Омские музейщики открыли имя художника, чьи картины полвека назад нашли спрятанными в полуСудьба талантливого живописца Владимира Тронова, тесно связанная с Омском, была сложной. Картины погибшего в годы массовых репрессий мастера в 1920-е спрятали музейщики. Сейчас большинство работ восстановили.
В музее имени М. А. Врубеля установили имя малоизвестного художника, чьи работы 100 лет назад продавали под подписью Рериха. К вековому юбилею учреждение продолжает реставрировать и атрибутировать десятки картин, авторы которых были незаслуженно забыты. Сегодня, 12 апреля, в центре «Эрмитаж-Сибирь» журналистам представили ранее не экспонировавшиеся 15 работ, которые принадлежат кисти Владимира Тронова. Музейщики провели сложнейшее исследование и только в последние годы установили имя художника, жившего и работавшего в Омске век назад. О судьбе ранее неизвестного мастера и его произведениях рассказала хранитель фонда советской и современной живописи музея Врубеля Людмила Богомолова. В конце 1970-х годов при сносе пристройки к Омскому краеведческому музею в половицах нашли папки с частью архива писателя Антона Сорокина. Как выяснилось, сотрудники музея в 1920-годы спрятали эти картины, так как в тот период они были идеологически чужды. Но их не стали уничтожать, а сохранили.
Век назад в Омске был дефицит материалов, и Сорокин часто предлагал молодым живописцам бумагу, краски и кисти в обмен на их работы. На них он ставил свою печатку, а художники зачастую не подписывали свои картины. Часть найденной коллекции поделили между музеем им. Врубеля и краеведческим. Их сотрудники в то время определили работы художников Громова, Уфимцева, Мамонтова и других, но многие произведения оставались без авторства. При изучении и сравнении нескольких десятков работ Людмила Богомолова определила общие черты: плотный характер мазка, контрастный колорит с сине-фиолетовым и желто-оранжевыми красками, густо подведенный грим на лицах, присутствие черного карандаша. При этом картины были выполнены в разных жанрах: Русь боярская XVII века, восточные красавицы, русские пейзажи, в том числе омские, галантные сценки, обнаженные, учебные этюды и сцены современного характера для того периода. В рамках исследования хранитель фонда получила доступ в архив краеведческого музея и у коллег обнаружила похожее произведение с подписью автора.
Характерный почерк нашли в переписке из архива, он совпадал с письмом Тронова к Сорокину. Факты биографии художника открывали еще в 1990-х годах искусствоведы, работавшие в архивах музеев и ФСБ в Санкт-Петербурге. Как рассказала Людмила Богомолова, Тронов родился в Тифлисе в 1899 году, в дворянской семье инженера-архитектора. В начале 1900-х отца повысили по службе, и семья переехала в Петроград. Учился в частном училище с блестящим преподавательским составом. В 1914 году умер отец, после революции 1917 года мать решила переехать в Омск от разрухи и голода. Здесь он учился в студии Клементьева, недолгое время был в Белой армии. В 1920 году находился в Иркутске в Красной армии. Затем уехал в Петроград, где в 1923 году окончил Академию художеств. После работал в разных издательствах, иллюстрировал научно-техническую литературу. В 1935 году по доносу своего коллеги был арестован и отправлен с женой в ссылку в Оренбург. В 1937 году его снова арестовали и расстреляли.
По словам хранителя фонда, отношения Тронова и Сорокина были интересные. У художника писатель купил более 300 работ. Тот работал очень быстро и много. К слову, именно из-за нехватки художественных принадлежностей у Тронова не было больших произведений.
Как она отметила, у молодого художника было особое отношение к Николаю Рериху, он любил и следил за его искусством, часто копировал его работы, подражал в своих. В Омске о Тронове найдены записи в дневнике художника Виктора Уфимцева. Тот вспоминал, что молодой человек был талантлив не только в живописи, у него был музыкальный слух, он играл на рояле и гитаре. Музейщики обнаружили две портретные зарисовки Тронова, сделанные художником Мамонтовым. Единственная фотография Тронова была найдена в архиве КГБ. Сейчас его работы в музее им. Врубеля находятся в идеальном состоянии. Их восстановлением с 2018 года занималась художник-реставратор отдела реставрации масляной и темперной живописи Виктория Ефименко.
Картины Тронова планируется показать омичам на выставке редких экспонатов, которую музей им. Врубеля готовит к своему 100-летию. Также музей намерен создать в одном из залов постоянную экспозицию архива Сорокина.
|