Гран-при Международного фестиваля «Сибирская этника-2023» вручили студентке омского политеха за изучение татарского культурного кода

Гран-при Международного фестиваля «Сибирская этника-2023» вручили студентке омского политеха за изучение татарского культурного кода

Дата публикации 5 ноября 2023 17:05 Автор Фото Алексей Пантелеев

Яркий праздник моды, дизайна и искусства, который является главным ежегодным модным событием Сибири, прошел в Омске уже в 12-й раз.

С 3 по 5 ноября в Омске проходило главное модное событие осени – Международный фестиваль дизайна и искусств «Сибирская этника». В программу вошли дефиле авторских платков и современных костюмов, а также лекции и воркшопы от экспертов индустрии моды и дизайна.

Традиционное модное событие проходит уже в 12-ый раз, его темой в 2023 году выбрана «Аналитика архетипа». Организаторами проекта выступили Омская Арт-резиденция и кафедра «Дизайн костюма» ОмГТУ при поддержке министерства образования и министерства культуры Омской области.

Всего для участия в конкурсе дизайнеров «Сибирская этника – 2023» было подано 114 заявок из 19 регионов России, Республики Узбекистан и Кыргызской Республики. Свои работы представили талантливые дизайнеры из Омска, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Барнаула, Гатчины, Тюмени, Томска, Красноярска, Кирова, Уфы, Иваново, Ханты-Мансийска и других городов, а также из Бишкека и Ташкента. В финал прошли 64 проекта из 12 городов нашей страны и Кыргызской Республики.

3 ноября прошел арт-проект «Первые», ставший правопреемником культурно-просветительского проекта «Образы Покрова», а 4 ноября — конкурс «Сибирская этника». Символично, что конкурс состоялся в День народного единства. Ведь «Сибирская этника» — это проект, объединяющий народы нашей страны и демонстрирующий этнокультурные особенности. Конкурс проходит в рамках программы развития «Приоритет 2030» и входит в концепцию развития креативных индустрий в Омской области до 2030 года.

Организаторы отметили не только большое количество заявок и широкую географию, но и отличное качество отправленных работ. Поприветствовал гостей министр культуры Омской области Юрий Трофимов:

«Первые конкурсы проходили в музее имени Врубеля, а сейчас — в музее «Искусство Омска»: прекрасное тянется к прекрасному. Поздравляю с этим праздником наш опорный государственный технический университет и лучшую в мире кафедру дизайна костюма!»

На открытии конкурса также выступил исполняющий обязанности ректора ОмГТУ Василий Фефелов:

«Красота побуждает человека к деятельности существенно более эффективно, нежели сила. И от этого большая ответственность лежит на тех, кто создает произведения искусства. Принципы, на которых строилась «Сибирская этника», основывались на уважении к традициям народностей. Сегодня это способствует объединению, и эти ценности очень важны, не только для Омска, для региона, но и для любого государства. От лица университета хочу сказать, что мы и впредь будем поддерживать это мероприятие, будем способствовать его развитию, расширению географии, масштабности».

Председатель жюри, аналитик моды Андрей Аболенкин отметил, что каждый раз находит в этом конкурсе что-то новое.

«В этот раз оценка конкурса проходит в два этапа. Сначала жюри послушало всех конкурсантов, и это был невероятный опыт, я получил огромное удовольствие, – рассказал он. – Потому что мне стало понятно, что абсолютно каждая работа — это очень личная история. Это не просто прикосновение к какой-то музейной традиции, а способность найти в этой традиции что-то, что касается непосредственно автора. Это не просто дизайн, а то, что в народной, этнической традиции важно для молодого модельера. Очень круто! Я очень доволен этим! Еще одна новация — можно получить обратную связь на учебном дне».

По словам организаторов, в этом году был добавлен дополнительный предварительный этап «На вешалке» за день до финала, который дал экспертам возможность рассмотреть детали, технологию исполнения, пообщаться с участниками и из первых уст узнать историю костюма. Также введена новая номинация «Традиция костюма», в которой оценивалось чувство аутентичности, тщательное изучение исторических источников, а также мастерство работы над деталями и качество исполнения.

Тематика же всего фестиваля «Аналитика архетипов» означала, что конкурсантам важно было обращать внимание на опыт прошлого, исследовать богатый бэкграунд поколений, определять собственную стратегию поведения и находить ответы на самые неожиданные вопросы современности в широком опыте прошлого.

Первая номинация конкурса — «Арт-декор». Речь здесь шла о декоре как основе и доминанте авторского решения проекта. Основная задача дизайнеров была — найти выразительные и актуальные идеи в оформлении современных моделей одежды на основе изучения приемов и принципов декорирования этнического костюма, орнаментов, техники исполнения, предложить авторское решение. Костюм здесь выступал как декоративный арт-объект. Это эксклюзивные авторские техники, приемы текстильного дизайна, синтез традиционного и инновационного, трансформация и преобразование, соединение нескольких приемов и мотивов в одном проекте, декоративная многослойность, новые свойства и качества декора, воплощенные в яркой выразительной форме.

Третье место в номинации заняла Мария Черноусова (Омск) «Маки»;

Второе место – Анжела Гутман (Новосибирск) «Не бойся смерти, если хочешь жить»;

Первое место – Софья Самсонова (Омск) «Повернись ко мне».

Следующая номинация «Этногород» — это формообразование как возможность нового острого прочтения современного городского костюма. Основная задача конкурсантов была — найти выразительные и актуальные идеи в формах, силуэтах, деталях, элементах современных моделей, органично вписывающихся в городскую среду, выделяясь оригинальностью конструктивного и цветового решения. На основе изучения этнического и тенденций формообразования современного костюма они должны были предложить авторское решение модели. Авторы представляли повседневные комплекты одежды.

Третье место – Ирина Душкина (Омск) «Тина»;

Второе место Юлия Нестерюкова (Омск) «Вымышленная муть»;

Первое место Нелли Сатлер (Омск) «Руины».

Номинация «Экотренд» – это осознанное потребление как глобальный тренд современности. Задача дизайнеров была — проанализировать возможности работы в этом направлении и сформулировать собственное понимание возможности работы с костюмом, опираясь на исторический опыт и традиции сохранения и передачи из поколения в поколение знаний и умений. Результат проектирования – костюм в этностилистике на основе возможностей ресайклинга и апсайклинга. В номинации представлялись работы, выполненные из переработанных и обновленных материалов и изделий.

Третье место – Алина Журавлева (Омск) «В сети»;

Второе место – Инесса Дылыкова (Новосибирск) «Гималаи»;

Первое место – Екатерина Тимченко (Кириши) «Возрождение».

Номинация «Этнолюкс» –  это тонкое, деликатное использование этнических мотивов в декоре, конструкциях, деталях одежды нарядного ассортимента.

Третье место – Наталья Простомолотова (Омск) «Устинья, 19, Смоленск»;

Второе место – Мария Крылова (Омск) «Тихий протест»;

Первое место – Юлия Шилова (Омск) «Kirisame».

Новая номинация в этом году – «Традиции костюма». Она означала новое прочтение национальной одежды народов России. В этой номинации оценивалось чувство аутентичности и тщательное изучение исторических источников, а также мастерство работы над деталями и качество исполнения. Участники номинации представили свои творения, воссоздавая историческую одежду и аксессуары, используя различные материалы, техники и декоративные элементы, соответствующие эпохе.

Костюмы могли быть воссозданы в точности по оригинальным образцам или быть современной интерпретацией исторического стиля. В оценке конкурсантов учитывались историческая точность, соответствие стилю и периоду, оригинальность и креативность в подходе к созданию костюма, умение передать атмосферу и характер определенной эпохи. Важными аспектами также являлись техническое мастерство, использование соответствующих тканей и украшений, приверженности детальности и узнаваемости исторического образа. 

Третье место – Алена Ищенко (Новосибирск) «ХОлодает ХАладай»;

Второе место – Виктория Шашкова (Урай) «Вышивка Конды»;

Первое место – Ольга Бубновене (Ханты-Мансийск) «Голос неба».

В номинации «Коллекция» дизайнеры могли представить от трех до пяти моделей. Основой для создания коллекций могли послужить исследования в области декора, формообразования или принципов устойчивой моды, осознанного потребления. Необходимо было четко обозначить область исследования, а коллекция должна была отражать идею исследования. Это возможность представить уникальный авторский стиль, основанный на прочтении этнических мотивов.

Третье место – Ольга Стрекалева (Омск) «Пена дней»;

Второе место – Лика Ахметова (Омск) Анкета для друзей;

Первое место – Дарья Федоренко, Александра Ненишева (Омск) «*#».

Гран-при конкурса и сертификат на 50 тыс. рублей вручил Андрей Аболенкин.

«Очень сильный конкурс, работа была сделана чудесная, и мы сегодня наблюдали не только предметы, а еще и истории, – отметил он. – Практически у каждой коллекции была очень личная история».

Но сначала он отдельно выделил и пригласил на сцену дизайнера Анастасию Зернову, у которой, по словам аналитика моды, все призы еще впереди.

«Все коллекции, которые вы еще будете выпускать в дальнейшем, получат свои награды. Та работа, которые вы сегодня показали, та современность, манера, которые несут ваши коллекции, производят очень большое впечатление. Когда их видишь, сразу понимаешь: вот он, современный нерв», – сказал Андрей Аболенкин.

А гран-при фестиваля получила коллекция, за которой стоит поиск национальных корней, сделанный так точно и так деликатно, что эта коллекция уже обращала на себя внимание жюри уже на вешалке. Когда же ее увидели на подиуме, то решение было однозначным.

Итак, абсолютным победителем конкурса стала студентка третьего курса ОмГТУ Екатерина Дудорова (Омск) со свой коллекцией «Медиатор».

«Я действительно вложила душу в эту коллекцию и очень рада, – рассказала она. – Но я была настолько увлечена самим процессом создания коллекции, что меня не особо волнуют призовые места и награды. Для меня важно то, насколько хорошо я могу воплотить, реализовать свои идеи. Также для меня это личная история, связанная с моими корнями, поэтому я вложила в нее всю душу. Коллекция у меня шла легко, на абсолютно искреннем, чистом желании и любви к своему делу. Она основана на татарском культурном коде, где я использовала традиционные орнаментальные татарские мотивы и знаковые силуэты, формы и символы. Она называется «Медиатор», потому что татарский народ выступает как медиатор между Востоком и Западом. И я отразила это в коллекции – у меня сочетаются исконные татарские мотивы с современной стилизацией и подачей, это сочетание восточного и западного. Это и являлось архетипом, на который я опиралась».


Распечатать страницу