Женились, крестились и заводили детей: в Омске издали уникальный справочник о военнопленных Первой мировой войны

Женились, крестились и заводили детей: в Омске издали уникальный справочник о военнопленных Первой мировой войны

Дата публикации 5 февраля 2024 17:02 Автор Фото Алексей Пантелеев

В нем установлены имена и сведения о более чем 3000 бывших военнослужащих германской и австро-венгерской армий, находившихся в 1914–1920 гг. в статусе военнопленных на территории Омского региона. Как выяснилось, чувствовали они себя в Омске весьма свободно.

В Центре изучения истории Гражданской войны состоялась презентация научно-справочного издания «Военнопленные Первой мировой войны: межфондовый именной указатель к метрическим книгам храмов Омского региона (1914–1920 гг.)».

Справочник подготовили по итогам изучения актовых записей метрических книг разных конфессий, хранящихся в Историческом архиве Омской области. Уникальная книга содержит краткие сведения о более чем 3000 бывших военнослужащих германской и австро-венгерской армий, находившихся в 1914-1920 гг. в статусе военнопленных на территории Омского региона.

Изданием справочника Центр изучения истории Гражданской войны начинает цикл мероприятий, посвященных 110-ой годовщине со дня начала Первой мировой войны. «Военнопленные Первой мировой войны» – это уже третья книга в череде справочных изданий Исторического архива Омской области. Ему предшествовали «Жертвы Гражданской войны. Справочник-мартиролог по актовым записям метрических книг храмов Омского региона (июнь1918-декабрь 1919гг.)» и «Белые офицеры – красная власть. Именной указатель к фондам Исторического архива Омской области (конец 1919 – 1920-е г.)».

Ответственный составитель и научный редактор нового справочника – руководитель Центра изучения истории Гражданской войны, кандидат исторических наук Дмитрий Петин. Он рассказал, что на составление справочника о военнопленных Первой мировой войны ушло два года.

По словам Дмитрия Петина, вопрос военнопленных с начала Первой мировой войны сразу приобрел невиданный размах. Как писала омская пресса тех лет, уже через месяц после начала войны – в середине сентября 1914 года – в Омск прибыли первые эшелоны с военнопленными. Вскоре появились и первые актовые записи в метрических книгах.

В Омске возник настоящий Вавилон: здесь оказалось огромное количество иностранцев – это были чехи, поляки, австрийцы, немцы, евреи, словаки, русины, румыны, венгры, хорваты, сербы, итальянцы. В Омске к началу 1915 года жило около 14 тыс. пленных — это было очень много по сравнению с другими регионами Сибири. Но в советское время на эту тему долго время было наложено табу.

В справочнике можно найти биографические данные о многих военнопленных: имя, возраст конкретного человека, год рождения, вероисповедание, а также название храма и дату регистрации в метрической книге. Всего было выявлено 3226 записей. Церковные метрические книги были выбраны в качестве основного источника, так как в то время они содержали подробную и точную информацию.

Наибольшее число данных о военнопленных было обнаружено в метрических книгах Омской духовной консистории – 1818 человек (56%), чуть меньше в Омском римско-католическом костеле – 1145, Омской евангелическо-лютеранской церкви – 233 и синагоге Омского еврейского общества – 30.

Сведения заносились о тех, кто принял в Омске православие, венчался, у кого здесь появились дети, а также о тех, кто в нашем городе скончался, и кто становился поручителем при бракосочетании, крестным отцом при крещении детей.

Смертность, конечно, в скученных условиях проживания была высока. Пленные были ослаблены, они погибали от недолеченных ранений, антисанитарии, малокровия, тифа, дизентерии, туберкулеза, пневмонии. Всего о смерти была внесена 1 491 запись.

На втором месте — записи о переходе в православие — новую веру приняли 782 человека. Еще 428 пленных в Омске венчались. С 1915 года наблюдается тенденция — масштабный переход католиков в православие. Наблюдался массовый переход в православие у пленных славян, которые хотели расположить к себе омичей и добиться лучшего содержания. Инициатива здесь принадлежала русинам, это маленький народ из Закарпатья. Затем эту инициативу перехватили чехи, а на третьем месте оказались поляки.

А на 1918 год приходится пик венчаний — 225 — видимо, омички хотели связать свою жизнь с пленными иностранцами в надежде уехать с ними за границу из страны, где произошла революция и начиналась Гражданская война.

«Пленные свободно ходили по Омску, женились, крестились, рожали здесь детей. Поначалу с браками не складывалось, их пик пришелся на начало гражданской войны в 1918-1919 годы. Смена веры означала и смену имени. Например, оказавшийся в Омске скульптор Франтишек Винклер так оказался Владимиром, а Ундрих — Андреем, — рассказал об исторических открытиях Дмитрий Петин. — Возникали порой и искажения, когда имена людей псаломщик записывал на слух. Например, мне встретился чех по фамилии Кратохвил, далее его записали как Картохель, а в итоге как Картофель, но четко прослеживалось, что это было одно и то же лицо. А однажды нам попался по документам этнический цыган. Он был румынским поданным, но служил в турецкой армии. К сожалению, он умер».

Хоронили умерших военнопленных на уничтоженном в советское время Шепелевском кладбище на специально отведенном участке. Но были проблемы с написанием табличек, кладбищенских книг не сохранилось, но остались метрические книги церквей.

В Гражданской войне, начавшейся в России в 1918 году, бывшие военнопленные также принимали участие: воевали за красных или за белых. В 20-е годы Советская власть предоставила военнопленным возможность уехать на родину. Многие воспользовались этим «коридором» и покинули Сибирь, подчас оставляя новые семьи и маленьких детей.

Справочник, изданный тиражом 120 экземпляров, уже сегодня является уникальным и единственным в своем роде и имеет не только региональное, но и международное значение. Он дает информацию о тысячах солдат разных государств, некогда воевавших с Россией, но ставших в итоге частью ее общества. В других регионах таких изданий не было и нет. И информация о военнопленных должна оказаться востребованной — сейчас мы переживаем большой интерес к генеалогическим исследованиям.


Распечатать страницу