Зачем сеять ветер?

В Египте революция-2 дошла уже и до удивительных курортов Красного моря. В новостях показали митинг в Хургаде. Конечно, наши люди рисковые и, если путевки на руках, все равно поедут. Но, согласитесь, как-то неуютно: приехал любоваться коралловыми рифами, а, вынырнув, видишь нервных людей, что-то выкрикивающих на непонятном языке.
В Египте революция-2 дошла уже и до удивительных курортов Красного моря. В новостях показали митинг в Хургаде. Конечно, наши люди рисковые и, если путевки на руках, все равно поедут. Но, согласитесь, как-то неуютно: приехал любоваться коралловыми рифами, а, вынырнув, видишь нервных людей, что-то выкрикивающих на непонятном языке.

Это было еще до первой египетской революции. Мы решили отправиться на гору Моисея. Организатор – лощеный парень из Каира – объяснял нам, русским туристам, что их, столичных египтян, неправильно называть арабами. Вот он – потомок фараонов. На проводника – бедуина, сопровождавшего нас, он смотрел свысока. Мы поняли, что и собранные деньги делились непропорционально труду: тот, кто оставался внизу, получил больше поднимавшего ночью группу на гору.

Интересно, где сегодня эти люди? По одну сторону баррикад? Скорее, наоборот. Кажется, весь Египет прекратил работу ради митингов и разделился на два лагеря. Выбранного год назад президента Мухаммеда Мурси свергли, но успокоения нет. Что с экономикой – к гадалке не ходи. А ведь хотели жить лучше.

Три года «арабской весны» (да простят мне потомки фараонов это ныне устойчивое в мире выражение) не принесли счастья Тунису, Ливии, Йемену, Египту. Затяжная война с участием иностранных наемников в Сирии – ближневосточный кошмар, которому не видно конца. Сторонние страны желали демократии на чужих территориях. Но Восток – дело тонкое. Посеешь ветер – пожнешь бурю.
Мы смотрим на эти события со стороны. Пляжей, в конце концов, много и в других странах. Правда, география спокойствия сужается. Волновался и Таиланд, бастует Турция. Все не устраивает всех!

И задаешься вопросом: а на наших просторах такое возможно? Готово население бросить все свои работы и заботы во имя протестов? А что? В столице это уже почти модное движение: против фальсификации выборов, коррупции, вырубки химкинского леса. Несправедливости вокруг много, народный гнев, кажется, оправдан. Только вопрос: почему по любому поводу во главе возмущенных масс одни и те же лица? И примелькавшиеся лидеры несистемной оппозиции, уже практически профессионалы политической борьбы, не особо скрывающие свою цель банального передела власти. Конечно, под лозунгами народного счастья.
Это уже было, было в России. Вот в очерке Викентия Вересаева о Леониде Андрееве с изумлением читаю, как наши замечательные писатели в начале ХХ века мечтали о «благодатном шумном дожде революции». Леонид Андреев придумал себе романтический идеал «анархиста-коммунара» и считал, что если победит революция, «это будет нечто умопомрачительно-радостное, великое, небывалое, не только новая Россия, но и новая земля».

Особенно хорошо об этом мечталось на Капри, куда писатель, живущий только на гонорары, мог себе позволить приехать в 1907 году на полгода с домочадцами и заливать вином горе от потери жены, и радовать невиданной в Европе щедростью предприимчивого хозяина снятой виллы, который русских писателей приветствовал приятными им словами «Тарой самотершафе» («Долой самодержавие!»).

Где оказалась наша творческая интеллигенция после 1917-го? В эмиграции, в нищете, в творческом затворе. Леонид Андреев умер в 1919-м, смерть Горького, проложившего дорогу на Капри, покрыта тайной. Последствия воплощения интеллигентской, такой заразительной мечты оказались чудовищны. Кто ждал гражданской войны, расстрелов, лагерей, диктатуры?

А сегодня и романтизма никакого нет. Цели у несистемной оппозиции очень практичны. Ну кто поверит, что Немцов, Собчак, Навальный – за родину и за народ? Они за себя, таких исключительных, но не допущенных к власти. По их мнению, вся не поддерживающая несистемщиков Россия – болото, страна ветхих традиций, которые нужно разрушить. Но не получается. 
Что до сибиряков, то испокон веков, с первопроходцев, они крепки здравым смыслом, а это есть не что иное, как разумный консерватизм. Это качество допускает и объединение общественности, и даже митинги, как недавно в защиту Воскресенского сквера. Но с созидательной целью, как раз против разрушения, а не за.

В нашем регионе за всю его историю не было и межнациональных конфликтов. Хочется верить, что потрясения арабской весны, киевских, тбилисских, киргизских революций, да и московских маршей-потасовок и впредь будут у нас осмысливаться как уроки, непригодные для повторения.

Автор Ирина Светлова
©
URL: http://omskregion.info/news/13544-zachem_seyat_veter/
Дата публикации:16/07/2013 18:40