Подвальный храм и несостоявшийся оперный театр: загадки Успенского собора

Подвальный храм и несостоявшийся оперный театр: загадки Успенского собора

Дата публикации 28 августа 2023 16:45 Источник фото Дореволюционная открытка

28 августа Русская Православная Церковь отмечает один из важнейших праздников в православном календаре – Успение Пресвятой Богородицы. Для православных омичей этот праздник имеет особое значение, поскольку главной святыней и достопримечательностью Омска считается Успенский кафедральный собор.

Это один из наиболее посещаемых храмов, находящийся в самом центре города, на Соборной площади. А самым значительным и важным событием 2007 года стало его восстановление и освящение. И, казалось бы, что об Успенском кафедральном соборе написано практически всё. Но в его истории ещё много «белых пятен».

Например, неясно, почему местом для строительства нового главного храма Омска была избрана небольшая бывшая городская роща, существовавшая на этом месте ещё с XVIII века. А с чем, например, связано переосвящение Омского кафедрального собора? Ведь он закладывался как Вознесенский, а после возведения стал Успенским.

Из истории собора

Предшественник восстановленного храма был торжественно заложен 16 июля 1891 г. в присутствии и при непосредственном участии Цесаревича Николая Александровича (впоследствии Императора Николая II). Первоначально храм закладывался как Вознесенский, однако в ходе строительства было принято решение освятить вновь построенный храм во имя Успения Божией Матери.

Рисунок из журнала «Всемирная Иллюстрация» за 1897 г. Из частного собрания

По изначально разработанному проекту В.Л. Чернавиным и Н.Е. Вараксиным предполагаемый к постройке храм имел форму креста и был спроектирован в древнерусском стиле. Пятиглавый с колокольней храм должен был иметь три придела: главный – в честь Вознесения Господня, а боковые – во имя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Именно этот проект был показан в момент закладки последнему российскому императору Николаю II. Первоначальная стоимость проекта определялась в 80 тысяч рублей, но на практике реализация подорожала как минимум на 20 тысяч. В процессе строительства стали сказываться как поспешность в проектировании, так и другие изъяны. Тогда генерал-губернатор Степного Края М.А. Таубе поручает составление нового проекта акмолинскому областному инженеру и архитектору К. А. Лешевичу. Однако весной 1894 г. этот проект в Санкт-Петербурге был отклонен, а разработка на его базе нового проекта была поручена архитектору Э. Ф. Вирриху, по проекту которого и был построен храм.

В ходе строительных работ возник дефицит средств. К 1895 г. от общей суммы 75 733 руб. осталось только 10 785 руб. После основательного подсчета генерал-губернатор М.А. Таубе решил попросить у Св. Синода денег на достройку собора. 6 января 1897 г. на заседании Государственного Совета, согласно представлению Синода, было принято решение: «Отпустить в кредит 10 тысяч рублей на окончание постройки соборного храма в г. Омске». Но в наш город вместо 10 пришло 15 тысяч рублей, поскольку «неказенные» деньги пожертвовал на достройку храма сам император Николай II.

Вновь возведённый в «псевдорусском» стиле Успенский кафедральный собор с двумя приделами, во имя Святителя Николая Чудотворца с южной стороны и Святой равноапостольной Марии Магдалины со стороны северной, был торжественно освящен 9 сентября 1898 г. первым омским епископом Григорием (Полетаевым). Однако, официальной и окончательной датой завершения строительства следует считать 7 мая 1901 г. Всего на строительство собора было истрачено169 308 руб. 48 коп.

Успенский кафедральный собор с момента своего освящения вплоть до своего закрытия являлся православным духовным центром нашего города. Здесь служили практически все омские владыки, получившие назначение в наш город в дореволюционный период. Под сводами Успенского собора торжественно совершались богослужения в праздничные и высокоторжественные дни, многие из известных пастырей служили здесь. В разное время кафедральными протоиереями, а, следовательно, и настоятелями храма являлись: Константин Недосеков, Николай Никольский, Александр Голосов, Александр Соловьёв. В 1920-х гг. в храме служил протодьяконом впоследствии известный русский бас М.Д. Михайлов. При храме на рубеже ХIХ и ХХ вв. было создано и действовало Общество хоругвеносцев.

За время существования Успенского кафедрального собора его посещали не только омичи, но и именитые гости (в 1900 г. Великий Князь Константин Константинович, в 1905г., Св. Праведный отец Иоанн Кронштадтский, а в 1910 г. известный российский реформатор П.А. Столыпин).

Соборная земля

Омский кафедральный собор, как впрочем, и другие городские и сельские храмы, имел свой земельный участок. Он находился в 35 – 40 верстах от Омска, в Кулачинской волости Тюкалинского уезда. Приобретен он был с разрешения Епархиального начальства у казны в ноябре 1870 г. причтом Воскресенского собора, на его собственные средства. Размер участка исчислялся в 840 десятин 600 квадратных сажень (из них одной удобной земли, усадебной, пахотной, лесной и сенокосной, было 713 десятин 1700 квадратных сажень).

С переходом статуса кафедрального собора к Успенскому этот участок был разделен на две части, одна из которых оставалась в ведении Воскресенского собора, а другая была отдана Успенскому. Участок содержал как пахотную, так и сенокосную землю, а также лес, который шел на заготовку дров для отопления собора. Иногда, при острой необходимости в деньгах, часть дров с разрешения Омской Духовной Консистории продавалась, а вырученные от этой операции деньги шли на погашение долгов, числящихся за собором.

В 1918 г. этот участок был национализирован крестьянами деревни Малокулачинской. В результате весной 1918 г. собор остался без собственных дров. С приходом белой власти кафедральный протоиерей А. Соловьев возбудил ходатайство о возвращении участка. После долгой переписки кафедральному собору, наконец, разрешили производить вырубку леса на дрова. А в октябре 1918 г. причтом уже велась заготовка дров.

О чём поведали метрические книги

Под метрическими книгами до революции понимались «книги для записи рождений, браков, смертных случаев». Помимо своего гражданско-правового значения, метрические книги служили важным статистическим материалом. Правильное ведение этих книг принадлежало к числу основных задач государственной власти.

К началу прошлого века по ведению метрических книг сложилась следующая практика. В начале каждого года в церквях заводили новую метрическую книгу. Она состояла из трех частей: о родившихся, о бракосочетавшихся, об умерших. В первую часть, о родившихся, заносились следующие данные: счет родившихся (отдельно мальчиков и девочек, так удобнее было в конце года вести статистику); дата рождения; дата крещения; имя родившегося; звание, имя, отчество, фамилия родителей и какого они вероисповедания; звание, имя, отчество и фамилия восприемников; кто совершал таинство.

Во второй части, о бракосочетавшихся, записывали: счет браков; дату; звание, имя, отчество, фамилию, вероисповедание жениха и которым браком; лета жениха; звание, имя, отчество, фамилию, вероисповедание невесты и которым браком; лета невесты; кто совершал таинство; кто были поручители.

В третьей части, об умерших, указывалось: счет умерших (отдельно для мужского и женского пола), дата смерти; дата погребения; звание, имя, отчество и фамилия умершего; лета умершего; отчего умер; кто исповедовал и причащал; кто совершал погребение и где похоронен.

Из метрической книги Успенского кафедрального собора мы узнаём, что 29 ноября 1915 г. протоиереем А. Соловьевым в храме было совершено массовое крещение. Таинство было совершено над двадцатью восьмью австрийскими подданными-военнопленными. Всего же за 1915 г. в кафедральном соборе, начиная с мая, было присоединено к православию 52 человека. В 1916–1917 гг. подобные крещения совершались Святителем Сильвестром в Богородице-Братской церкви. За два года владыкой было крещено 315 военнопленных. Это были, в основном, так называемые «русские галичане» (русскоговорящие жители Галиции и Закарпатья) и чехи.

Варварское решение

К 1925 г. Успенский кафедральный собор был передан обновленцам. В 1927 – 1928 гг. здание собора, находившееся по новому адресу ул. Коммунистическая, 26, было муниципализировано. В период с 1932 по 1933 гг. с Успенского кафедрального собора были сняты колокола, и богослужения в нём прекратились.

Успенский собор перед сносом. Из фондов ГИАОО

17 февраля 1935 г. состоялось заседание омского Облисполкома, председательствовал товарищ Кондратьев. Заседание длилось долго. Присутствующие устали, всем хотелось домой. Наконец дошла очередь до последнего 18-го вопроса. Поднялся со своего места начальник Омского НКВД и член президиума Облисполкома Э. И. Салынь, говорил, как и полагается у чекистов, кратко и по существу. Говорил он о том, что в центре города возвышается обезглавленное здание бывшего Успенского собора, что оно портит вид, а идея устройства в нем оперного театра не получила дальнейшей реализации.

Товарищ Салынь высказал идею, которую они накануне обсуждали с первым секретарем омского Обкома партии Д. А. Булатовым. Идея эта состояла в том, чтобы снести здание бывшего собора и произвести достройку зданий Управления НКВД. С этим варварским решением все присутствующие согласились. Более того, комиссии в составе Кошелева, Здоровцева, Копнина и Клещук было поручено оформить здание собора на снос.

Протокол заседания Омского Облисполкома, на котором было принято решение о сносе Успенского кафедрального собора. 1935 г. Из фондов ГИАОО

Точную дату сноса собора пока установить не удалось. Часть исследователей склоняется, что это был 1935 г., другие полагают, что уничтожение произошло годом позже. Однако нам известно, что в начале мая 1935 года собор еще стоял.

По воспоминаниям очевидцев, собор взрывали дважды. Первый заряд сработал плохо: собор содрогнулся от взрыва, из окон повылетали рамы и полыхнуло пламя. Несколько дней спустя находящиеся под конвоем заключенные Омской тюрьмы вновь заложили динамит. В ночной тиши раздался взрыв, и от некогда возвышавшегося Успенского собора остались только руины.

Алтарь Успенского кафедрального собора после взрыва. Из фондов ГИАОО

У читателей может возникнуть правомерный вопрос: «Можно ли было в тех условиях не сносить остов собора, а приспособить здание для иных нужд?». Да, действительно, в 1934 г. этот вопрос рассматривался. Партийное руководство предложило устроить в бывшем храме оперный театр. Для обследования акустических возможностей здания была создана специальная комиссия, которую возглавил инженер А.Д. Лебедев. Несмотря на то, что акустика здания была найдена удовлетворительной, дальнейшего разрешения этот вопрос, однако, не получил.

Летом того же года все ценности и утварь собора были переданы в музей атеизма, организованного двумя годами ранее в бывшем костёле. Главенствующая тогда партийная идеология предопределили участь собора. Главный символ православного Омска оставлять было нельзя. К тому же, по соседству, между улицами Тарской и Герцена, тогдашняя правящая номенклатура запланировала по примеру Москвы строительство Дома Советов. В восьмиэтажном здании, увенчанном огромной башней со шпилем, планировалось разместить Обком ВКП /б/, Облисполком, Облплан, Обком ВЛКСМ. Само собой разумеется, что соседство проектируемого здания с бывшим, пусть даже уже не действующим храмом, было просто не мыслимым. Слава Богу, что данный проект так и не был воплощён в жизнь и остался только на бумаге.

Нижний храм

Нижний храм, обнаруженный в ходе раскопок в 2005 г. Фото из архива Омского Епархиального управления. 2005 г.

Мало кто предполагал, что после многократных взрывов от Успенского собора в земле что-либо могло остаться. Но археологические изыскания, проведённые летом 2005 г., показали обратное. Намереваясь найти алтарь Успенского кафедрального собора, археологи вдруг натолкнулись на подвальный храм, находящийся под южным приделом святителя Николая. Именно в нём и было обнаружено захоронение Святителя Сильвестра. На протяжении ряда лет его назначение и время появления было окружено ореолом таинственности. Сегодня же мы можем с уверенностью сказать, что одной из загадок Успенского собора стало меньше. Но обо всём по порядку.

Осенью 2013 г. священник Омской епархии отец Вячеслав Суховецкий обнаружил в уже упоминаемом нами Российском Государственном историческом архиве интересные документы. Ими оказались страховые ведомости на храмы и строения всей Омской епархии. Появление данного вида документов вполне понятно. Епархиальное начальство стремилось обезопасить себя от непредвиденных несчастных случаев (пожаров, краж и т. п.). Одна из таких ведомостей напрямую касается и Успенского кафедрального собора:

«Успенский собор – каменный из обыкновенного кирпича, одноэтажный с подвальным этажом для топки печей, снаружи окрашен масляной краской, внутри оштукатурен и окрашен масляною краской, покрыт железом. Длина собора, считая с колокольней 20 саженей 2 аршина, наибольшая ширина 14 саженей и 14 вершков, высота до карниза 5 саженей 1 аршин. На церкви имеется одна большая глава (над куполом) четыре средних (над пилонами) и одна малая (над алтарем) (...)в подвальном этаже 18 окон малых, все окна в храме с двойными рамами, кроме пилонов и колокольни. Иконостас главный длиной 10 3/4 аршина, высотой 12 аршин, в приделах с северной и южной стороны иконостаса длиною 10 аршин высотой 10.5 аршин. Храм отапливался до апреля 1910 года четырьмя калориферными печами, устроенными в подвальном этаже. Ныне калориферное отопление заменено паровым. Колокольня 3 яруса, общей высотой до верха карниза 15 саженей. Церковь построена в 1898 году, строение в хорошем состоянии. Оценка вместе с иконостасом и колокольней 100 000 р. Протоиерей Александр Голосов. Протоиерей Алексей Гусев. Диакон Афанасий Поляков. Церковный староста Омского Кафедрального собора Поленин. Прихожане из Омского Кафедрального собора: омский 1-й гильдии купец Степан Волков и С. Посников. Церковный староста Павловской церкви И. К. Бурлов».  

14 августа 1910 г. страховая сумма была увеличена до 107 870 рублей. Её утверждение состоялось несколько позже, 16 октября 1910 г. Из данного документа интересным моментом является упоминание о подвальном этаже и о переходе с калориферного на паровое отопление.

Кстати, предыстория замены отопления такова. В 1908 году протоиерей собора Александр Голосов сообщил о неисправности отопления. После технического осмотра собора выяснилось, что на его стенах, где проходят дымовые трубы, пропрела кладка, однако угрозы устойчивости собора не наблюдалось. Пневматическая система отопления при помощи калориферов стала давать сбои. Система правильной вентиляции отсутствовала. Конструктивное устройство калориферов оставляло желать лучшего.

В 1910 г. отопление для собора взялся делать инженер А.Ф. Рожновский. Подрядчик обязывался устроить паровое отопление и вентиляцию так, чтобы при уличной температуре в -45 градусов в соборе температура была бы не ниже +15 градусов.

К концу лета 1910 г. устройство отопления было завершено. Зимой 1911 г. установленные батареи должны были пройти апробацию. В общих чертах установленная система отопления представляла собой следующее: в самом соборе были установлены гладкие радиаторы, а в подвале – ребристые батареи, усовершенствованные котлы системы Стреля давали экономию топлива до 30%.

Все это удовольствие обошлось причту в 7 тыс. руб., которые собирались буквально по крупицам. В ходе проведённых работ подвальное помещение храма стало более чистым и вместительным. В 1916-1917 гг., после того, как Святитель Сильвестр побывал с омскими паломниками на прославлении митрополита Иоанна Тобольского, он отдал распоряжение несколько расширить подвал и устроить в нём нижний храм во имя Святителей Чудотворцев Сибирских. Престол в алтаре этого храма, в отличие от других, был каменным, а жертвенник был устроен «из мраморной приделанной к стене доски».

В целом же, история Успенского кафедрального собора, впрочем, как и других омских храмов, хранит для исследователей ещё много интересного и неизвестного.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу