Ветераны Омского шинного завода – о легендарном директоре Петре Будеркине.
Петр Васильевич 30 лет руководил предприятием. За это время вывел завод в лидеры нефтехимии страны.
7 апреля ему исполнилось бы 100 лет. В честь этой даты ветераны предприятия собрались перед зданием заводоуправления, где находится мемориальная доска с портретом Будеркина, чтобы почтить память человека, очень много сделавшего для заводчан.
А накануне по приглашению председателя совета заводской ветеранской организации Галины Огневой я побывала в музее шинников, где пообщалась с людьми, трудившимися с Петром Васильевичем бок о бок и захотевшими поделиться воспоминаниями о нем.
С заботой о заводчанах
Иван Романович Дулев прошел на «Омскшине» путь от вальцовщика до зама генерального директора по производству. По его словам, он проникся уважением к Будеркину уже в тот момент, когда узнал: Петр Васильевич – фронтовик, имеет боевые награды. Был на войне танкистом, командиром танка, дважды в своей боевой машине горел, трижды был ранен, один раз – тяжело, поэтому его комиссовали, и до Берлина по этой причине он не дошел.
– Потом, видя, как хорошо директор знает завод, как внимательно относится к людям, я зауважал его еще cильнее! И до сих пор он для меня очень дорогой человек, – подчеркнул Иван Дулев.
Будущий легендарный директор «Омскшины» родилcя в большой крестьянской семье, был в ней двенадцатым сыном и с детских лет знал, что такое физический труд. Поэтому старался сделать жизнь заводчан лучше, комфортнее.
Так, в период тотального дефицита продуктов в стране завод взял под крыло слабенький колхоз на севере области. И создал там подсобное хозяйство, которому помогал не только деньгами, но и кадрами, посылая туда на период уборки заводские рабочие руки.
– В результате колхоз ожил, cтал давать продукцию. Тогда по решению директора на предприятии открыли колбасный цех, и он делал вполне приличную колбасу, мясные полуфабрикаты. Все это продавалось в магазинчике на проходной и помогало заводчанам лучше питаться, – отметил Иван Дулев.
Огромное внимание при Будеркинеуделялось соцкультбыту. Хозяйственным способом было построено свыше 3000 кв. метров жилья. Каждый начальник цеха был обязан после смены выделять людей на стройку. И заводчане знали: через 5–6 лет работы на предприятии они непременно получат квартиру. А на период ожидания жилья им предоставлялось место в одном из общежитий, которых у завода поначалу было два: мужское и женское. Потом Петр Васильевич загорелся идеей строительства еще и семейного общежития.
–Он отправил меня в командировку в Днепропетровск, где такая малосемейка уже была. Я поехал, посмотрел и сказал: «Петр Васильевич, надо строить!» И мы построили хозспособом дом с небольшими квартирками, состоявшими из комнаты, кухни и санузла, – рассказал Иван Дулев.
Заботилось предприятие и об отдыхе заводчан. Прямо со смены люди ехали в профилакторий шинников «Мечта», где проходили лечебные процедуры, купались в бассейне с минеральной водой. А в Саргатском районе была создана летняя база отдыха. Работники, получившие туда путевки, проживали в домиках на берегу озера. Ловили карасей. Тут же на сковородке их жарили.
Кадровый вопрос
Николай Васильевич Андреев впервые попал на «Омскшину» как студент-практикант. А со временем вырос до начальника основного подготовительного цеха. На своем примере он постарался показать, как Будеркин сам выращивал себе кадры, на которые можно было бы опереться.
– Это была одна из его главнейших задач – воспитание кадров. Поэтому взяв на заметку какого-то молодого специалиста, Петр Васильевич всегда внимательно за ним следил, интересовался, чем ему надо помочь. Перед моим назначением на должность начальника подготовительного цеха произошел такой эпизод. Директор пригласил меня к себе в кабинет и поинтересовался моими жилищными условиями. «Есть квартира двухкомнатная», – отвечаю. – «А детей у тебя сколько?» – «Сын и дочь». – «Ладно. Получишь немного погодя трехкомнатную. А транспорт личный имеется?» – «Нет».
В это время рядом с Петром Васильевичем находился председатель профкома Иван Николаевич Мягков. Будеркин ему и говорит: «Включи парня в список, пусть получит машину». Вскоре после этого разговора мы поехали в Тольятти – на завод, производящий легковые автомобили. Оттуда я возвращался уже на машине, сам сидя за рулем, – поделился Николай Андреев. И вспомнил еще одну историю, тоже ярко характеризующую отношение Будеркина к людям.
– Когда обсуждался вопрос о переводе меня начальником на основную подготовку, поступило возражение, что это невозможно, ведь молодой человек – беспартийный. И вот что ответил на это Петр Васильевич: «Мне специалисты нужны, а не члены партии!» – рассказал ветеран.
Вообще, по словам Николая Васильевича, Будеркин был очень человечным. В любых вопросах. Всегда старался всем помочь.
Большой дипломат
Иван Николаевич Мягков возглавлял при Будеркине заводской профком. По его мнению, одним из важных качеств Петра Васильевича было то, что он любил и уважал людей. Понимал: чтобы изменить положение дел на производстве, нужен cплоченный трудовой коллектив. И все силы направлял на создание такого коллектива.
– Если большинство руководителей выполняют в основном административные функции, то Петр Васильевич умудрялся совмещать администрирование, выполнение хозяйственных функций с воспитанием. Приведу всего один пример на эту тему. Построили мы для заводчан семейный дом отдыха. Путевка туда стоила недорого – семь рублей. Но профкому при их реализации пришлось столкнуться с такой проблемой, что, допустим, муж – работник нашего предприятия, а жена трудится на заводе Баранова или «Полете». Я пришел к Петру Васильевичу и говорю: «Вот люди обращаются. Хотят парой поехать отдохнуть. А их вторые половинки – работники других предприятий. Как быть? Предоставлять им путевки по более высокой цене?» «Да ты что?! – отвечает Будеркин. – Отдавай за такую же цену. И завтра они будут работать у нас». Я очень многому у него учился, всегда смотрел, как он работает, и брал себе на заметку. Сам я – сирота. А он вырос в большой семье, с детства был приучен работать, воевал. У него было чему поучиться, – поделился Иван Мягков.
Однажды вместе с Будеркиным Ивану Николаевичу нужно было выехать по делам в заводской дом отдыха. Ехали они порознь, каждый на своей машине. А когда уже на месте встретились, Петр Васильевич, посмеиваясь, говорит: «Сейчас подвозил женщину по дороге. Она рассказала: передо мной ехал один «фраерок», который ее не взял. Ты что не взял-то ее, Ваня?»
– Такое у него было отношение к людям! Он-то всегда попутчиков подвозил. И умел сделать человеку замечание, не обидев его. Был большой дипломат. Во всем, – отметил Иван Мягков.
Фото Евгения Кармаева и из архива совета ветеранов завода.