Как городская власть Омск украшала

Как городская власть Омск украшала

Дата публикации 26 июня 2013 08:57 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Образцы градостроительства в Прииртышье прошлого века и по сей день радуют омичей и гостей города.
Образцы градостроительства в Прииртышье прошлого века и по сей день радуют омичей и гостей города.

Почти 100 лет назад, в 1914 году, в Омске был введен в строй городской Торговый корпус. Ныне это здание музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. История этого строительства не только интересна, но и поучительна.

Базарная площадь должна стать нарядной

Драматический театр по проекту архитектора Илиодора Хворинова был построен  в 1905 году. А напротив нарядного здания, которое с рождения и по сей день сравнивают с тортом, был Центральный базар с сопутствующими рынкам неразберихой и грязью. Контраст бросался в глаза, но некоторое время городские власти терпели, не зная, как решить проблему. А в апреле 1911-го Комиссия о пользах, нуждах и по благоустройству города (была такая в городской думе) решительно постановила: постройка каменных рядов необходима. В заключении гласных (так называли в то время депутатов) отмечено: «Теперешними базарными постройками земля в центре города обесценена и много ея занято необходимыми при деревянных постройках перерывами. Комиссия нашла возможным застроить каменными помещениями 4900 кв. саженей, что, по ея мнению, дало бы дохода городу в течение первых 24 лет, когда будет погашаться вложенный капитал частных лиц, по 10–15 руб. за кв. сажень, или 49000–75500 руб.,  по истечении льготного срока – по 55 руб. за кв. сажень – 270 000 руб.».

Выгода выгодой, но и про эстетику не забыли. Сначала предложили немедленно построить крытые галереи для торговли мясом, дичью, зеленью и рыбой. А на каменные корпуса объявить конкурс проектов, «согласно которым будущие арендаторы обязаны будут возводить свои постройки». То есть не как пожелает инвестор, а как решат «отцы города».

В июне 2011-го комиссия уточнила предложение: корпуса должны быть двухэтажными и, главное, внешне должны выглядеть как продолжение Любинского проспекта. 

23 сентября городская Дума постановила: объявить конкурс на проектирование торговых корпусов. Гласные немного поспорили: публиковать ли условия в столичной печати или только в провинциальной? Приняли решение о «широкой публикации». Утвердили и размер премий архитекторам: 500 рублей за первое место, 300 – за второе, 200 – за третье. Это были большие деньги. Для сравнения: в 1911 году корова стоила 25–28 рублей, оплата труда рабочих составляла от 80 копеек до 1 рубля 20 копеек в день.

Победил «Синий круг»

Не зря конкурс был объявлен всероссийским! Все три премии взяли иногородние зодчие.

17 февраля 1912 года на заседании городской думы были вскрыты пакеты с именами победителей. В конкурсе они участвовали анонимно. Чтобы не было пристрастного голосования, каждый представлял проект с придуманным девизом. Лучшим был признан «Синий круг» гражданского инженера из Томска Андрея Крячкова. Вторую премию присудили Е. Оржешко, тоже из Томска, за проект «Баш на баш», третью – окончившему Петербургский институт гражданских инженеров А. Зелигсону.

Считается, что Андрей Крячков в своем проекте для Омска воспользовался планировочным решением и общей композицией разработанного им для Новониколаевска здания Торгового корпуса. Там стройка уже подходила к концу. Сегодня это здание в Новосибирске также передано музею – краеведческому. Однако эти дома не близнецы, их называют «условными братьями». Каждое – самостоятельная творческая работа зодчего, несущая в себе черты его стиля и художественных пристрастий.

Что подкупило омичей в проекте «Синий круг»? Надо думать, в первую очередь то, как автор вписал Торговый корпус в существующую застройку. Он предложил возвести здание строго симметричное, как и стоящий напротив городской театр. Оси симметрии обоих зданий совпадали, и между ними создавалась пространственная связь. Не вызывало сомнения и то, что такой Торговый корпус, как и желалось, станет достойным продолжением Любинского проспекта. Впечатлял композиционный прием. Большая арка в центре с двумя пилястрами, низкий декоративный купол, арочные перемычки окон лестничных клеток. Здание в стиле модернизированного классицизма выглядело (и выглядит) монументально, в меру строго – с учетом предназначения, и при этом выразительно.

Что сегодня не так, как было после окончания строительства в 1914 году? Здание было окрашено в белый цвет, а металлическая кровля – в красный. Помимо двух входов на лестницы существовало еще одиннадцать – в магазины.

Но торговали здесь недолго. В советское время сначала устроили клуб. А в 1930-м здание передали новому вузу – СибАДИ. Торговый корпус основательно перестроили, из двухэтажного он стал трехэтажным. Музею здание было передано в 1996 году после реконструкции. Во многом это было возвращение к оригиналу Андрея Крячкова. Например, восстановлен парадный зал. Правда, изначально этот зал, называемый городским, то есть строившийся для проведения торжественных актов, был двусветным. Сегодня с восточной стороны для небольших музейных экспозиций созданы комнаты, но все равно это один из лучших залов Омска – и по декору, и по акустике.

Уроки прошлого

Как серьезно отнеслись власти Омска к строительству объекта в центре Омска! Не административного или культурного здания, а всего лишь Торгового корпуса. Но и у гласных думы, и у городской управы было абсолютное понимание: они ответственны за внешний вид Омска, за то, каким они его оставят будущим поколениям. Строительство Торгового корпуса – пример вдумчивого отношения к формированию архитектурного облика города. 

А еще – пример взаимоотношений городской власти и бизнеса. В начале ХХ века город бурно развивался, стремительно превращаясь в «Сибирский Чикаго». Инвесторов – хоть отбавляй, своих и иностранных. И все хотят строить, торговые предприятия в том числе. Если бы сами заказывали проекты про своему вкусу – не было бы в Омске стройного Любинского проспекта. Но никто не сомневался, что предприниматели будут возводить свои торговые площади так, как им определит власть. И всероссийский конкурс – чтобы не совершить ошибки, чтобы был выбор из лучших вариантов.
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий
Загрузка...

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области Праймериз как точная наука

Между настоящими выборами и предварительным голосованием ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"9 мая — особенный для омской промышленности день

О том, что в годы Великой Отечественной войны Омск стал одним ...
Хомутских Артем

Хомутских Артемспортивный журналистКак сборная Франции по фехтованию Сибирь постигала

Теперь мастера клинка из Франции представляют, какой ценой ...

Все авторы блогов