Дело государственной важности: 105 лет назад в Омске начал работу Правительствующий Сенат

Дело государственной важности: 105 лет назад в Омске начал работу Правительствующий Сенат

Дата публикации 29 января 2024 10:15 Источник фото Здание Сената в Омске

Открытие Сената – высшего государственного учреждения Белой России – явилось своеобразной «инаугурацией» верховного правителя, адмирала Колчака. Сейчас в здании, которое занимал Сенат – Законодательное собрание Омской области.

Одним из ярких эпизодов в истории государственной практики белого движения на востоке России было возобновление деятельности Правительствующего Сената в Омске. В годы Гражданской войны Правительствующий Сенат, как высшее судебное учреждение, правда, в несколько усечённом виде, действовало на территории, контролируемой Российским правительством адмирала А.В. Колчака. Сегодня, 29 января этого года, от данного события нас отделяет 105 лет.

Открытие Сената, по сути дела, явилось своеобразной «инаугурацией» верховного правителя России, адмирала А.В. Колчака. Ведь и он, и члены его правительства принесли присягу Сенату на верность законам страны. Данным актом была подчеркнута идейная, неразрывная связь Российского правительства с прошлым – с тем прошлым, которое жило ещё в психологии народа и не могло быть отменено никакими декретами советской власти.

Открытие Временных присутствий департаментов Сената состоялось 29 января 1919 года, оно было назначено на 11 часов утра. К этому часу в зале судебных заседаний собрались министры во главе с председателем Совета министров П.В. Вологодским, товарищи министров, управляющий делами верховного правителя и Совета министров и его помощник, а также сенаторы, лица обер-прокурорского надзора и многочисленные гости.

 

Святитель Сильвестр (Ольшевский). Единственный омский снимок. Из архива Омского епархиального управления

По прибытии верховного правителя, архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр отслужил молебен, обратившись предварительно к собравшимся с речью, в которой произнёс следующее:

«Ваше высокопревосходительство и досточтимые братия. С первых дней происшедшего у нас государственного переворота великое Имя Божие предано было забвению. Вопреки заветам нашей тысячелетней истории, принялись люди строить жизнь общественную и государственную на началах не только чуждых, но даже враждебных христианству и святой Церкви. Последовало великое разрушение материальное и духовное, до зела умножились вражда и злоба, почувствовались скорбь и теснота. Исполнились слова Господни: “без Мене не можете творити ничесоже”. Вспомнили Господа Бога, и он воздвиг мужей силы и разума, которые изгнали насильников и разрушителей из восточной части нашего отечества и принялись за восстановление государства. Мы имеем ныне верховную власть, есть военная сила, восстановляются необходимые государственные учреждения, укрепляются законность и порядок. Изнывают только под игом насильников кровные братья наши в средней и западной частях России. Веруем и надеемся, что с востока рукою крепкою их также избавит Господь. В лице вашего высокого представительства наше благоверное правительство склоняет свои главы пред Господом и его честным крестом. Предстоящею молитвою и клятвенным обещанием пред всемогущим Богом закрепляется религиозно-нравственная основа нашего государственного строительства. Сочетаются религиозная совесть и государственный разум. “Благословен, грядый во Имя Господне”. Аминь».

После молебна верховный правитель, войдя в зал заседаний, объявил Правительствующий Сенат открытым и передал генерал-прокурору С.С. Старынкевичу подлинное постановление Совета министров от 24 декабря 1918 года об открытии в Омске временных присутствий первого и кассационных департаментов Правительствующего Сената. Генерал-прокурор передал постановление об открытии временных присутствий Сената старейшему сенатору Н.П. Еракову, после чего верховный правитель удалился из зала заседаний вместе с генерал-прокурором.

Высокопреосвященным архиепископом Сильвестром были приведены к присяге те сенаторы, которые не принимали еще судейской присяги. Текст данной присяги был следующим:

«Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, перед святым его Евангелием и животворящим крестом Господним хранить верность державе российской, исполнять свято законы государства российского, творить суд по чистой совести без всякого в чью-либо пользу лицеприятия и поступать во всем соответственно званию, мною принимаемому, памятуя, что во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде его. В удостоверение сего целую слова и крест Спасителя моего. Аминь».

Вошедший в зал заседания верховный правитель адмирал Колчак обратился к Правительствующему Сенату с речью. Согласно постановлению Сената, верховный правитель принял от архиепископа Сильвестра присягу по следующему тексту, одобренному Советом министров и утвержденному верховным правителем:

«Обещаюсь и клянусь перед всемогущим Богом, святым его Евангелием и животворящим крестом быть верным и неизменно преданным российскому государству, как своему отечеству. Обещаюсь и клянусь служить ему по долгу верховного правителя, не щадя жизни моей, не увлекаясь ни родством, ни дружбой, ни враждой, ни корыстью и памятуя единственно о возрождении и преуспеянии государства российского. Обещаюсь и клянусь воспринятую мною от Совета министров верховную власть осуществлять согласно с законами государства до установления образа правления свободно выраженной волей народа. В заключение данной мной клятвы осеняю себя крестным знамением и целую слова и крест спасителя моего. Аминь».

Затем, согласно заключению генерал-прокурора по постановлению Сената, архиепископом Сильвестром были приведены к присяге члены правительства.

 

А.В. Колчак. Снимок из личного архива барона А. Будберга. Фотокопия данной фотографии хранится в фонде ГИАОО

Перед закрытием заседания высокопреосвященный архиепископ Сильвестр благословил верховного правителя и Правительствующий Сенат образом Христа Спасителя. Колчак, приняв благословение, передал образ председательствовавшему, который объявил общее собрание Сената закрытым. В час дня, после закрытия заседания, министр юстиции пригласил верховного правителя, владыку, членов Совета министров и всех присутствовавших гостей откушать чай.

В деятельности временных присутствий принимали участие такие сенаторы, как: А.К. Висковатов, Н.П. Ераков, М.М. Драницын, В.П. Каминский, И.А. Куракин, П.О. Куркутов, Б.К. Лаженицин, С.П. Мокринский, Т.Н. Николаев, В.Н. Новиков, С.Ф. Петров, М.А. Подгоричани-Петрович, А.А. Симолин, М.С. Стравинский, Н.А. Тимофеев, Ю.В. Трубников, А.Н. Шелашников. В соответствии с дореволюционной традицией звание сенатора также использовалось и как почетная награда для высших должностных лиц (например, так сенаторами стали П.В. Вологодский, Г.Г. Тельберг и Д.Л. Хорват).

Роль Сената правительством адмирала А.В. Колчака рассматривалась в качестве «твердыни законности». Так, В.А. Рязановский, известный правовед, близкий к колчаковским правительственным кругам, утверждал на страницах газеты «Правительственный вестник», что без исполнения Сенатом своих функций «власти исполнительная, законодательная и судебная лишены своей законченности, граждане государства — существенных гарантий соблюдения их субъективных прав, государственная власть, по своей конструкции, не может быть признана властью подзаконной, а государство — правовым».

 

Первый выпуск «Сенатских объявлений» в Омске. Из коллекции автора

Сенат нужен был не только как завершение предпринятого в Омске государственного строительства, эту цель удовлетворил бы и высший суд. Сенат нужен был как символ идейной связи с прошлым России. Искание этой идейной связи, преемственности с прошлым чувствуется во всей работе комиссии. Российское правительство признается естественным преемником власти Временного правительства, возникшего в марте 1917 года, а государственные учреждения, разрушенные большевиками, казались незыблемыми.

В действительности все старые государственные учреждения были уничтожены большевиками, и Российское правительство вынуждено было не восстанавливать их деятельность, а создавать на месте разрушенных учреждений новые, ничем не связанные с прошлым. Поэтому и появилась возможность, хотя бы несколько искусственно, восстановить деятельность одного из старейших государственных учреждений, облеченного высшей властью.

Но уже в сентябре 1919 года временные присутствия были эвакуированы из Омска в Иркутск, а 17 января 1920 года упразднены специальным постановлением Политцентра. Архивный фонд под № Р-3907 Правительствующего Сената Российского Правительства, функционирующего в Омске в 1919 г., насчитывает 8 описей дел и сегодня хранится в Государственном Архиве Российской Федерации, в Москве.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу