Терминаторы на пульте: курсанты Омского автобронетанкового инженерного института занимаются разработкой уникальных боевых роботов

Терминаторы на пульте: курсанты Омского автобронетанкового инженерного института занимаются разработкой уникальных боевых роботов

Дата публикации 17 ноября 2023 10:45 Автор Фото Сергей Мельников

После полевых испытаний со стрельбами вузовской разработкой уже заинтересовались боевые соединения, участвующие в СВО, а поддержку в разработке новых многофункциональных роботизированных платформ оказывает правительство Омской области.

Курсанты Омского автобронетанкового инженерного института представили роботизированный комплекс собственной разработки, способный выполнять в армии множество функций. Как рассказал докторант Омского автобронетанкового инженерного института — филиала Военной академии материально-технического обеспечения подполковник Нуржан Ракимжанов, эта работа началась три года назад.

В 2020 году у начальника филиала родилась идея создания кружка робототехники для профориентации школьников и привлечения молодежи в вуз. Сначала в кружке взяли обычную детскую машинку на пульте управления и начали ее программировать, затем взяли машинку побольше. И уже к 1 сентября 2020 года появился первый прототип робототехнического комплекса на электрическом ходу, сделанный курсантами. Идея понравилась руководству вуза, и оно поддержало начинание. Для следующей разработки уже купили малогабаритный квадроцикл и роботизировали его.  

Так появилась первая платформа — «Полигон-1», его закончили к лету 2021 года и в августе приняли с ним участие в учениях «Запад-2021» в Санкт-Петербурге. Там комплекс себя уже неплохо показал, работая в группе технической разведки ремонтной роты мотострелковой бригады. Этот комплекс оснастили видеокамерой, многофункциональным манипулятором грузоподъемностью до 40 кг, миноискателем и полуприцепом для доставки грузов и эвакуации раненых. Кроме того, комплекс вооружили пулеметом, который благодаря видеокамере мог вести прицельный огонь. А внутри корпуса на взлетно-посадочной платформе размещается беспилотный летательный аппарат для ведения еще и воздушной разведки. Курсанты разработали техническое решение по беспроводной подзарядке летающего беспилотника. Для работы в тандеме с колесным роботом написали специальную программу, был реализован принцип «следуй за мной» — робототехнический комплекс без пульта оператора может следовать за коптером либо наоборот. Такой квадрокоптер можно использовать для воздушной разведки, а также для доставки легких грузов (медикаменты, инструменты, гранаты) за счет установленного на него механизма дистанционного сброса. В итоге на учениях омских разработчиков заметили.

«Там было представлено несколько робототехнических комплексов со всей России. И мы сделали совместный вальс роботов. А еще наш робот с помощью разработанного нами манипулятора подарил букет цветов представительнице Правительства РФ. Это было зрелищно», — рассказал Нуржан Ракимжанов.

Но реальный интерес к беспилотным роботизированным разработкам возрос лишь с началом СВО. Работа в вузе ведется благодаря поддержке руководства института и Омского отделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. В 2022–2023 годах проекты были представлены уже в городской «Точке кипения», разработчиков заметило и поддержало правительство Омской области. Ребятам помогли закупить и изготовить комплектующие, провести апробацию роботов в полевых условиях. Благодаря боевым испытаниям появилось четкое понимание, как изготавливать и применять боевые роботы, как действовать в условиях радиоэлектронной борьбы.

Сегодня разработаны три основных модификации боевых роботов. Первая — это колесный «Полигон-1», он выполнен на базе малогабаритного квадроцикла с боевым модулем для установки пулемета и увеличенным боезапасом. После глубокой модернизации и установки электродвигателя вместо бензинового он стал бесшумным, увеличился запас хода и появились другие возможности. Но на этом ребята не остановились и установили на робот противотанковую управляемую ракету (ПТУР «Фагот»). Опыт СВО показал, что это более востребовано для поражения тяжелой техники. В институте разработали технические решения по наведению ПТУР и спуску ракеты.

Следующая платформа — линейка «Омич», разработанная при поддержке правительства Омской области. Здесь уже другая платформа — на гусеничном ходу, за основу взят широко известный снегоход «Буран», но его гусеницу распилили пополам. Ребята разработали новую схему компоновки и собрали три модификации. Платформа сама по себе универсальна и может нести на себе любое технологическое оборудование и боевые модули в зависимости от задач. На сегодня есть варианты модулей с автоматическим гранатометом АГС-17, 7,62-мм пулеметом Калашникова, крупнокалиберным пулеметом НСВТ, реактивным пехотным огнеметом «Шмель» и гранатометом РПГ-7.

«Со всех видов оружия мы стреляли на полигоне, и точность стрельбы практически идеальная. Есть небольшая погрешность, но она решается, когда оператор набьет руку. Все цели были поражены, — рассказал Нуржан Ракимжанов. — Сегодня мы создали еще один дополнительный модуль, это минный заградитель. Такой робот сможет вести укладку мин, он сделан по просьбе участников СВО. Это новое решение, его мы пока еще не испытали, и сделали буквально вчера пробную съемную платформу. Он сможет нести 9–12 противотанковых мин. К слову, я как научный руководитель осуществляю только общее руководство, а все идеи реализуют курсанты».

Боевые роботы испытывали в городе Грозном по соглашению между правительствами Омской области и Республики Чечни. Один из роботов с боевым модулем передали для апробациии в Российский университет спецназа в Гудермесе — отзыв был положительный. Спецназовцы отметили эффективность робота и грамотность технических решений.

Еще два робота испытали в Белгородской области на границе с Украиной, чтобы проверить дальность управления и воздействие средств радиоэлектронной борьбы. Здесь участники СВО также дали свои рекомендации по дальнейшей модернизации.

Новая платформа, пока еще не испытанная в поле, получила название «Сила Сибири». Здесь ходовая часть взята от двух гусеничных «мотособак», соединенных в одну платформу. А в качестве боевого модуля используется поворотная башня с двумя крупнокалиберными пулеметами. Они способны вести прицельный огонь по живой силе и легкобронированной технике противника. Это самая тяжелая модификация весом порядка 300 кг.

На роботы можно закреплять и системы постановки дымовой завесы для маскировки. Еще одна опция роботов — возможность эвакуации раненых. Для этого к корпусу прикрепляются тканевые носилки, а дрон может тянуть груз весом до 600 кг.  

Все комплексы обладают высокой автономностью, в режиме ожидания могут стоять до месяца, если это не холодное время года. Использовать такие аппараты можно с закрытых огневых позиций, для вскрытия укрепрайонов противника, можно выставить точку охраны. А основная задача разработки роботов — сохранение жизни бойцов. Такой комплекс на поле боя должен быть расходным материалом — это современные правила войны. То есть дронов должно быть много, этот принцип уже применяется при эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.

Боевой робот весит около 200 кг. Доставка робототехнического комплекса на позиции осуществляется с помощью универсальной платформы, устанавливаемой на любой внедорожник.

Сейчас на всех модификациях используются электродвигатели разной мощности. У каждого комплекса своя скорость в зависимости от функционала. У робота-камикадзе, задача которого — быстро доставить взрывчатку на позицию, скорость может достигать 19 км/ч. Робот «Полигон-1» на колесном ходу имеет скорость 23 км/ч. Самая мощная и тяжелая гусеничная «Сила Сибири» развивает 13,5 км/ч. Запас хода у роботов — не менее трех часов работы, а у колесного «Полигона-1» — пять часов без подзарядки.

С каждым роботом способен справиться один оператор с пультом управления. Сейчас разработчики еще экспериментируют и выбирают наиболее эффективный способ управления — нетбук, пульт или джойстик. Изображение с камеры транслируется на VR-очки или на экран монитора нетбука. Аналоговая видеокамера передает картинку в реальном времени без задержки. Еще одна видеокамера предназначена для наведения оружия. Дальность связи с роботами фактически может превышать два километра, а по расчетам достигает почти трех километров.

«Мы образовательная организация, и курсанты делают эти разработки в рамках военно-научной работы, — пояснил Нуржан Ракимжанов. — В связи с последними событиями тема роботизации стала очень актуальна, и об этом говорят в руководстве Минобороны. В скором будущем мы увидим уже полностью роботехнические сражения. Наш вуз готовит инженеров, и нужно перестроиться, чтобы готовить будущих специалистов в этой сфере. “КамАЗ” недавно уже представил полностью роботизированный грузовик, а “Уралвагонзавод” — роботизированный танк. А единственный вуз в России в структуре Министерства обороны, который готовит танкистов и автомобилистов, находится в Омске. Перед нами стоит задача уже сейчас готовить курсантов к управлению роботизированными танками или грузовыми машинами».

Курсанты в лаборатории робототехники развивают эту инженерную мысль. Одни ребята здесь пишут программы для управления дронами, паяют и собирают платы. Другие готовят 3D-чертежи и разрабатывают техническую документацию. Один из обучающихся участвует в областном конкурсе «Умник» и уже вышел в финал, где будет бороться за главный приз — грант в 500 тысяч рублей.

Курсанты занимаются и серьезной научной работой: пишут статьи по методике разработки и эффективности использования своих роботехнических комплексов, обосновывают все расчеты. Эта возможность предоставляется в рамках военно-научной работы. Наиболее отличившиеся в учебе курсанты имеют возможность заниматься по индивидуальному плану и могут вести научную деятельность в свободное время. В этом году из вуза выпустились три курсанта, которые распределились по профильным научным организациям Минобороны, где показывают свои знания.

Курсант четвертого курса Максим Доровских рассказал, что занимается этой работой с первого курса.

«Начинал я с колесного робота “Полигон-1”, когда на нем был еще бензиновый двигатель. Затем разрабатывал новую 3D-модель, и мы со всеми приступили к работе над платформой “Омич”, — пояснил он. — Управлять роботом не сложно, достаточно попробовать всего один раз — принцип такой же, как у детской радиоуправляемой машинки. Потом будем улучшать модели, делать новые образцы. В полевых условиях они себя показали прекрасно, мы получили хорошие отзывы от участников СВО».

«Интерес к роботизированной технике у участников СВО большой, многие хотят взять его на СВО для боевого использования. Для этого достаточно пройти курс обучения оператора — и в бой, — пояснил Нуржан Ракимжанов. — Дрон со штатными креплениями для вооружения можно передать со всеми инструкциями по эксплуатации на передовую, где военные установят на турели свои виды вооружений».

«У нас есть еще много технических решений по модернизации наших образцов, есть четкое понимание, как их изготавливать, что необходимо модернизировать, чтобы эти робототехнические комплексы принесли пользу. Параллельно мы разработали техническую документацию по их изготовлению, и по решению руководства готовы передать ее заинтересованным лицам для серийного производства», — добавил Нуржан Ракимжанов.




Распечатать страницу