Александр Пушница: «нас с братом никто из деревенских мужиков не мог побороть»

Александр Пушница: «нас с братом никто из деревенских мужиков не мог побороть»

Дата публикации 17 июля 2013 12:42 Автор

О том, как достаются громкие титулы, почему самбо не стало олимпийским видом, и о новом спортивном сооружении, которое построят в нашем городе.
О том, как достаются громкие титулы, почему самбо не стало олимпийским видом, и о новом спортивном сооружении, которое построят в нашем городе. 

Кто из омичей не знает Почетного гражданина нашего города Александра Пушницу? Заслуженный мастер спорта, трехкратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы, девятикратный чемпион СССР. Уйдя 30 лет тому назад из большого спорта, он не расстался с самбо, продолжая активно пропагандировать этот вид единоборств. С прославленным спортсменом встретился наш корреспондент.

Как все начиналось

– Александр Михайлович, вы знаете происхождение своей фамилии?

– Нет, отец говорил, что она имеет белорусские или польские корни. Прадед мой родом из тех краев, приехал в свое время осваивать Сибирь. А каково толкование слова «пушница», я не знаю.

– Так вот, я вас просвещу. В словаре Даля «пушница» – это человек плохого характера, злой, неуправляемый.

– (Смеется.) Я уж точно не такой! В детстве был шустрым, озорным, даже хулиганистым, наверное, как все мальчишки, но злым не был никогда!

– А насколько характер человека влияет на его предрасположенность к занятию единоборствами, в частности борьбой самбо?

– У нас в сборной Советского Союза по самбо 90% спортсменов были родом из деревни. Это говорит о том, что люди, рано познавшие тяжелый физический труд, быстрее и лучше привыкают к нагрузкам на тренировках. Понятно, что одаренность тоже должна быть, но я столько в своей жизни встречал талантливых людей, которые, достигнув определенного уровня, переставали расти. Силы характера не хватало. 

Про себя скажу, что мне всегда нравилось тренироваться. Я получал огромное удовольствие от работы и был удовлетворен ее результатами. Единственная трудность, которую я испытывал в своей спортивной карьере, – это отрыв от дома и семьи. 

– А как начиналась ваша спортивная карьера?

– Начну с того, что родился и вырос я в деревне. Мой отец, фронтовик, работал в школе преподавателем. Он очень любил спорт и с детства приобщал к нему и меня, и брата-близнеца. Тогда в деревне не было электричества, а единственный радиоприемник на больших батареях был только в нашей семье. Мы постоянно слушали репортажи с футбольных и хоккейных матчей. Естественно, сами играли круглый год, зимой бегали на лыжах. 

Каждое лето с отцом на месяц мы выезжали на сенозаготовки. Вечером после работы застилали землю соломкой, и все, взрослые и дети, боролись. Так вот, когда мы с братом были в седьмом классе, нас никто из деревенских мужиков уже не мог побороть. Борьба в таких полевых условиях выработала у меня своеобразную технику, тактически подковала. 

А серьезно я стал тренироваться уже в армии. Этому предшествовала интересная история. Я служил в Киргизии, и после одной из стрельб наш командир роты, капитан Колесниченко, предложил освободить от очередного наряда того бойца, который сумеет положить на лопатки мастера спорта по самбо Виктора Сватенко, проходившего службу вместе с нами. Я сразу же отложил в сторону автомат и пошел бороться. 

Победил секунд за пять или семь, но командир посчитал это случайностью и заставил провести повторную схватку. В ней мне пришлось повозиться с соперником почти минуту. После этого Колесниченко сказал: «Боец Пушница, приказываю заниматься борьбой самбо!» После этого все и началось. Тогда мне было 19 лет, а через полтора года я уже стал мастером спорта.

– У вас много титулов, а какой из них вам дался тяжелее всего?

– Самый первый титул – чемпион Советского Союза. Тогда, в середине 70-х, самбо в нашей стране пользовалось огромной популярностью, и было очень много хороших борцов в каждой из 15 республик и во всех спортивных обществах. Конкуренция запредельная! 

Мне тогда помогли стать чемпионом СССР два фактора. Во-первых, я был еще малоизвестным самбистом. Во-вторых, за три месяца до этого я боролся в Омске на первенстве области с действующим чемпионом мира Николаем Давыдовым, превосходящим меня в весе на 13 килограммов. Та схватка завершилась вничью, хотя я боролся активнее. Но главное, я понял, что могу бороться на равных с любым спортсменом. В Каунасе, где проходил чемпионат СССР в 1974 году, в финале я победил Геннадия Маленкина из Владимира со счетом 3:0, но поединок получился очень сложным, тяжелее в своей карьере я не припомню.

Токио – город контрастов

– После этого вы оставались непобедимым целых семь лет! Были чемпионаты мира, Европы, зарубежные поездки. Какие запомнились больше всего?

– Конечно, запомнился первый мой чемпионат мира 1974 года, который проходил в Улан-Баторе. Оказалось, что монголы безумно любят борьбу, и, чтобы пройти по городу, нам пришлось преодолеть настоящий «живой коридор» людей, которые встречали нас как героев и каждого, представьте, знали по имени! 

Еще запомнился турнир в Токио в 1975 году. У нас в стране тогда уже были пустые прилавки, а там – настоящее изобилие. Поразили громадные магазины бытовой техники, центральная улица столицы Японии Гиндза Дори, где постоянно все вокруг светится, крутится, вертится. Как будто находишься на другой планете. 

Со мной после возвращения домой из Страны восходящего солнца произошел любопытный случай. Меня попросили рассказать об этой поездке омским спорт-сменам. Помните, как в фильме «Бриллиантовая рука» главный герой должен был прочитать лекцию «Стамбул – город контрастов»?

Так и со мной. В своем рассказе о Токио я обмолвился о том, что японцы – очень культурная нация и что у них высокий технический уровень. А через несколько дней меня пригласили в КГБ, где пожурили за восхваление капиталистического строя и агитацию чуждого советскому человеку образа жизни. Я, что называется, попал «под колпак» этой организации. Но бояться мне было нечего. Я и тогда, и сейчас остаюсь патриотом своей Родины! 

– В середине 70-х самбо реально претендовало на то, чтобы быть включенным в программу Олимпийских игр. Планировали даже, что на Московской Олимпиаде в 1980 году уже будут разыграны медали в самбо, но этого не случилось, почему?

– В дело вмешалась большая политика. Премьер-министр Индии Индира Ганди обратилась к Леониду Брежневу с просьбой о включении в программу Олимпиады-80 женского хоккея на траве, мотивируя это тем, что у них в стране он был единственным видом спорта, в котором индийцы имели хоть какой-то шанс получить золотую олимпийскую медаль. То ли желая поддержать даму, то ли помочь нашей действительно братской Индии, Брежнев тут же дал команду включить в олимпийские виды спорта женский хоккей на траве, а не самбо.

– А вы не пробовали себя в дзюдо, где олимпийские медали разыгрываются?

– В каждом виде спорта свой уклад жизни, свои корпоративные интересы. К чужакам относятся настороженно, вклиниться очень сложно. Я боролся на чемпионате СССР по дзюдо, дошел до полуфинала. За выход в финал у меня была схватка с Александром Яцкевичем из Латвии, я ее по ходу выигрывал. Делаю удержание, через 20 секунд – чистая победа, но тут во Дворце спорта гаснет свет. 

Поединок аннулируется, а потом в повторной схватке мне просто не дают выиграть, делая предупреждения на ровном месте. Я, честно говоря, не слишком расстроился, потому что мне еще до чемпионата СССР намекали, что, даже если я его выиграю, в сборную страны меня не возьмут. Это было накануне Московской Олимпиады.

Перспективы борьбы в регионе

– Вернемся к самбо. Как сейчас обстоит дело с популярностью этого вида единоборств?

– В апреле этого года в Москве прошел конгресс Международной федерации самбо. Там было принято решение впервые в истории провести турниры по самбо в рамках Всемирной универсиады, которая проходит в эти дни в Казани, и Всемирных игр боевых искусств, которые состоятся в октябре в Санкт-Петербурге. 

В работе конгресса принимал участие Президент России Владимир Путин, который призвал возобновить работу по включению самбо в олимпийскую семью. Как видите, прогресс в нашем виде спорта налицо! 

– А как складывается ситуация со строительством в Омске Дворца самбо? Есть ли подвижки в этом вопросе?

– В апреле после конгресса я встречался с Владимиром Путиным, мы разговаривали с ним об этом около 15 минут. Идею строительства в Омске регионального центра самбо впервые озвучил в 2009 году Асланбек Аслаханов, который приезжал к нам на первенство страны. Она нашла поддержку в Международной и Всероссийской федерациях, а также в Министерстве спорта у Виталия Мутко. 

Президент Путин дал указание построить в Омске дворец, аналогичный возведенному к Универсиаде в Казани. И подтвердил, что 50% средств на строительство будет выделено из федерального бюджета. Обещал, что с этим проектом поможет «Газпром». Цена вопроса – полмиллиарда рублей. 

Проект находится под личным контролем главы государства. В эти дни уже происходит отвод земельного участка в парке имени 300-летия Омска, за Дворцом молодежи. Там собирались строить «Национальную деревню», даже подвели коммуникации. Но дело по каким-то причинам встало. Сейчас этот участок площадью 4,3 гектара передают под региональный центр самбо. Если все пойдет по плану, во что я искренне верю, дворец распахнет свои двери перед представителями всех видов единоборств, а не только самбо, уже до конца 2015 года!
©
Распечатать страницу