Сергей Пускепалис: «работа должна быть всем в удовольствие»Актер и режиссер Сергей Пускепалис считает Омск не случайным для себя городом.
Актер и режиссер Сергей Пускепалис считает Омск не случайным для себя городом.
У актера и режиссера Сергея Пускепалиса необычное, трудновыговариваемое отчество – Витауто – от отца-литовца и поражающая география жизни и творчества. Родился в Курске, вырос на Чукотке, в 14 лет переехал с родителями в Железноводск. Учился в Саратове и Москве, работал в театрах Магнитогорска, Саратова и Ярославля, ставил спектакли по всей стране. Стал узнаваемым благодаря фильмам «Жизнь и судьба», «Метро», только что закончившемуся в эфире Первого канала сериалу «Защита свидетелей», но премии получал за другие картины – «Простые вещи», «Как я провел этим летом», «И не было лучше брата». В Омске Сергей Пускепалис в 2007 году поставил в Пятом театре спектакль «От красной крысы до зеленой звезды» Алексея Слаповского. В нынешнем году принял участие в кинофестивале «Движение», в рамках которого провел творческую встречу в Органном зале. В кино начал сниматься вслед за сыном – Сергей Витауто, вы актер театра и кино, режиссер. А в первую очередь кем себя ощущаете? – Сергеем Пускепалисом. – Но все ваши награды – за актерские работы в кино. – И все-таки я не могу разделить, что лучше, что хуже у меня получается – играть или ставить. Для меня это достаточно болезненный вопрос, потому что я в первую очередь режиссер и всегда буду им оставаться. И при этом не могу отрицать того удовольствия от работы с моими товарищами, которые меня используют в качестве киноактера. – Нет ли в этом противоречия: актер подчиняется режиссеру-диктатору. А вы постоянно меняете эти роли. – Мне не нравится, когда формулируют иерархию подавления личности в театре и кино. Я как никто понимаю, что из подавления личности ничего хорошего не выходит. Можно только договариваться о чем-то с людьми, способными выразить тему в той или другой форме. – Это правда, что киноактером вы стали вслед за сыном? – Так и было. С Алексеем Попогребским нас связывает сегодня большая дружба, начавшаяся с того, что он, будучи вторым режиссером фильма «Коктебель», снял моего сына Глеба. Потом он позвал меня в качестве актера в фильм «Простые вещи». А продолжение нашей работы было в фильме «Как я провел этим летом». Можно говорить про некий творческий союз. – На меня фильм «Как я провел этим летом» произвел большое впечатление. Но почему его называют фильмом ужасов? Мне кажется, что это мощная психологическая драма. А вы как думаете? – Никак. Мы все сделали, а дальше это вопрос зрителей. Меня как зрителя в этом фильме нет. Хотя когда я смотрел этот наш фильм на фестивале в Берлине, он мне очень понравился: как хорошо Алексей все выстроил, смонтировал. – Есть ли в планах продолжение работы с Попогребским? – Это как он решит. У нас нет обязательств друг перед другом. Мафии нет. – Ваши экранные герои, как правило, мужественные, цельные, сильные. Вы с ними похожи? – Я тот же, я же не меняюсь. – А как же с актерским перевоплощением? – Я не понимаю, что это такое. – Признаюсь, никогда не приходилось слышать такого от режиссера. А в театре? – Я и в театре не требую от артистов перевоплощения. Иногда оно приводит к кривлянию. Для меня перевоплощение – это точно отражать предлагаемые обстоятельства в своем характере, находить то, что необходимо образу, в своей сущности, в своей личности. Работа в удовольствие – Я слышала, вы как-то смешно переводите свою фамилию на русский. – Полубуханкин. По-литовски пусе – половина, пали – буханка. – Владеете литовским, болгарским – ведь мама – болгарка? – Литовским отчасти, болгарского не знаю. – Вы сменили столько городов. А что такое для вас малая родина? – Это место, где мы сейчас живем – Железноводск на Кавказских Минеральных Водах. Где бы ни работал, возвращаюсь туда. – А как относитесь к Омску, где поставили спектакль «От красной крысы до зеленой звезды»? – У меня замечательные отношения с Пятым театром, с его директором Александрой Илларионовной Юрковой, с артистами. Спектаклем, который здесь идет, я очень горжусь. Для меня Омск – не случайный город. – Вы как-то заметили, что должны быть определенные условия, чтобы вы согласились приехать в город и поработать в нем. Какие? – Должна быть хорошая, подвижная команда. Чтобы работа была в удовольствие всем, не была только производственной необходимостью. Это, конечно, в огромной степени задача продюсера: устроить такую поляну, на которой может что-то вырасти. – Пятый театр – подвижный, интересный. – Я убедился в этом. Александра Илларионовна рассказала и о новых проектах и затеях. – Почему сложилось содружество с Алексеем Слаповским? – Это мой партнер, товарищ и друг. Удивительный писатель. Всем рекомендую почитать его романы и повести. – Вы были худруком в театрах Магнитогорска, Ярославля, а сегодня «в свободном плавании». Это удобнее? – В каждом состоянии есть хорошее. Я занимаюсь своим делом. Съемки в кино, спектакль в МХТ. В ноябре – премьера. Он называется «Не такой, как все» по пьесе Алексея Слаповского. Там заняты Игорь Золотовицкий, Алла Покровская, Ирина Пегова, Юлия Чебакова. – А вас самого на сцену не тянет? – Нет. Я режиссер, а вся моя актерская деятельность – творческий и жизненный факультатив. Фильмография 2009 – «Скоро весна» – Павел Николаевич. 2010 – «Аптекарь» – Михаил Стрельцов. 2010 – «Как я провел этим летом» – Сергей. 2010 – «Попытка Веры» – Сергей. 2011 – «Сибирь. Монамур» – подполковник. 2011 – «Мой парень – ангел» – отец Саши, вулканолог. 2011 – «Защита свидетелей» – Андрей Иванович Мешечко, майор, замначальника отдела по оперативной работе. 2011 – «И не было лучше брата» – Джалил. 2012 – «Метро» – Андрей Гарин, врач-хирург. 2012 – «Жизнь и судьба» – Иван Греков, капитан. 2012 – «Написано Сергеем Довлатовым» – озвучание, текст от первого лица. 2013 – «Защита свидетелей» – Мешечко. ©
|