников оказывается помощь в 60 тысяч рублей. При Екатерине II, заинтересованной в освоении земель огромного государства, «подъемные» были намного выше. Это желание вернуться со временем иссякнет. Его не будет у выросших в Германии, адаптированных к новым условиям детей. 

Жить в Сибири и знать свои корни

– В Омской области немцы имеют наибольшее число национальных объединений. Расскажите о структуре вашей общественной организации.

– В одиннадцати районах и в городе Омске есть местные национально-культурные автономии. Создано 50 центров и филиалов немецкой культуры. Кроме того, четыре региональных центра координируют работу по четырем направлениям: этнокультура, образование и язык, молодежное, социальная поддержка ветеранов. Есть молодежные и детские региональные организации и более 300 кружков и клубов. 

– Масштабы впечатляют. Кто финансирует эту деятельность?

– Нам помогает правительство Германии. По российскому законодательству власть может финансово поддерживать не общественные организации, а проекты. Мы участвуем во всех межнациональных культурных проектах министерства культуры Омской области: фестивалях «Душа России», «Единение», свадебных обрядах, выставках-ярмарках ремесел. Постоянно проводятся конкурсы песни «Подснежник», «Рождественская звезда», «Феникс». 14 немецких самодеятельных коллективов носят звание «народный» и «образцовый». Проводятся олимпиады по истории и культуре российских немцев. Каждый год проходит несколько десятков системных мероприятий с участием немцев Омской области. Тесно сотрудничаем с вузами, общественными организациями других регионов, а также Германии. Издаем журнал «Культура». То есть стараемся делать как можно больше, чтобы немцы региона любили свою родину Сибирь и не чувствовали отрыва от своих исторических корней.


Факт
В Омской области наибольший процент немцев в Азовском районе (29,3). Они также составляют 12,3 процента жителей Марьяновского района, 10,6 процента – Полтавского и Москаленского, 9,3 – Русско-Полянского, 9,2 – Любинского, 8,9 – Одесского районов.


Наш земляк – «Человек года»

В ноябре 2012-го были подведены итоги конкурса «Лучшие имена немцев России-2012».

В течение недели  на информационном портале RusDeutsch проводилось голосование. В нем приняли участие жители четырех стран (России, Азербайджана, Украины и Германии), 30 регионов РФ – всего 2605 человек. В номинации «Лучшие имена немцев в России в области общественной деятельности им. Артура Карла» победителем стал Бруно Рейтер, профессор, председатель Немецкой национально-культурной автономии Омской области, первый глава администрации Азовского немецкого национального района.

Автор коней на Аничковом мосту

Карл Федорович барон Клодт фон Юргенсбург в 1819–1822 годах служил в Омске начальником штаба Отдельного Сибирского корпуса. Пятеро его сыновей учились в Казачьем училище (ныне Кадетский корпус). Четверо из них впоследствии стали генералами, а Петр – знаменитым скульптором. Он создал квадригу на фронтоне Большого театра и горельефы храма Христа Спасителя в Москве, памятник князю Владимиру в Киеве. А Петербург украшают самые известные его произведения: памятник Ивану Крылову в Летнем саду, конная статуя Николая I и «Кони» Аничкова моста. Последняя композиция повторена в Берлине.

В дендропарке поют соловьи

Омский дендропарк, которым мы гордимся, – детище Герберта Гензе.

В Омск Герберт Иванович попал в 1941-м с волной депортации немцев Поволжья. На родине в Саратовской области был главным агрономом совхоза, научным сотрудником НИИ, занимавшимся испытанием сортов пшеницы.

Главным событием в своей жизни Герберт Иванович считал встречу с академиком Николаем Вавиловым. Он слушал его лекции в Москве, навещал учителя в Ленинградском институте растениеводства и всю жизнь хранил книги своего наставника. Это было небезопасно, потому что генетика была объявлена лженаукой, а академик – «врагом народа» и репрессирован. Но Герберт Гензе всю жизнь в своей работе следовал учению Николая Вавилова. Благодаря этому он создал авторские пирамидальные тополя, по сей день украшающие город, – «Омский-1», «Омский-2», а более совершенную форму назвал «Память Вавилова».

Почти 40 лет, чуть не до собственного 90-летия, Герберт Иванович все время с утра до вечера проводил в дендросаду. Говорил: «Рядом дорога, троллейбусный парк, а у меня тут соловьи поют». Из дендросада «выходили» на улицы Омска уникальные произведения увлеченного агронома. Он был одним из первых среди тех, кто воплощал в 50–60-х годах прошлого века идею города-сада.

Была такая мечта у омичей: украсить город голубыми елями. В середине 50-х с юга привезли 200 саженцев. Но не многие красавицы пережили зиму 1957–1958 года. А самые стойкие погибли в сорокаградусные морозы января 1969-го. Но Герберт Иванович все-таки добился воплощения мечты. Он неутомимо экспериментировал с елями, скрещивая образцы, и добился своего. В 1989 году на международной выставке декоративного садоводства его двухцветная зелено-голубая (после прививки) ель получила особую награду – Гран-при признания.

Красавица ива шарообразной формы, махровая сирень – это тоже авторские работы ученого-агронома. Всего их 30, а пестовал он в саду 600 видов деревьев и кустарников, среди которых было немало экзотических.

Сегодня эта территория – дендропарк, памятник природы регионального значения. Здесь пять дней в неделю проводят экскурсии. По сути, это музей под открытым небом и своеобразный живой памятник ученому-агроному. 

В доме почетного гражданина

Достопримечательность Одесского района – музей села Побочино. Он был открыт в доме бывшего председателя колхоза им. Чапаева, почетного гражданина Одесского района Николая Дубеля, и носит имя бывшего хозяина дома.

Музей частный. Его основателями стали дочь Николая Дубеля – Валентина вместе с мужем Владимиром и дочерью Ириной. А в основе экспозиции  – архив Николая Дубеля. Помогли с материалами земляки, а также жительница ФРГ Лея Боссерт. Сам дом, в котором находится музей-квартира, можно считать первым экспонатом. Это типичный дом сибирских немцев прошлого века. Он вместил несколько экспозиций: переселение немцев в Россию, основание села, хозяйственная деятельность побочинцев, их успехи и достижения, жизненный путь Дубеля, семейные реликвии.

Экспонатов уже более тысячи: от родословных сибирских немцев до национальных костюмов и даже мыла, сваренного вручную, что должна была уметь делать любая хозяйка.

Подарки продолжают поступать и от побочинцев, и от земляков, уехавших в Германию.
©
URL: http://omskregion.info/news/12517-nemts_rabotu_lyubyat/
Дата публикации:29/05/2013 11:49
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев