«На Украине идут тяжелейшие гонения на духовенство и епископат» — отец Константин

«На Украине идут тяжелейшие гонения на духовенство и епископат» — отец Константин

Дата публикации 27 октября 2023 12:54 Автор Источник фото «12 канал»

В эфире телепроекта «12 канала» «Мы вместе» сотрудник отдела Омской епархии по взаимоотношениям с обществом и СМИ, клирик омского собора Воздвижения Креста Господня рассказал о том, почему на Украине произошел церковный раскол и как это связано с радикальным национализмом.

— Отец Константин, очень много разговоров о новых церковных организациях на территории Украины. Мы услышали новый термин «типикон». Объясните, пожалуйста, что это значит.

— «Типикон» обозначает «устав». Наша с вами церковь живет по уставу. Не сама по себе, как хочет, а именно устав регламентирует ее жизнь. Украина — наш братский народ, наша братская страна, часть древней Святой Руси. И в начале 1990-х годов, когда произошел раскол СССР и очень многие республики отсоединились, одной из первых это сделала Украина. Потому что там зачастую были прозападные интересы и церковные организации там были вроде бы православного толка, но совершенно иные. И было провозглашено, что Украина — это не Россия и Украина должна развиваться своим путем.

И объявление идти своим путем здесь как раз сыграло злую шутку. Есть Бог, а противоположность Богу — антихрист, или дьявол, который как раз ищет, кого поглотить. И если брат родной говорит брату: «Ты мне не родной, я буду жить отдельно», то, значит, вкрадывается в это сердце уже не любовь, а какой-то разлад, и дьявол как раз входит в этот разлад. И вот Украина как раз подхватила это националистическое чувство, когда ты ставишь себя выше других. Они стали развиваться совершенно другим путем.

На тот момент митрополит Киевский Филарет очень хотел стать патриархом. Но Господь избрал святейшим патриархом Алексея Второго. Филарет обиделся и ушел на Украину, и сказал, что тогда сделает свой патриархат. И случилось ужасное, потому что Русская православная церковь канонична и имеет свой устав. И если ты отделяешься, то получается раскол, а это очень страшное дело. Митрополит Филарет это сделал и стал лжепатриархом Украинской православной церкви. Конечно, Москва не может признать это.

На Украине стали все больше бродить националистические настроения, случилась тяжелейшая «оранжевая» революция и смена руководства, которая подхватила как раз эти не очень хорошие чувства. Ну а мы с вами знаем, что уже патриархат Киевский не устраивает дьявола, надо еще что-то сделать. И тогда учредили ПЦУ — Православную церковь Украины. Это уже совершенно другая организация, которая забирает даже у Киевского патриархата многие территории. А каноническая церковь, Украинская православная церковь Московского патриархата, также существует, но мы знаем, что в настоящее время она уже в запрещении. Это очень тяжело. На Украине идет тяжелейшее гонение на духовенство и епископат. По сути, эти люди сейчас подвижники, а лучше сказать, мученики, потому что их пытают, их убивают и растаптывают то последнее, что осталось, и то, что они хранят.

Конечно же, Бог не бывает поругаем. Обязательно придет конец, и мы с вами видим, что Россия не могла остаться в стороне, чтобы вот это бесчинство или нечестие не остановить. Во все времена Россия очищала от греха Европу. На Украине слово Христово в запрещении. Это значит, та каноничность и тот типикон, о котором мы говорим, устав, он совершенно не Христов, а человеческий. А все человеческое — греховно. И нам надо не забывать о том, что если мы сами по себе что-то делаем, то зачастую можем сделать грех. А если мы сообразуемся с Божьей волей, если мы относимся к опыту церковному, если мы стараемся просить у Бога в нашей личной молитве, чтобы он соучаствовал в каком-то деле, то получаются большие чудеса.

— В условиях специальной военной операции всем нашим бойцам очень нужна поддержка. Как вы находите для них важные, правильные слова?

— Все слова уже находятся в книге книг, в Священном Писании, в Библии. Мы говорим, конечно же, про Евангелие. И все слова успокоения можно как раз найти там. А тут еще и наш опыт, опыт всего нашего народа, которому, по сути, тысячи лет, и мало было времени мирного. Зачастую это были времена военные, зачастую это были тяжелые времена. А как подбодрить человека и найти слова? Найти слова из нашей веры, которой тоже уже тысячи лет.

И именно из-за христианства мы с вами остаемся вот таким народом — подвижником, народом-победителем. Потому что мы с вами слышим Христа, и Христос как раз и говорит, что, если кто хочет душу сберечь и где-то спрятаться, тот ее, наоборот, потеряет. А если отдаст ее, тот, наоборот, ее обретет.

Что это значит? Если идет война, а ты будешь прятаться, когда тебя призывают, то придет враг и все похитит, и не будет ничего у тебя. Но если ты встанешь на защиту и даже если ссудит тебе Бог отдать свою душу, то ты ее, наоборот, не потеряешь, а обретешь. Господь дал тебе жизнь не для того, чтобы ты просто ее прожег, а для того, чтобы ты жил как настоящий человек, Христов человек. Не имеющий кто-то одежды — дай ему свою рубашку. Кто-то голоден — накорми. Кто-то жажду испытывает — напои. Не имеет кто крова — пригласи. Надо защищать Родину? Защищай. Зная Евангелие, нам очень легко и хорошо жить в жизни нашей земной.

— Сейчас наша страна очень нуждается в понимании, в защите, в поддержке. И не только это тыл, который работает для фронта, для поддержки на передовой наших солдат. Страна также нуждается в защитниках. Я вас попрошу, чтобы вы обратились к тем людям, которые собираются сделать этот ответственный, очень важный шаг и заключить контракт с Министерством обороны.

— Конечно же, хотел бы обратиться ко всем ребятам, которые думают, раздумывают, идти ли воевать, заключить ли контракт. Здесь, конечно же, нужно слушать свое сердце. Если ты человек, живущий в России, то нужно пойти на позыв сердца защищать другого. И здесь, я думаю, что не стоит долго раздумывать, а стоит, наверное, принять решение. Церковь всегда поддерживает таких ребят, особенно когда была волна мобилизации, и очень многие приходили в храм, в собор, где я служу, и мы всегда служили молебны с такими ребятами о даровании им сил, крепости, о том, чтобы Господь их охранял. И я всегда дарил им ладан, чтобы они носили его с собой. Это не оберег, но это одна из святынь, из храма.

Потому, дорогие мои, подумайте, помолитесь, а Господь уже ссудит вам, как это сделать. И самое главное, если Господь призвал, то бежать никак не нужно, потому что это самое, наверное, тяжелое и плохое дело бросить, когда Господь кидает клич. Потому и я, дорогие ребята, желаю вам подумать и, конечно же, идти и защищать нашу Родину, защищать наших матерей, детей, стариков, защищать нашу с вами церковь, нашу веру.

Распечатать страницу