Сто лет со дня смерти Ленина: как это известие отозвалось в Омске

Сто лет со дня смерти Ленина: как это известие отозвалось в Омске

Дата публикации 22 января 2024 14:44 Источник фото Плакат о смерти В.И. Ленина

Исполнился век с того момента, как 21 января 1924 года в подмосковных Горках в 18 часов 50 минут умер основатель и руководитель Коммунистической партии и Союза Советских Социалистических Республик Владимир Ильич Ленин.

Смерть вождя российской революции и признанного лидера партии большевиков стала громадным потрясением для всей страны. Газеты были заполнены многочисленными траурными телеграммами, воззваниями и обращениями. Тысячи людей выражали желание проститься с Лениным в Колонном зале Дома союзов или, несмотря на стоящие сильные морозы, принять участие в церемонии его похорон. Большой резонанс данное событие имело и в нашем городе.

Первое правительственное сообщение о болезни В.И. Ленина появилось 12 марта 1923 г. С этого времени советские газеты стали регулярно публиковать бюллетени здоровья вождя. Омская газета «Рабочий путь» опубликовало впервые подобное сообщение в номере за 15 марта того же года.

Поскольку было понятно, что эти сообщения оказывают сильное влияние на настроения многих жителей, представителям ОГПУ на местах была отправлена телеграмма, в которой выражалась тревога за положение в стране. Власти опасались, что болезнь В.И. Ленина создаст в стране осложнения, и контрреволюционеры станут распространять «панику и провокационные сухи среди населения, особенно среди крестьян». Вся информация о болезни В.И. Ленина, транслировавшаяся властями, порождала уверенность в его выздоровлении, и тем неожиданней оказалась его смерть, вызвавшая массу слухов.

Так, в «Сводке № 13 Омгуботдела ГПУ» за 22–29 марта 1923 г. указывалось:

«…В связи с болезнью т. Ленина по городу циркулируют усиленные слухи, что т. Ленин умер от паралича, после же его смерти власть перейдет в руки «левых» (рабочей оппозиции), которые сведут на нет НЭП…».

Сразу же после кончины вождя Сиббюро ЦК РКП (б) в Новониколаевске (ныне Новосибирск) получило секретную шифровку из Москвы, подписанную лично Сталиным, где содержалось распоряжение «принять меры к соблюдению твердого порядка, не допускать ни малейших проявлений паники». Шифровка сообщала о времени повсеместного объявления о смерти В. И. Ленина, а также распоряжалась об устройстве траурных митингов и демонстрации в день похорон. В официальных выступлениях требовалось делать акцент на верности заветам Ленина, на укреплении союза рабочих и крестьян, на необходимости большего сплочения вокруг партии и советской власти.

Соответственно, уже на 23 января были запланированы траурные «летучки», которые предполагалось устраивать силами райкомов в любых подходящих для этого местах.

В Омске о смерти Ленина стало известно 22 января, в половину девятого. Город жил своей обычной жизнью. Работали кафе, рестораны, кинотеатры. Но вот в эти заведения явились ответственные товарищи и сообщили печальную весть. Для большинства данное известие стало «ударом грома среди ясного неба». Никто не верил, или точнее, не хотел верить. Тотчас же по требованию публики киносеансы и спектакли были прерваны, все присутствующие под аккомпанемент музыки исполнили «Вы жертвою пали» и «Интернационал». В этот момент слышны были рыдания. Причём слёзы стояли на глазах даже у мужчин. Печальная весть молниеносно разлетелась по городу. Высыпавшая на улицу толпа сообщала известие всем встречным. По улицам прекратилось движение, стихийно закрылись все кафе и кинотеатры. Настроение у всех было подавленным.

Утром 23 января уже всем омичам стало известно о постигшем СССР горе. Редакция газеты «Рабочий путь» выпустила за ночь два экстренных выпуска и листовку-некролог «Памяти вождя рабочих и крестьян В.И. Ульянова-Ленина (10 апреля 1870 - 21 января 1924)» за подписью Омского Губкома РКП (б).

Листовка-некролог «Памяти вождя рабочих и крестьян В.И. Ульянова-Ленина (10 апреля 1870 - 21 января 1924). Из фондов БУК «ОГОНБ имени А. С. Пушкина»

Эти издания населением разбирались нарасхват. Все рабочие и служащие, хотя и пришли на свои предприятия, но никто не работал.

Государственные и частные предприятия и учреждения вывесили черные траурные флаги. Днем стихийно созывались митинги. Выступающие ораторы сообщали присутствующим о смерти Ленина и призывали к спокойствию и сплочению. Местными партийными властями во ВЦИК СССР и ЦК РКП была послана телеграмма с выражением соболезнования. По желанию рабочих и служащих города Ново-Омска (так назывался тогда Старый Кировск), высказанному ими на собрании 23 января, Укомом РКП и Уисполкомом была также отправлена телеграмма в Москву в адрес делегации от Омской губернии, находящейся на Съезде Советов, чтобы она от имени трудящихся Омского уезда возложила венок на могилу Ленина.

Сибревком издал специальный «Приказ» о том, что в дни с 22 по 27 января на территории Сибири объявляется траур, поэтому все запланированные спектакли, концерты, киносеансы и прочие увеселения отменялись.

Омск в 1924 году

Корреспондент «Рабочего пути» Иван Золарёв опубликовал «Траурные зарисовки» улиц города, относящиеся к 23 числу. В одной из них читаем:

«Полдень. Улица Ленина. Огнём красным, на зданиях флаги, в чёрных полотнищах траура. В большом окне, чёрным бархатом разубранный портрет. Бесконечно родное лицо…Алая роза на бархате… Столпились у окна. Неотрывно смотрят. Словно первый раз увидели. Белые, в чёрных рамках, листки у всех».

Другой корреспондент этой газеты Иван Горбунов сообщает:

«В центре города, около иллюминованного портрета Ильича, проходит разнообразная толпа… Каждый на минутку останавливается, чтоб взглянуть на дорогие, знакомые черты…».

Вечером 24 января в 18 часов в помещениях целого ряда увеселительных мест состоялись митинги памяти Ильича, все залы были переполнены. Доклады выслушивались с большим вниманием. Среди публики царила полнейшая тишина. Всего было для митингов задействовано 10 площадок, большинство из которых располагались в центре города: Дворец Молодой Гвардии, Гортеатр, Центральный Коммунистический клуб, Коммунистический университет, кинотеатры «Художественный» и «Гигант».

Приведём для примера резолюцию одного из этих траурных собраний. В ней говорилось: «Умер близкий и родной человек каждому в нашей партии, каждому рабочему и крестьянину не только в России, но и за границей… Это горе мы никогда не сможем забыть». Далее повторялась мысль о том, что «умер Ленин, но жива партия». Заканчивалась резолюция традиционным обещанием «бросить к могиле  Ленина капитализм, который будет уничтожен», и традиционной «клятвой у светлой могилы вождя быть достойными учениками Ленина».

На 26 января была назначена масштабная демонстрация в память о В.И. Ленине.

Митинг перед Домом Советов. Из фондов ОГИК музея

К 11 часам площадь за Домом Советов (ныне здесь находится стадион «Динамо») представляла из себя человеческое море. Многим организациям даже не хватило места, поэтому их представителям пришлось остаться на прилегающих улицах. После кратких выступлений представителей Губкома РКП и Губисполкома демонстрация почтила память вождя мирового пролетариата склонением знамени и похоронным маршем. После чего, в 12 часов, под пение «Интернационала» демонстрация прошла по главным улицам города. От Первого Дома Советов (сегодня это здание занимает Законодательное Собрание Омской области) она двигалась сначала по Коммунистической улице, затем вышла на улицу Герцена, пройдя мимо Базарной площади, оказалась на улице Ленина. Очевидец и участник тех событий так описал данную демонстрацию:

«…26 января останется навсегда в памяти трудящихся Омска…Впервые, за всё время своего существования Омск пережил великий исторический момент красной скорби трудящихся… К 10 часам утра прекратилось движение по центральной улице города – улице Ленина.

Из фондов ОГИК музея

Тысячные толпы трудовых масс со знамёнами в руках и революционными песнями на устах, в стройно организованных рядах чередуясь с боевыми рядами красноармейских частей, заняли шествием пространство в полторы с лишним версты. Революционный вал трудовой демонстрации начинался от памятника Парижской коммуны (сегодня мы знаем данный памятник, как Борцам революции -А.Л.), перекидывался через Омь и достигал Дома Советов, где широким потоком выливался на площадь. Не охватить глазами начало и конец… Идут и идут… Беспрерывными рядами идут. Сотни красных знамён над толпой с боевыми лозунгами. Звуки оркестра тонут среди тысячи голосов. Вместо похоронного марша звучит «Интернационал»…».

Некоторые из участников высказывали недовольство краткостью речей выступавших. К концу демонстрации стало известно о перенесении похорон в Москве на 27 января. 24 января стало понятно, что к первоначально установленной дате похорон т.е. к 26 января, место захоронения подготовить не успеют: работы затрудняла не только мерзлая земля, но и коммуникации, в том числе, якобы обнаруженные подземные помещения и ходы, которые пришлось заделывать. Был установлен новый срок обустройства склепа – не позднее 18 часов 26 января, а новую дату похорон перенесли на 27-ое.

Омичам, участвующим в демонстрации, это и было объявлено с просьбой прибыть к 6 часам указанного числа для отдачи последнего долга нашему вождю. 27 января, начиная с 15 часов, как организации, так и отдельные группы населения начали собираться у здания Губкома (омичам старшего поколения это здание известно, как Дом пионеров, который располагался перед Успенским кафедральным собором).

Омск. Январь 1924 г. у здания Губкома. В день похорон Ленина. Из фондов ОГИК музея

К 18 часам площадь была уже заполнена народом. Выступали докладчики. Ровно в 19 часов печально загудели фабричные гудки и погас свет по всему городу. Батареей был получен сигнал «Ильича опускают».

Объявление о похоронном орудийном салюте. Из фондов БУК «ОГОНБ имени А.С. Пушкина»

Раздался орудийный и ружейный салют. Также стреляли все присутствующие, кто имел оружие. Наконец, свет зажегся, у многих на глазах были слезы. Салют прогремел по всей стране в 16 ч по московскому времени 26 января 1924 г. при вносе тела В. И. Ленина в Мавзолей.

Крупская у гроба В.И. Ленина. Открытка из частной коллекции

Вдова В.И. Ленина Н.К. Крупская получила множество писем и телеграмм, содержавших соболезнования. Телеграммы приходили от предприятий, детских домов, групп национальных меньшинств, от частных лиц и пр. Однако среди сохранившихся писем с соболезнованиями нет ни одного, присланного из Новониколаевска, Томска и Барнаула. В единственном письме из Омска выражена скорбь о постигшей страну утрате:

«Конференция фабзавкомов и делегатов Омского райкома Союза металлистов выражает глубокую скорбь и соболезнование о смерти горячо любимого Ильича. В этот тяжелый момент мы все как никогда, не считаясь с партийностью, обязуемся еще теснее сплотить наши ряды около его детища – нашей руководительницы – Российской коммунистической партии – и довести до победоносного конца его заветы, что будет лучшей и светлой памятью о дорогом Ильиче».

Имели место тогда, в 1924 году, и кухонные разговоры и пересуды об умершем вожде. Так, один из сибирских казаков, проживавших в то время в Омске, узнав, что тело Ленина не будут предавать земле, «в присутствии своего собутыльника, сверкая глазами со злостью произнёс: «Ведь надо же так нагрешить, что и земля его не принимает!». Сообщалось также, что кто-то из солдат на портрете вождя выколол глаза и сделал надпись «Одним меньше». А на омских базарах можно было услышать: «Умер – туда ему и дорога!», или, например, «Сколько народа погибло по его милости!».

Первоначально, память Ленина ежегодно отмечали в день его смерти, 21 января. По дореволюционному образцу горсоветы, как и ранее городские думы, устраивали торжественные заседания, посвященные памяти вождя. Заседания горсоветов уже не были похожи на поминки. Они использовались для политического просвещения, для усиления «сплочения масс». Так, в 1927 г. на траурном заседании в городском театре Омска звучал официальный доклад о биографии В.И. Ленина, плавно перетекавший в характеристику политической ситуации в стране.

Однако в 1955 году Н.С. Хрущевым было принято решение отказаться от торжественно-траурного характера мероприятий. Было решено превратить день памяти вождя во всесоюзный праздник, отмечать который было решено в день рождения Ленина 22 апреля. Именно к этому дню приурочивались различные торжественные собрания, вечера, беседы, присуждались Ленинские премии.

За годы, прошедшие после смерти вождя, в СССР был создан настоящий культ Ленина. Его тело до сих пор лежит в центре столицы России, как символ целой эпохи. Советская власть давно канула в лету, а в Омске до сих пор одна из центральных улиц носит имя вождя большевиков. Коренастую фигуру в кепке, высеченную из камня, можно увидеть не только в городе, но и в районах Омской области. В Омске, как и во многих других больших и малых городах советской страны, именем Ленина назвали районы, улицы, скверы, школы… 

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу