Никольский храм был освящен в станице, и атаманцы пели «Отче наш»…

Никольский храм был освящен в станице, и атаманцы пели «Отче наш»…

Дата публикации 11 сентября 2023 18:46 Источник фото предоставлено автором

Храму на улице Труда сегодня исполнилось 110 лет.

11 сентября, более века тому назад, в большой церковный праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи состоялось освящение одного из казачьих храмов нашего города – Никольской церкви в Атаманской станице. Ныне этот казачий топоним исчез с карты современного Омска, и сегодняшним омичам этот храм более известен как церковь на улице Труда.      

Шел 1913 год. Август выдался жарким. 28 августа (по старому стилю) у врат нового, еще не совсем достроенного храма казаки встречали хлебом-солью Епископа Омского и Павлодарского Андроника (Никольского), почитаемого ныне как священномученика. Он прибыл во главе духовенства на всенощное бдение. В самом же храме Владыку и священников встречал его настоятель Иоанн Попов, который был до этого священником другого храма – Свято-Троицкого на железнодорожной станции Омск. Это было предвечерье торжеств. Сам же чин освящения состоялся 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Ранним утром от Троицкой церкви к вновь возведенному храму чинно и торжественно, сопровождаемый колокольным звоном и множеством народа, двинулся крестный ход. Верующие несли мощи святого великомученика и целителя Пантелеймона, которые совершали паломничество через наш город. Следом за святыми мощами шел епископ Андроник. Началось торжественное архиерейское служение и освящение престола, после чего в Никольском храме была отслужена первая Божественная литургия. Журнал «Омские Епархиальные ведомости» писал об этом событии так:

«Благолепие храма, праздничная торжественная служба и стройное пение заставляли забывать тесноту и усталость, а могучее пение общенародным тысячным хором «Верую» и «Отче наш» уносили мысли и чувства к Тому, Кого «едиными усты и единым сердцем» воспевали православные христиане. Это было какое-то особенное, неподдающееся описанию, мощное, уносящее ввысь мысли человека пение… Богослужение длилось два с половиной часа, но утомление народа совершенно не ощущалось. Торжественное освящение храма совпало с днем Всероссийского праздника трезвости, что имело особое значение для неблагополучного, к сожалению, и по сей день в этом отношении района. Священник Иоанн Попов в своей проповеди призывал верующих в этот святой день воздержаться от горячительных напитков. А Преосвященный Андроник за Божественной литургией после освящения храма в своей прекрасной речи указал как на редкое явление в наши дни веры такой силы, что воздвигла всего за два года этот небоподобный храм. Архипастырь призвал православных дорожить этой святой, принятой от апостолов верой и уклоняться от соблазнов века сего, лжемудрия и неверия, и призвав благословение Божие на созидателей и украсителей храма, также наставлял православных вести трезвую жизнь. По окончании богослужения состоялась постная трапеза, на которой не было ни вина, ни водки».

Священномученик, Епископ Омский и Павлодарский Андроник (Никольский). Фото из архива Омского епархиального управления

Под небесным покровительством Святителя Николая

В 1899 г. вблизи железнодорожной станции Омск появилось новое казачье селение – Атаманский хутор, который в начале 1910-х гг. получил статус станицы.

Атаманский хутор, который хотели назвать «Царским», вблизи станции «Омск». Почтовая открытка из собрания автора

Еще до утверждения названия станицы, казаки подняли вопрос о строительстве храма и даже предприняли кое-какие действия. Планировали на базарной площади установить крест с кружкой для сбора пожертвований. Но из-за разного рода обстоятельств дело это дальше проекта не пошло. Необходимой для постройки суммы у станичников не было, а потом грянула Русско-Японская война, нужно было думать о мобилизации, о защите Отечества. И к этому вопросу вновь вернулись лишь в 1907 г. Именно тогда был разработан проект храма, но уже на новом месте, потому что неподалеку от базарной площади, рядом с вокзалом, уже имелась Троицкая церковь, освященная в 1900 г. А строительство в этом районе второго храма обрекло бы обе церкви на нищенское существование, поэтому для возведения было выбрано другое место.

Весьма тщательно разрабатывался проект и составлялась смета. После всех подсчетов выяснилось, что для строительства храма требовалось 59 143 руб., а в наличии у казаков было всего 15 000 руб. Недостающую сумму станичное общество решило пополнять интересным способом. У казаков была земля, которая очень быстро поднималась в цене ввиду ее близости к железной дороге. Эти земельные наделы пользовались большим спросом в силу того, что в Сибирь тогда устремлялись многие из предприимчивых людей. Сдав в аренду эти станичные участки, казаки добрали недостающую сумму.

27 января 1908 г. по решению казаков был избран Комитет для контроля над собранной суммой и наблюдением за постройкой. Кстати, возглавлял этот Комитет благочинный омских церквей протоиерей Михаил Орлов. Состав комитета постоянно менялся, но деятельность его оставалась неизменной.

Епископ Омский Владимир (Путята). Фото из архива Омского епархиального управления

9 мая 1911 г. в торжественной обстановке Епископом Омским Владимиром (Путятой) в присутствии Войскового наказного атамана Сибирского казачьего войска генерала от кавалерии Евгения Оттовича Шмита и других начальствующих лиц торжественно была произведена закладка храма во имя небесных покровителей Царской семьи.

Генерал-губернатор Степного края Е.О. Шмит.1909 г. Фото из фондов ОГИК музея

После закладки генерал Шмит по просьбе станичников отправил Государю телеграмму, в которой говорилось:

«Сегодня в Атаманской станице вновь прибывшим епископом Омским Владимиром в присутствии моем и сибирских казаков совершена закладка трехпрестольного храма во имя святителя Николая Чудотворца, святой царицы Александры и святителя Алексия. Вознося горячие молитвы о здравии и благоденствии Вашего Императорского Величества и всей Царственной Вашей Семьи, сибирские казаки повергают к стопам Вашего Императорского Величества свои горячие верноподданнические чувства беспредельной любви и преданности».

В этот же день была получена ответная телеграмма. Государь Император писал следующее:

«Благодарю сибирских казаков за молитвы и за выраженные чувства по случаю закладки храма Атаманской станицы, надеюсь, что храм будет построен скоро и украсит станицу своим благолепием. Николай».

Эти слова Государя оказались пророческими. После закладки началась кипучая деятельность по возведению храма. На деньги станичников, выделенных обществом, а сумма эта составляла 16000 руб., был выстроен кирпичный завод, на котором и был изготовлен весь кирпич для строительства новой церкви. Подряд на постройку храма с торгов взял М.А. Кузнецов, который обязывался в три года построить храм. Но после получения телеграммы от Государя казаки обратились к Кузнецову с просьбой ускорить строительство. И подрядчик ускорил. Через два с небольшим года церковь уже была готова. Следует также отметить, что вышеупомянутая телеграмма по распоряжению Е.О. Шмита сначала, пока шло строительство, хранилась под стеклом в Троицкой церкви, а затем была передана во вновь возведенный Николаевский храм, где находилась в алтаре как особо чтимая реликвия. Дальнейшая судьба этого уникального исторического документа, к сожалению, неизвестна.

Вся церковная утварь и иконостас были заказаны известному московскому фабриканту С.С. Мешкову. Этот предприниматель выполнил заказ с редкой аккуратностью и добросовестностью. Общая стоимость вновь возведенного храма оценивалась в 1913 г. в 85 000 руб. Львиную долю этой суммы составляли средства станичников, поэтому с уверенностью можно сказать, что храм был возведен на средства Сибирского казачьего войска. Согласно указу Святейшего Синода от 12 сентября 1913 года, этому храму полагался следующий штат: два священника, дьякон и два псаломщика. Жалованье настоятеля составляло 480 руб. Оно платилось от Казачьего общества Атаманской станицы. Второй священник получал 420 руб., дьякон – 240 руб. и два псаломщика по 180 руб. в год. Помимо этого жалованья всему причту начислялись деньги за преподавание Закона Божьего в казачьих церковно-приходских школах и железнодорожном училище при станции Омск.

Как уже было отмечено, первым настоятелем храма был священник Иоанн Попов, который за неделю до освящения храма служил в Свято-Троицкой церкви на станции Омск. Псаломщиком был Александр Мясоедов, а церковным старостой был избран В. Никитин. Согласно постановлению станичного общества, в 1914 г. Атаманской казачьей церкви отводился участок земли в 400 кв. м. На этом участке предполагалось создать приходской благотворительный культурный центр. В нем проектировалось устроить приют для детей, богадельню для больных и престарелых бедняков, библиотеку-читальню, зал для чтения и кинозал, а также лавку для продажи духовно-нравственных книг, образков, крестиков и предметов, необходимых для исполнения таинств и обрядов православной церкви. Но начавшаяся Первая мировая война помешала воплощению этого замысла в жизнь. После установления советской власти храм продолжал функционировать.

Никольская церковь на ул. Труда. Конец 1920-ых годов

В августе 1928 г. в его приходе числилось 553 человека тихоновского направления. В 1935 году храм был передан обновленцам. А настоятель Никольской церкви г. Ленинска протоиерей Иоанн Выгодин вошел в состав «Областного Митрополитанского Церковного Управления». В отчете за 1937 г. в приходе Никольского храма числилось 55 человек. В этот период в нем служили: «Синицин (архиепископ), Никитин, Ермилов, дьякон Выгодин». Фамилия обновленческого архиепископа Анатолия Евграфовича Синицина встречается также в списке действующей общины Никольской церкви по ул. Труда, 26 и за 1938 год.

Никольская церковь явилась самым последним из православных храмов, закрытым в нашем городе. Это произошло в конце 1940 года. Окончательный приговор по делу о закрытии храма был вынесен Президиумом Верховного Совета РСФСР на заседании 16 ноября 1940 г.:

«Решение исполнительного комитета Омского областного Совета депутатов трудящихся от 17 мая 1940 года о закрытии Никольской церкви в городе Омске утвердить. Здание церкви передать исполнительному комитету Ленинского районного Совета депутатов трудящихся города Омска для переоборудования под культурно-просветительское учреждение».

Второе рождение Никольского храма

В 1943 г. в государственно-церковных отношениях произошло резкое «потепление» Благодаря этому стало возможным возрождать ряд церковных институтов. Был избран Святейший Патриарх, открыты богословские курсы, многие священнослужители, томившиеся в тюрьмах и лагерях, были выпущены на свободу. 28 ноября 1943 года СНК СССР принял постановление «О порядке открытия Церквей». Согласно ему верующим предоставлялось право организовать религиозное общество. Для регистрации приходской общины необходимо было писать заявление и собрать 20 подписей.

Процедура рассмотрения ходатайств об открытии храмов была следующей. Через райисполкомы регистрационные документы поступали к уполномоченному, после чего через Горисполком возвращались обратно на места их подачи, где районные органы власти собирали различные справки о состоянии церковных зданий и сопровождали ходатайства верующих своим заключением. Затем вся документация направлялась в Облисполком, который принимал решение по поводу того или иного ходатайства. После чего решение отправляли в Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, который утверждал или отклонял принятое на месте решение. Вся эта система была выработана для того, чтобы государство могло «дозировать открытие новых храмов».

В начале 1944 года верующие обратились к местным властям с ходатайством о возвращении Никольского храма. Омский Горсовет своим решением от 3 марта 1944 г. удовлетворил эту просьбу. Однако Омский Облисполком, ссылаясь на постановление СНК СССР от 28 ноября 1943 г., признал это решение самовольным и незаконным. Горсовет 21 марта того же года своим постановлением отменяет ранее принятое решение и передает церковное здание под заводской клуб. Тем временем, община верующих, руководствуясь первым решением, успела не только отстоять храм от обновленцев (последние имели на него свои виды), но и избрала уже церковный совет.

Обратные действия местных властей вызвали в среде верующих возмущение. Православные омичи намеревались подать протест в Совет по делам Русской Православной Церкви. Уполномоченный по делам религии Тихомиров, видимо опасаясь, что конфликтная ситуация дойдет до Москвы, представил в Облисполком проект о передаче Никольской церкви. Облисполком, согласившись с ним, направил документы в Москву для окончательного решения. В августе 1944 года в Омске было получено распоряжение о передаче храма верующим.

Причт и паства вновь открытой церкви, помня благословение Митрополита Сергия «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам в победе над коварным врагом», не только молитвенно, но и денежно вносили свой вклад в дело Великой Победы.

Отпечатанный в типографии текст молитвы. Из личной коллекции автора

В конце 1944 г. верующие Никольской церкви в Ленинске перечислили в Фонд Обороны 1000 рублей. Сбор вещевых подарков, как правило, производился к государственным праздникам (ко дню Советской Армии, 1 мая и т.д.). В вещевые подарки входили следующие вещи: полотенца, платки, кисеты, табак, одеколон, шерстяные носки, варежки и прочее. Помимо этого, Омское духовенство рассматривало вопрос об участии церковного хора в светских благотворительных концертах, даваемых в омских эвакогоспиталях. Следует отметить, что даже и после окончания Великой Отечественной войны духовенство и прихожане храма оказывали различную помощь (в том числе и материальную) сиротам и инвалидам.

Именно в военные и первые послевоенные годы только что открытый храм был переполнен верующими, что, само собой, разумеется, вело к увеличению пожертвований. В 1945-1946 годы в воскресные и праздничные дни храм посещали 300-400 чел. Только за этот период было совершено 650 крещений, 25 венчаний и 109 отпеваний. Доход церкви в эти годы составил 1,5 млн руб., а служивших в нем священников 23 тысячи. Основная масса полученных средств шла на ремонт храма и отчислялась в Патриархию. Согласно подсчетам Московской Патриархии за 1946 год, по сбору пожертвований Омско-Тарская епархия занимала первое место в Советском Союзе. Средний доход церкви в Омской области был равен 998 тыс. рублям, тогда как, например, в Московской области он составлял 165 тыс. рублей, а в Ленинградской – 375 тыс. рублей.

 

Свято-Никольский собор на ул. Труда. Фото 1980-ых годов.

Вплоть до начала 90-х годов прошлого века Никольский храм, наряду с Крестовоздвиженским собором, являлся вторым действующим храмом в нашем городе. Такова история Никольского собора на Атаманском хуторе. А она, как видим, достойна уважения и восхищения. Поэтому, вызывает некоторое недоумение переосвящение главного престола собора, состоявшееся в марте этого года. С марта 2013 г. он официально называется Казанским кафедральным собором, но в народной памяти он так и останется Никольским на улице Труда.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу