«Выдержали, выстояли, победили»

Омич Иван Трыль прошел дорогами войны от первого дня до последнего.
Омич Иван Трыль прошел дорогами войны от первого дня до последнего.

После 9 мая в редакции раздался звонок: «Я, наверное, опоздал, – говорил голос в трубке, – хотел поучаствовать в вашем конкурсе на лучшую армейскую фотографию». Я ответила, что конкурс закончился и уже объявлены победители. Мужчина на том конце провода с сожалением сказал: «А у меня есть хорошее фото из Берлина. Там запечатлен рейхстаг в мае 45-го». Так мы познакомились с ветераном Великой Отечественной войны Иваном Миновичем Трылем.

Курсант - артиллерист

Думаю, это имя хорошо известно старшему поколению омичей. После войны Иван Минович трудился на партийной и хозяйственной ниве в Павлоградском, Тюкалинском, Крутинском районах. 18 лет проработал в Большеречье. Из них 14 – первым секретарем райкома. Уже будучи на пенсии возглавлял областную избирательную комиссию. За мирный труд награжден орденами и медалями, почетными грамотами. Но была в жизни Ивана Трыля еще одна важная страница, которая и стала для него школой на долгие годы: война.

В свои 94 года Иван Минович помнит все до мельчайших подробностей. 2 июня 1941-го он вместе с другими курсантами получил звание лейтенанта, окончив артиллерийское училище в Ростове-на-Дону. 10 июня выпускники получали назначение к месту службы. Ивану Трылю и еще 15 выпускникам место назначения не объявили.

– Все гадали: отправят на Западную Украину или Белоруссию, в Прибалтику или в Иран, – вспоминает ветеран. – Из казармы нас перевели на квартиры, и мы остались ждать распределения.

В воскресенье, 22 июня, Иван Минович вместе с другом пошел прогуляться к Дону. Когда возвращался, по громкоговорителю выступал Молотов. На следующий день Трыля отправили в Киевский военный округ. С запада уже шли эшелоны с беженцами. В память молодого лейтенанта врезалась страшная картина: обезумевшая от горя молодая женщина не могла найти себе места – ее ребенок погиб при бомбежке.

Прямой наводкой по врагу

– Первые месяцы 41-го мы отступали, – говорит Иван Минович, – враг рвался к Москве, мы оказались в окружении. Я и еще несколько офицеров и солдат стали пробираться к своим. У меня был компас, направление взяли на восток. Оружия при нас почти никакого – одни пистолеты, с немцами встречаться не было никакого резона. Пробирались в основном ночью, прятались в лесах, в неубранной кукурузе. Но документы были при нас, и форму мы не снимали. Из окружения вы­шли только в сентябре.

Всех окруженцев, в том числе и группу Трыля, проверяли. Иван Минович после проверки был отправлен в 21-ю армию, которая участвовала в Сталинградской битве.

– Бои были страшные. От Сталинграда ничего не осталось – ни жилых зданий, ни заводов, все было разбито. Немецкая авиация поддерживала наземные войска. Но к Волге враг не мог пробиться – мы сильно ее защищали, – говорит Иван Минович. - Туда уже прибыли сибирские дивизии, свежие силы. Войска Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов окружили и разбили немцев. Мы, артиллеристы, били прямой наводкой по блиндажам. Враг вынужден был сдаваться в плен.

Ветеран помнит, как пленных немцев, плохо одетых, обмороженных, грузили в вагоны и куда-то увозили. А победители приводили себя в порядок, мылись, брились и готовились к награждению. 

За победу в Сталинградской битве Иван Трыль был награжден орденом Красной звезды.

– Я всю ночь не спал после награждения, – признается ветеран, – гладил рукой свой орден – это была первая моя боевая награда.

Фото у рейхстага

Так получилось, что Иван Минович стал участником еще одного великого сражения Второй мировой войны – Курской битвы. Орел, Прохоровка, Белгород – эти населенные пункты он помнит до сих пор.

– Не наступать, а держать жесткую оборону – таков был приказ, – говорит Иван Минович, – и мы днями и ночами рыли окопы, три линии обороны, пятьсот километ­ров ходов и сообщений. Мудрая стратегия, свежие силы и желание победить помогли и на Курской дуге одолеть страшного врага.

Потом были бои за Брест, Польшу. В Польше Иван Трыль впервые увидел море. В Германии все почувствовали, что скоро конец войне. Иван Минович уже служил в составе 70-й армии Второго Белорусского фронта. Бойцы этой армии под Берлином встретились с союзниками-англичанами. Через два дня офицеры поехали в Берлин посмотреть на рейхстаг. Возле стен рейхстага фронтовой фотограф и сделал ту самую фотографию, которую Иван Минович хотел прислать к нам на конкурс. На ней советские воины расписываются на стенах рейхстага: внизу уже нет свободного места для росписи, поэтому офицеры находят пустую бочку, на нее встают трое военных, на них – еще двое, шестой офицер замыкает эту пирамиду и ставит свою роспись на стене. А капитан Иван Трыль наблюдает за этой сценой со стороны.



Почетный гражданин

После демобилизации Иван Минович сначала поехал на работу в Свердловск, а затем в родную Омскую область. Здесь кадрового офицера, фронтовика сразу привлекли к работе. Иван Минович сомневался, сгодится ли он для партийной работы? Сомнения разрешил тогдашний секретарь обкома партии:

– Вы лучшую главу в истории партии своими ногами по фронту прошагали.

Он стал хорошим партийным работником, умел ладить с людьми, отстаивал свою точку зрения перед вышестоящим руководством – помогал фронтовой опыт.

– Больше всего мне запомнилась работа в Большеречье, – говорит ветеран, –  поднимали животноводство, школы строили, дома культуры, дороги, спорткомплекс.

Большереченцы оценили вклад Ивана Трыля в развитие района, присвоив ему звание почетного гражданина. Иван Минович оставил свой след и на страницах «Омской правды» – писал в газету статьи о передовом опыте, о своих соратниках. Вырезки из газеты хранит до сих пор.

В свои девяносто четыре он не сидит дома. Часто ходит в облизбирком, чтобы быть в курсе всех событий. Много читает, перечитывает книги о войне.

– Ведь выдержали же мы, выстояли и победили, – говорит фронтовик.

Победили благодаря тому, что с врагом сражались такие преданные и несгибаемые люди, как Иван Минович Трыль.
©
URL: http://omskregion.info/news/12973-vderjali_vstoyali_pobedili/
Дата публикации:19/06/2013 09:27
Автор:Татьяна Шипилова
Фото:Евгений Кармаев