Секрет успеха: влюбиться в картину

Часто реставрация – это поиск, результат которого – открытие шедевра, имени. В жизни Натальи Минько таких открытий – десятки.
Часто реставрация – это поиск, результат которого – открытие шедевра, имени. В жизни Натальи Минько таких открытий – десятки.

Заведует отделом реставрации музея имени М. А. Врубеля заслуженный работник культуры России Наталья Минько. Она в этой профессии уже 38 лет. 

Зрители порой думают, что реставрация – это дописывание картин, а значит, мазок не авторский. Ничего подобного. Реставратор не работает красками, он пользуется специальным грунтом. Его инструмент – крошечная кисточка.

Как омская «Даная» питерской помогла

Когда невменяемый посетитель Эрмитажа плеснул кислотой в рембрандтовскую «Данаю», встал вопрос, как спасать картину. Были привлечены лучшие специалисты Европы, работа шла 11 лет. И в книге, выпущенной по итогам грандиозной реставрации, есть благодарность Омскому музею изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Копия «Данаи» была передана в Омск в 20-е годы из Эрмитажа. Студенты Академии художеств часто копировали картину. И оказалось, что в нашем музее копия Удальцова и Земцова – лучшая. Правда, темновата: Рембрандт писал «Данаю» всю жизнь, а копии делаются быстро, отчего краски темнеют. И омская «Даная» несколько раз реставрировалась.

– Я несколько раз ездила в Петербург, наблюдала, как идет работа над восстановлением подлинника, – говорит Наталья Минько. – После второго рождения питерской «Данаи» и вокруг омской копии возник зрительский ажиотаж. Открыли специальную выставку, которая потом путешествовала по городам и весям.

Сколько лет «Мадонне»?

Реставратору живописи нужно быть и исследователем, и искусствоведом.

– К нам на реставрацию поступила из запасников картина «Мадонна с младенцем». Атрибутирована ХIХ веком, – рассказывает Наталья Минько. – Сделали рентгенограмму. Это как дактилоскопия у криминалистов: у каждого художника своя манера письма. Читать рентгенограммы я училась у замечательного специалиста Русского музея Светланы Римской-Корсаковой. Проконсультировались во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И. Э. Грабаря. И выяснилось: «Мадонна с младенцем» принадлежит кисти французского живописца Симона Вуэ, жившего не в ХIХ, а в ХVII веке.

Таких открытий у Натальи Минько не одно, не два. В 2009 году свой творческий юбилей она отметила выставкой одной картины «Лесной пейзаж». Это был пример исследовательской работы, завершившейся открытием еще одного имени – голландского художника ХVII века М. Хоббемы. Полотно поступило в омский музей из архива Загорска в 1972 году. Состояние его было плохим, автор неизвестен. В 1987 году работа была передана Наталье Минько. Уже первые лабораторные данные о материале картины, полученные в отделе экспертизы Русского музея, позволили предположить, что это голландская школа ХVII века. Потом была реставрация картины, работа в фондах Музея им. Пушкина и Эрмитажа, исследование специальной литературы и архивных данных. Наталья Минько доказала: «Лесной пейзаж» написал ученик Рейсдаля – Мейндерт Хоббема – один из ведущих пейзажистов Голландии. Его картины хранятся в Лондоне и Амстердаме. В российских музеях произведений Хоббемы нет. Омск благодаря Наталье Минько стал замечательным исключением.

Загадочные иконы

Она была в отпуске, когда 16 июля 2005 года на раскопках Успенского собора всплыла икона. Это было начало обретения мощей священномученика Сильвестра Омского. Вызвали Наталью Минько. К счастью, она не уехала из Омска. 

– Я позвонила в Москву и Петербург специалистам по консервации дерева, – вспоминает Наталья Минько. – Если бы не были приняты срочные меры, икона съежилась бы и рассыпалась. 

Дальше вместо отпуска у нее была командировка в Петербург. Там в Эрмитаже омскую реликвию поместили в ванну со специальным раствором. Потом в ультрафиолетовых лучах удалось прочесть надпись «Преосвященнейшему епископу Сильвестру от почитателей его таланта. Июль 1914 года». Удалось установить и образ, написанный когда-то на доске и абсолютно смытый, – «Богоматерь Черниговская». Эти факты дали возможность предположить, что найдено тайное захоронение архиепископа Сильвестра. Были еще три экспертизы, которые подтвердили догадку. Но первым был аргумент благодаря исследованию иконы.

Это одна из многих загадок с иконами, разгаданных Натальей Минько. Из историко-краеведческого музея к ней принесли удивительный «двуликий» образ. Под определенным углом света лик Иоанна Предтечи сменялся ликом Христа. Она дала объяснение феномена: на доску изображение наносили дважды. Со временем верхний слой красок истончился, и сквозь него стал проступать первый образ. Наталья занялась исследованием и пришла к выводу: случай уникальный, в России двуликих икон прежде не встречалось.

На глазах у зрителей

Картина Николая Гриценко «Ночь на Тихом океане» – самое крупноформатное полотно из произведений русской живописи второй половины ХIХ века в музее имени М. А. Врубеля.

Наталья Минько говорит, что влюбилась в картину с первого взгляда. Тогда, в 1999-м, для картины изготовили новый вал, большего диаметра, и оставили в хранилище дожидаться своего часа. Наталья Минько только что завершила знаковую реставрацию шедевра Виктора Васнецова «Снятие со креста» и готовилась к работе над картиной Михаила Боткина «Жены, смотрящие на Голгофу». Появилась мечта: вернуть зрителям и «Ночь на Тихом океане». Мечта осуществилась через семь лет.

Картина велика, и потому Наталья Григорьевна Минько и ее помощница Виктория Ефименко работали в одном из залов музея, не закрытом для посетителей. Все желающие могли видеть, как работают реставраторы. Иногда восклицали: «Айвазовский!». И реставраторы, играя еще и роль экскурсоводов, терпеливо рассказывали о неизвестном широкой публике художнике-маринисте и его картине. 

Реставрация – сложный процесс, он делится на техническую часть и живописную. Первый этап реставрации проходил на мраморном полу. Готовился осетровый клей с медом, им пропитывали полотно, наклеивали на каждый участок папиросную бумагу. Потом нужно было аккуратно разгладить работу тяжелыми утюгами, отпрессовать мраморными плитами. Каждая плита весит семь килограммов. Реставраторы подсчитали, что перетаскали 3200 килограммов. После этого папиросную бумагу снимают при помощи дистиллированной воды, и начинается реставрация  живописи. 

Наталья Минько в детстве училась в музыкальной и художественной школах. Увлекалась астрономией и математикой. Столь разные знания пригодились в ее профессии, где нужно тонко чувствовать искусство и ценить точный расчет. Училась в Уральском университете, повышала квалификацию в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. Профессиональные уроки дала ей старейший омский реставратор Валентина Бекишева. Она была первой в своем деле в музее, Наталья Минько – вторая. А сегодня говорят уже об омской школе реставрации.

Министр культуры России Владимир Мединский во время визита в Омск признался, что на него произвела большое впечатление работа реставраторов музея имени М. А. Врубеля. Обсуждался вопрос о создании в Омске Сибирского центра реставрации.
©
URL: http://omskregion.info/news/12989-sekret_uspexa_vlyubitsya_v_kartinu/
Дата публикации:19/06/2013 11:47
Автор:Светлана Васильева