Текущий год богат на юбилейные православные даты, связанные напрямую с историей нашего города. Одной из таковых является 250-летие с момента освящения трёх приделов Омского военного Воскресенского собора.
Освящение церкви шло попрестольно. Первым был освящен 2 октября (21 сентября по старому стилю) 1773 г. южный престол во имя преподобного Сергия Радонежского, затем, 10 октября (29 сентября по старому стилю), главный престол – во имя Спасительного Воскресения Христова. А уже 28 ноября (17-го по старому стилю) состоялось освящение третьего престола во имя святой великомученицы Екатерины.
В 1764 г. с согласия духовных властей в Омской крепости был учреждён особый заказ, т. е. благочиние, за неимением которого ранее омские церкви находились в ведении Тарского протопопа (протоиерея). Первым омским протоиереем стал полковой священник Яков Скрябин. Он был определён совершать богослужения в Сергиевской церкви. Именно его по долгу службы Господь сподобил впервые поднять вопрос о строительстве нового каменного Воскресенского собора и добиться от епархиального начальства положительного ответа.
В своём «Доношении» от 22 октября 1764 г. (здесь и и далее даты приводятся по старому стилю; поскольку письмо было написано в XVIII в., то разница с современным летоисчислением составляет 11 дней) на имя Митрополита Тобольского и Сибирского Павла (Конюскевича) он в частности писал:
«…Вашим Высокопреосвященством определен я всенижайший, крепости Омской, Сергиевской церкви: оная за данным построением весьма обветшала и на северную страну, так и всем строением понизилась. Это и служит в ней за повреждение. Царских врат с иконостасом особливо за ветхостью и починивать неудобность предвидится… Состоящий в оной крепости… главнокомандующий Господин Генерал-порутчик и кавалер Иван Иванович Шпрингер, и при нем Господин Генерал-майор Карл Львович Фрауендорф изволили объявить мне о желании своем намерение: …На месте обветшалой церкви построить новую каменную Святую церковь. Приказали находящимся в той крепости штаб и обер-офицерам и всем чинам дать мне письменно… приговор… А как с общего всех помянутых желателей признано дабы намереваемую всеми каменную церковь со властительного Вашего Архипастырского дозволения строить во имя Спасительного Воскресения Христова, с двумя приделы. Первый придел чтоб в одной страны во имя Сергия Преподобного Радонежского Чудотворца. Понеже по плану на том же стоящей церкви месте приличествует. Второй придел во имя Святой Великомученицы Екатерины с северной страны. А дабы означенное строение в одном основании и с колокольнею произвесть по подобию протчих грекороссийских святых церквей, которую и украсить подобающим, как внешним, так и внутренним, новым иконостасом и Святыми иконами… А дабы соблаговолено было за вышеописанными обстоятельствами к созиданию каменные Святые Церкви благословенно за подписанием властию Вашего Архипастырства руки грамоты меня всенижайшего наградит…».
Мы прибегли к столь обширной цитате ввиду двух обстоятельств. С одной стороны, это самый первый официальный документ, касающийся Воскресенского собора, обнаруженный мною в процессе научно-исследовательской работы в Тобольском архиве, а с другой – его содержание позволяет сделать вывод, что первоначально каменный храм, видимо, собирались возводить на территории первой, а не второй Омской крепости. При этом с оформлением необходимых документов изрядно торопились. Неслучайно для этой цели в Тобольск был послан даже нарочный – дьякон Сергиевской церкви. От Тобольского архипастыря им была привезена в Омск и благословенная грамота на строительство храма, подписанная 4 ноября 1764 г. Но «за разными переменными обстоятельствами» закладку церкви произвели лишь 8 июня 1769 г., в день поминовения великомученика Фёдора Стратилата, и уже на территории второй Омской крепости.
Одно из писем Тобольской Духовной Консистории генералу И.И. Шпрингеру. Из фондов ГИАОО
Этому торжественному событию предшествовала любопытная история, о которой мне также удалось узнать, работая с документами Тобольского архива ещё в году 1990-м. Скорее всего, некто, работавший над проектом новой Омской крепости, допустил оплошность: нарисовал проектируемый храм алтарём не на восток, как того требовали церковные каноны, а на север. А может, это было сделано по незнанию, если допустить, что сей чертёжник или инженер был другой веры. Как бы то ни было, ошибку заметили слишком поздно, уже после того, как императрица Екатерина II утвердила чертёж. Иван Иванович Шпрингер (к слову, лютеранин) не испытывал желания вносить в утверждённый Высочайше проект свои изменения. Это могло иметь нежелательные последствия.
Автограф генерал-поручика и кавалера И.И. Шпрингера. Из фондов ГИАОО.
И вот 28 марта 1769 г. он отправляет из Омска в Тобольск сразу два письма. Одно – на имя Тобольской Духовной Консистории, а другое – лично Епископу Сибирскому и Тобольскому Варлааму (Петрову). По сути дела, послания эти содержали однотипную просьбу. Вот что, в частности, говорилось в первом из них:
«Понеже по вновь стребованному от Ея Императорского Величества плану, здешняя главная всех сибирских линий Омская крепость строением начата на новопроектированном месте, следовательно старая остается предместием ее… воздвигнуть в новой крепости на отведенном для того месте каменную во имя Спасительного Воскресения Христова (церковь. – А.Л.) с тремя приделами. Первый от южной стены, во имя Сергия Преподобного Радонежского Чудотворца, а второй – во имя Святой Великомученицы Екатерины от северной стены. И чтоб все означенное церковное строение и с колокольнею в одном основании произвесть по подобию протчих грекороссийских церквей и украсить подобающим благолепием, как внешним, так и внутренним. На что уже некоторые от доброхотных дателей и сумма в сборе есть, а к тому принадлежащие материалы и инструменты то и архитектуре готовыми находятся… По чиноположению церковному строение церквей по подобию таких же грекороссийских производятся и алтарем на восток становятся. Но местоположение нынешней новой крепости того не позволяет, а приходит алтарь по плану несколько на северную страну. Будем же держаться точности обычая и подобно построение грекороссийским церквам, то с прожектованном и Высочайше отработанном плане будет не только помешательство, но еще и та неудобность, что весь фасад и наружное великолепие вида потеряется и главную крепостную улицу один только угол видим будет, а протчее здание церковное во внутрь вдастся…».
Как видим, в письмах своих прославленный генерал пытается убедить духовное начальство в необходимости строительства храма алтарём на север. Тобольский епископ Варлаам брать на себя такую ответственность не захотел и посоветовал И.И. Шпрингеру обратиться с этим вопросом в Священный Синод. Но переписка с Синодом при уровне тогдашнего делопроизводства обещала быть долгой, а материал и люди были уже готовы. На свой страх и риск генерал Шпрингер решил:
«…несколько план повредить, подыскав удобное и там место по грекороссийским обыкновениям ту церковь, чтоб она более алтарем на восточную страну…».
Воскресенский военный собор – первый каменный храм города. Строился с 1769 по 1773 гг. Вчерне здание храма было готово уже к осени 1772 г. Проектирование и возведение церкви велось под непосредственным руководством и наблюдением тобольского ямщика (сегодня бы сказали — таксиста), но при этом талантливого архитектора и живописца Ивана Черепанова. К сентябрю 1773 г. вновь построенная крепостная церковь засияла в своем великолепии.
По инициативе солдат и обер-офицеров Колыванского полка под хорами, в трапезной, по правую сторону иконостаса, был сооружен четвертый престол – во имя Смоленской иконы Божией Матери. Его торжественно освятили 4 ноября 1778 г. (просуществовал до своего упразднения 30 октября 1843 г.). Все вышеназванные четыре престола освящал омский протопоп Пётр Фёдоров, который, к слову сказать, и производил в присутствии духовенства закладку данного храма. К 1914 г. из четырех престолов осталось два: Воскресенский и Сергиевский.
В 1832 г. (по другим сведениям – в 1838 г.) храм был передан в ведение военно-инженерного ведомства. Кстати, на протяжении более 120 лет Воскресенский собор являлся одним из главных духовных православных центров не столько для гражданских омичей, сколько для лиц служилого сословия. Вот почему он и именовался военным. 16 января 1895 г. Воскресенскому собору был присвоен статус кафедрального. Таковым он оставался недолго: до дня освящения Успенского кафедрального собора, то есть до 9 сентября 1898 г. Однако в общественном сознании за храмом уже изначально прочно закрепился статус главного городского собора. А 26 августа 1902 г. состоялось утверждение положения Военного Совета «О наименовании Соборо-Воскресенской церкви Омским военным собором и учреждении при нём причта».
Из фондов РГВИА
С 1847 по 1853 гг. была проведена реконструкция храма. В результате строительных работ вместо трёх глав на храме появилось шесть. Была проведена декоративная отделка церкви, как снаружи, так и изнутри. На фронтоне основной части храма исчезло слуховое окно. Однако вопрос с основательным расширением храма тогда решён так и не был.
Следует отметить, что Воскресенская церковь являлась прародительницей омского архива, библиотеки и музея. Именно здесь хранился ценный документальный материал по храмам Омска и прилегающих к нему селений. Сегодня архивный фонд собора – единственный из уцелевших архивов омских церквей, бережно сохраняемый сотрудниками Исторического архива Омской области.
В стенах собора имелась большая духовная библиотека, которая в 1867 году насчитывала более 1000 изданий, а в 1914 г. уже более 1900 изданий, и считалась лучшей библиотекой в Омске. Были в соборной церкви и особо чтимые реликвии: напрестольное облачение, крест, дискос и Евангелие, пожертвованные храму самой императрицей Екатериной II, а также три казачьих знамени, относящихся к 1711 г.
Стефан Знаменский. Фото из издания «Тобольск и вся Сибирь: альманах. Кн. XVIII. 425 лет Тобольску».Тобольск Возрождение Тобольска, 2012
Более 23 лет (с 1854-1877 гг.) настоятелем Воскресенского собора был протоиерей Стефан Знаменский (первый омский святой), в храме молился Ф.М. Достоевский, отбывавший наказание в остроге, здесь крестили будущих художника М.А. Врубеля и генерала Д.М. Карбышева, отпевали известного металлурга П.П. Аносова и жену генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х. Гасфорда – Любовь Фёдоровну, «Любочку».
Омский собор вошел в мировую литературу благодаря роману Достоевского «Записки из Мертвого дома». В романе Достоевского «Бесы» Стефан Знаменский явился прототипом о. Тихона. В 1927 г. храм закрыли, а в 1958 г. его здание снесли.
Остов Воскресенского собора перед сносом. 1950-е годы
Собор восстановили в 2016 г. к трёхсотлетнему юбилею Омска. Сегодня прихожане и гости храма могут поклониться его святыням: образу Святого великомученика Георгия Победоносца (был подарен Д.А. Медведевым нашему городу в 2017 г.), иконе Святых Царственных Страстотерпцев, образу Святого праведного Стефана Омского. В цокольном этаже храма находится выставочный зал БУКОО «Музейно-выставочного комплекса «Моя история», экспозиция которого рассказывает не только об истории Воскресенского собора, но и об археологических изысканиях на месте Успенского кафедрального собора в 2005 г.
Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»