Омский памятник парижским коммунарам отметил юбилей

Омский памятник парижским коммунарам отметил юбилей

Дата публикации 25 июля 2023 12:20 Источник фото архивное фото

В середине июля 1923 года был установлен памятник имени Парижской коммуны, сооружённый по проекту скульптора Н. Н. Виноградова, который позднее получил название памятника Борцам революции. С этого момента минул целый век.

Первый омский памятник советской эпохи – деревянная колонна у братской могилы жертв белого террора – был сооружен на площади напротив Дома Республики (занимал здание бывшего генерал-губернаторского дворца). Сквер вокруг этого памятного места стал первым омским советским некрополем-мемориалом. На месте колонны в середине июля 1923 г. был установлен памятник имени Парижской коммуны, сооружённый по проекту скульптора Н. Н. Виноградова, который позднее получил название памятника Борцам революции.

Открытие памятника состоялось на торжественном митинге 15 июля 1923 года. В этот воскресный день праздновали вторую годовщину с момента возникновения Частей особого назначения (ЧОН). С раннего утра на площадь III Интернационала (находилась в районе современной троллейбусной остановки «Хлебозавод», расположенной по проспекту К. Маркса) стали стекаться многочисленные группы демонстрантов. Среди них была самая различная публика: члены профсоюзов, студенты, допризывники, и даже пионеры. Военных было немного, поскольку воинские части в данное время находились на учениях в летних лагерях. Колонны к месту сбора шли праздничной, весёлой толпой. Среди шествующих развевались многочисленные красные полотнища.

Сообщение в газете «Рабочий путь» об открытии памятника. Из фондов БУК «ОГОНБ имени А. С. Пушкина»

Прибыв на площадь, колонны построились правильным квадратом. Председатели Губисполкома и Губпрофсовета совместно с секретарём Губкома и начальником ЧОНа обошли ряды демонстрантов. Поздравляли присутствующих, после чего с ведомственных автомобилей произносили праздничные речи, посвящённые двухлетию образования ЧОН.

Затем к членам профсоюзов обратился с речью председатель Губпрофсовета товарищ Прокофьев. Он поздравил членов различных профсоюзов с праздником. В своей речи он отдельно остановился на значении частей особого назначения, назвав их «первой ячейкой милицейских войск». Своё непродолжительное выступление он закончил следующими словами:

- Да здравствует ЧОН! Да здравствуют вожди пролетарской революции!

Громогласное «ура» грянуло в ответ, смешавшись со звуками «Интернационала», который исполняли несколько оркестров в различных уголках площади. Именно под звуки оркестров началось прохождение всех участников демонстрации мимо представителей высших органов советской власти и командования, принимавших данный парад. После его завершения демонстранты дружно двинулись к Скверу борцов революции.

Здания по улице Республики (часть современной улицы Ленина) имели праздничный вид и были украшены гирляндами из зелени. К часу дня к памятнику, ещё закрытому полотнищем, направился мощный людской поток. Огромная масса людей гигантским плотным кольцом окружила недавно сооружённый памятник и братскую могилу, находящуюся возле него. Масса народа прибывала ежеминутно. Окна и балконы зданий были усеяны людьми.

Открытие памятника коммунарам в Омске. 1923 г.

Один из очевидцев открытия памятника свидетельствовал:

«…Несмолкаемый гул говора тысячеголосой толпы на мгновенье стихает напряжённым ожиданием. Лица людей обращены в ту сторону, откуда ветер донёс отдалённые звуки военных оркестров…Красное торжество праздника началось. Реют алые полотнища знамён. Звучат победные марши. Мерно покачивается лес пик красной конницы, поблескивают на солнце ощетинившиеся штыки пехоты. Развеваются красные знамёна рабочих организаций.

Вдруг всё стихает. Звучат слова о красных бойцах. Неожиданно оркестры грянули боевой гимн пролетариата. И полотнище, закрывавшее памятник, мгновенно падает к его подножию. Перед толпой предстаёт в своём великолепии Памятник Парижской коммуне. Текст одной из мраморных досок на вновь открытом монументе гласит:

"Как член коммуны я во власти её победителей. Счастье изменчиво. Будущему я поручаю заботу о моей памяти и мести. Предсмертная речь члена Парижской Коммуны Ферре.1871 г. "

На другой из досок также читаем:

"Коммунары Парижа. У вас вырвали красное знамя. Рабочие России отняли его и победили"».

Идея создания постоянного памятника возникла сразу же после освобождения Омска от белых. Сотрудники художественной секции культпросвета 5-й Армии исполнили эскиз памятника на братскую могилу и в январе 1920 года преподнесли его в подарок Губревкому. В начале марта 1920 года известный скульптор И. Д. Шадр, которому было поручено выполнение работ по его сооружению, представил в Губревком смету на 368 375 рублей. В смету было так же включено требование аванса в размере 200 000 рублей. Из-за отсутствия средств проект не был реализован. В апреле 1923 года на заседании президиума Губисполкома было принято решение «О возложении ответственности за постройку памятника «Парижской коммуны» на скульптора Виноградова». По замыслу Н. Н. Виноградова, памятник на братской могиле должен был воплотить идею преемственности первой пролетарской революции и революции в России.

Из фондов ГИАОО

Н. Н. Виноградов — бывший питомец Строгановского художественного училища в Москве, ученик Маковского. В гражданскую войну он был бойцом отдельной саперной роты. Прошёл вместе с 5-й Армией тяжелый и большой путь. Под Новосибирском, у озера Чаны, Виноградова скосил тиф. Из госпиталя его направили в Омск нести службу в артиллерийском складе, а вскоре демобилизовали. Он стал преподавателем Омского художественного промышленного института. В это время Н. И. Виноградов и создал памятник. Три года провел скульптор в Омске, а затем уехал в Москву.

В небольшом киноролике, посвящённом истории создания памятника Борцам революции, снятом в 1979 г., скульптор отмечал: «Мне сейчас 82 год. Прожил я большую, интересную жизнь. Есть у меня много последователей. В том числе ученики. В общем, я счастливый человек!».

Особенность создания памятника Борцам Революции состояла в том, что скульптор Н.Н. Виноградов работал без предварительного изготовления макета, сразу ставя каркас и нанося цементный раствор. Согласно одной из версий, Н.Н. Виноградов взял за основу сюжет из проекта французского скульптора Бертеля, разработанного по заказу жителей города Лиможа в память о трагической гибели президента Франции Сади Карно. В композиции Н.Н. Виноградова фигура женщины олицетворяет революционную Россию, поднявшую знамя Парижской коммуны, а фигура мужчины — собирательный образ, олицетворяющий собой расстрелянную Парижскую коммуну, идеи которой не погибли и обрели новую Родину.

За все время существования памятника надпись на нем неоднократно менялась. В первоначальном варианте надписей отчетливо прослеживалась идея преемственности двух революций – французской (Парижской коммуны) и русской. С изменением политической ситуации поменялось содержание текста на памятнике. Так, некоторое время на постаменте были выбиты слова И.В. Сталина: «Приятно и радостно знать, что кровь, обильно пролитая нашими людьми, не прошла даром, что она дала свои результаты».

Из фондов ГИАОО 

Надписи, которые имеются на постаменте сейчас, никоим образом не отражают изначальной идеи памятника в связи с искусственным нарушением его идейно-смыслового содержания. В комплекс Мемориального сквера Памяти Борцов Революции входят Братская могила 120 политзаключенных (ноябрь 1919); братская могила 13 венгров-интернационалистов (июнь 1918, перезахоронение 21 июня 1966); братская могила Борцов за советскую власть (май – октябрь 1918, перезахоронение 21 июня 1966); памятник Борцам Революции (17 июня 1923).

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 г. памятник принят на республиканскую, ныне федеральную охрану. В ходе реставрационных работ 1987 г. под руководством архитектора В.Б. Алхимова и скульптора Ф.Д. Бугаенко в южной части мемориального сквера установлены скульптурные портреты видных деятелей революционного движения в Сибири А.Е. Нейбута, А.А. Масленникова, П.А. Вавилова, М.М. Рабиновича, М.С. Никифорова, В.Я. Чунчина, выполненные в монолите прямоугольных колонн белого мрамора. При благоустройстве сквера была допущена ошибка, и мемориальная плита, посвященная Ф.В. Гусарову, установлена на другой могиле, при этом в тексте допущена неточность: Ф.В. Гусаров был не председателем, как указано на памятнике, а товарищем председателя Омского Совета рабочих и красногвардейских депутатов.

В разные годы сквер носил имена руководителей большевистского подполья: Вавилова, Масленникова и др. Окончательно Мемориальный сквер оформился в 1966—1967 гг.

Перезахоронение в сквере борцов революции. 1966 г.

21 июня 1966 г. в соответствии с решением Омского горисполкома здесь перезахоронили останки рабочих-красногвардейцев, погибших в 1918 - 1919 гг., могилы которых находились в разных районах города. Так появились в сквере две новые братские могилы. Первая — 13 венгров-интернационалистов. По сведениям краеведа А. Ф. Палашенкова, в названии памятника вкралась неточность, поскольку были убиты шесть венгров и семь русских рабочих.

Во второй покоятся останки рабочих-железнодорожников, павших в бою у ст. Марьяновка (май - июнь 1918 г.). Среди погребенных — первый комиссар Омской милиции П.С. Успенский (прах перенесен с Казачьего кладбища). Рядом — могилы подпольщиков К.И. Шамова и И.В. Колоскова, расстрелянных 14 ноября 1919 г. (прежде захоронение находилось на территории общевойскового военного училища им. Фрунзе), а также 12 политзаключенных, которых казнили 10 октября 1918 г. за организацию побега из концлагеря (раньше погребение было в конце ул. Степной).

6 ноября 1967 г. в сквере в торжественной обстановке был зажжен Вечный огонь. В советское время в течение ряда лет в Мемориальном сквере существовал Пост № 1 – пионеры и школьники («юнармейцы») несли здесь почетный караул.

Памятник борцам революции. Видовая открытка из коллекции автора.1983 г.

На всем протяжении советской истории памятник Борцам революции являлся первым монументальным сооружением советского Омска, был официальным символом г. Омска. Он вписывался в обрядовую процедуру, типичную для 1970–1980-х гг. К памятнику приезжали свадебные кортежи и молодые возлагали венки к вечному огню.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»


Распечатать страницу