Какой была культура Омска век назад

Какой была культура Омска век назад

Дата публикации 15 апреля 2024 15:41 Источник фото Омичи у афиши. 1920-е годы. Из фондов ОГИК музея

Во многих странах мира 15 апреля отмечается Международный день культуры. Он был учрежден в честь принятия 15 апреля 1935 года международного договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», известного как Пакт Рериха.

Ну а мы в этот день решили сделать обзор культуры Омска столетней давности.

В 1920-е годы в Западной Сибири в целом, и в Омском регионе в частности, резко увеличилась сеть культурных учреждений всех типов. Массовость новой культуры достигалась благодаря ориентации на малообразованные слои общества. Строились библиотеки, дворцы культуры, дома творчества, кинотеатры, концертные залы, стадионы.

После завершения гражданской войны советской властью были предприняты серьезные попытки по развитию культурной инфраструктуры Омска. Особое внимание новая власть уделяла ликвидации неграмотности и формированию системы «народного образования», которое должно было охватить все слои общества. Кстати, в сферу образования тогда входил целый ряд вопросов и культурной жизни. За их решение на региональном уровне отвечали Омские Губоно и Губполитпросвет. Дошедшие до нас архивные документы и номера газет позволяют нам реконструировать мозаику культурной жизни нашего города столетней давности. Итак, весна 1924 года!

Главный клуб Омска

Большую роль в обеспечении культурных потребностей горожан в это время играли клубы. К марту 1920 г. в Омске сложилась довольно значительная сеть клубных учреждений, которая включала в себя центральный клуб, девять рабочих районных клубов, два молодежных, по пять детских и национальных клубов (казахский, латышский, эстонский, польский, венгерский) и др. Однако следует отметить, что на протяжении 1920-х гг. число клубных учреждений Омска не было постоянным. В 1921 г. в городе насчитывалось 17 клубов, в 1923-м – 15, в 1926-м – 14 клубов и 49 культуголков, в 1928-м – 19, в 1930-м – 11.

Улица Новая. Здание Коммунистического клуба. 1925 г. Из фондов ГИАОО

Главным клубом города в это время являлся Коммунистический клуб, расположившийся в здании бывшего Общественного собрания. Работа с подшивкой газеты «Рабочий путь» за 1924 год подтвердила, что здесь проводились мероприятия самого различного формата:

«Дискуссия в Комклубе. Во вторник, 15 апреля, в Коммунистическом клубе устраивается дискуссия по историческому материализму на тему: «Взаимодействие между базисом и надстройками» по Бухарину. Начало в 8 часов. Вход свободный.

Еврейский спектакль в пользу беспризорных. В воскресенье, 20 апреля, в Комклубе местная еврейская труппа ставит спектакль в пользу беспризорных детей. Идёт новая, полученная из Нью-Йорка пьеса Прилуцкого «Ди еруши» («Наследство»)».

Библиотеки

В первые три года существования советской власти сеть библиотек в Омске все время расширялась, несмотря на большой недостаток подготовленных кадров библиотечных работников. Однако, как только был осуществлен переход к НЭПу, библиотечная сеть из-за отсутствия государственного финансирования начала быстро разваливаться. Так, если в 1921 г. в Омске было 30 библиотек, то к середине апреля 1926 г. городская библиотечная сеть в нашем городе насчитывала только пять библиотек (центральную, имени А. С. Пушкина и четыре районные). В них было записано около 6 000 читателей, из них 2 000 взрослых. Громом среди ясного неба прозвучало в апреле 1924 г. решение властей о ликвидации одной из наиболее посещаемых библиотек Омска:

«Ликвидация библиотеки имени Достоевского. Из-за нехватки средств на содержание библиотеки имени Достоевского, её предлагается ликвидировать, распределив книжные запасы по библиотекам рабочих районов…».

В другой газетной заметке, подписанной скромно инициалами В.В., объяснялась и причина этого:

«…Дело в том, что вопрос о расформировании не нов. Причина его и не в материальном положении, и уж, конечно, не в плохой работоспособности библиотеки, зарекомендовавшей себя с хорошей стороны – причина гораздо сложнее. В городе, кроме библиотеки Пушкинской и Достоевского имеется ещё четыре районных (Зиновьевская, Некрасовская, Энгельса и Землероб – последняя при Сельхозакадемии), и вот эти библиотеки крайне нуждаются в пополнении. Вопрос о пополнении ныне настолько обострился, что потребовал решительных «хирургических» мер. Указанные библиотеки находятся в рабочих районах, они бесплатные, и, значит, пополнение их за счёт платы отпадает. Выход из создавшегося положения напрашивается сам собой. Необходимо для спасения их жизни пожертвовать какой-то из библиотек и притом таковой, которая обладала бы достаточным количеством книг, дабы их хватило и не только на пополнение этих четырёх библиотек, но и на новую, которую необходимо организовать в большом безкнижном районе завода «Красный пахарь» (бывший «Рандруп»). Для этих целей оказалась единственно подходящей библиотека Достоевского…».

Омская Лениниана

Стержнем культурной революции являлась идеологическая работа, направленная на коммунистическое воспитание масс. Советские культурные организации и учреждения первостепенное внимание уделяли так называемой политико-просветительской работе. В 1924 г. характер массовой кампании приняли мероприятия, связанные со смертью Ленина. Заметно усилилась пропаганда его идей, осуществлялась публикация его работ.

На страницах омской газеты «Рабочий путь» читаем:

«Доклады в Комклубе о Ленине. В виду громадного наплыва публики на доклады о жизни и деятельности Ленина, Центральный Коммунистический клуб решил ещё устроить их в пятницу и субботу 21 и 22 марта в семь с половиной часов. Доклады иллюстрируются туманными картинами. 22-го после доклада будет поставлена силами членов клуба и красногвардейцев сценка из жизни Парижской Коммуны. Вход для всех свободен.

Диапозитивы о Ленине. Главполитпросветом и Госкино выпущена  серия диапозитивов «Жизнь Ленина» по удешевлённой цене (10 руб. за комплект в 26 диапозитивов). Серия снабжена конспектом чтения. Выписывать можно непосредственно из Главполитпросвета или через Губполитпросвет.

В память Ильича. Сибирская сельскохозяйственная академия возбудила перед центром ходатайство о присвоении Сибакадемии названия «Имени Ленина».

Реклама документального фильма «Похороны Ленина», опубликованная в газете «Рабочий путь». Из фондов БУК «ОГОНБ имени А. С. Пушкина»

Картина «Похороны тов. Ленина». С 5 по 9 апреля в кино «Художественный» прошёл ряд сеансов картины «Похороны тов. Ленина» для членов  профсоюзов. Картина производит большое впечатление. В связи с моментом похорон в ней даны яркие живые портреты членов ЦК РКП, ЦИК и ВЦИК, членов обоих Совнаркомов и вождей Красной армии. Изображение местами не достаточно чёткое, но это объясняется туманной и морозной погодой во время съёмки. На днях картина будет демонстрироваться для широкой публики.

«Похороны В.И. Ленина». Кинотеатром «Гигант» получена большая фильма «Похороны В.И. Ленина». Картина будет демонстрироваться с 8 апреля. Все трудящиеся Омска, конечно, пожелают видеть эту картину, для чего администрацией кино, вследствие недостачи мелких денег, предоставлено право всем фабзавкомам и месткомам получить билеты на сеансы по коллективным спискам, с уплатой денег после получки жалованья. Билеты по спискам выдаются конторой кино ежедневно с 5 с половиной до 10 часов вечера».

Здание кинотеатра «Гигант». 1920-1930 гг. Из фондов ОГИК музея 

Кинематограф

Омску принадлежит особая роль в становлении Советского кино в Сибири. Именно здесь формировались Сибирские органы управления кинематографии. Отсюда шло киноснабжение всей Сибири вплоть до Якутии. 3 февраля 1920 года под руководством заведующего Зайцева была создана Омская губернская фотокиносекция. Первоначально она имела в своём распоряжении кинотеатр «Гигант».

Однако проведенное летом того же года обследование показало, что в Омске имеется 10 кинематографов, которые принадлежали различным ведомствам. С 17 ноября 1921 года в Омске начала функционировать первая советская кинопрокатная организация. К середине 1921 года в городе Омске имелось 10 кинематографических аппаратов и 2 уличных экрана-агитатора. 14 октября 1922 года к уже действующим кинотеатрам присоединяется кинотеатр «Художественный», который открылся в помещении бывшего кинематографа «Кристал-Палас». В 1923 году в здании Государственного академического театра драмы по решению Губисполкома был открыт кинотеатр «Центральный» а его директором назначен А.А. Каплун (бывший владелец кинотеатров «Прогресс» и «Гигант»). Однако кинотеатр «Центральный» действовал немногим более месяца. В октябре городской театр был сдан в аренду драматической труппе.

Какие же фильмы шли в кинотеатрах нашего города столетие назад?

Очередь в кинотеатр Художественный. 1920-е годы. Из фондов ОГИК музея

«Человек без имени. Прекрасная комедия, вся насыщенная лёгкостью, игривостью. В ней трюки не играют… Место действия картины всё время переносится из одной страны в другую – Швеция, Голландия, Италия, Тунис и т.д. Это придаёт картине свежесть и живописность. Гарри Лидке, исполняющий главную роль «Человека без имени», ведёт её весело и непринуждённо. К достоинству фильма следует отнести чёткость изображения.

Афиша фильма из газеты «Рабочий путь» за 1924 г. Из фондов БУК «ОГОНБ имени А. С. Пушкина».

«Красные дьяволята». «Художественным» кинотеатром получена новая большая картина, кино-роман в 12 частях «Красные дьяволята». Это советская фильма имела успех в Москве и, по словам «Известий ЦИК», является лучшим художественным достижением современной русской кинематографии. В Омске картина пойдёт в середине апреля…».

Музеи

Краеведческий музей.1920-е годы. Из фондов ОГИК музея

После длительного перерыва 12 июня 1922 г. вновь открылся для посетителей Западно-Сибирский краевой музей. Вход был платный. В январе 1923 г. музей был изъят из ведения Западно-Сибирского отдела Географического общества и передан в систему Наркомпроса. Уже в июне 1923 г. музей устроил в специально оборудованном павильоне в Ботаническом саду выставку, которая состояла из палеонтологической, геологической и минералогической коллекций. В январе 1924 г. музей перебрался в здание бывшего генерал-губернаторского дворца. В его состав входило три отдела: историко-археологический, этнографический, геолого-минералогический. Заметка Черкашина «Прогулка по краеведческому музею», опубликованная в газете «Рабочий путь» за 27 апреля 1924 г., в какой-то степени поможет нам ознакомиться с ними:

«Прогулка по краеведческому музею.

В коридоре целая очередь. Необходимо регистрироваться. Тут и красноармейцы, и рабочие, и служащие. Простояли минуты две, зарегистрировались, входим в

Отдел археологии

Светлая, просторная, чистая комната. Народу полно. Около шкафа, в котором хранятся различные образцы старинного оружия, два красноармейца:

- Против Колчака почти с такими же клюками выступали, вон, как та, смотри!

- Да, интересно! А как же стреляли?

- Так что фитилём поджигали. Ну, и бахала! Здорово! Словно из пушки.

Около другого шкафа, рассматривают кольчугу:

- Здоровенные мужики были. Шутка, что ли, таскать такую штуку?

Две женщины, глядя на нож каменного века, удивлялись:

- Ивановна, неужели это ножик?

- Да.

- А как же им хлеб отрезали?

Отдел археологии (1-й зал) Омского областного краеведческого музея. Из фондов ГИАОО.

В отделе геологии

Народу мало. По-видимому, все эти породы и камешки мало интересуют омичей. Несколько человек, и те, надо полагать, из учащихся. Просматриваем наспех коллекции и продвигаемся в

Отдел этнографии

- Это, говорит мой спутник, самый интересный отдел. Посетителей битком набито. И, действительно, есть на что посмотреть.

Здесь целиком представлен быт и род занятий различных народностей и племён, населяющих Сибирь: тунгусов, бурят, казахов и др. - одеждой, жилищами, домашней утварью, предметами культа, орудиями производства.

В комнате гул, разговоры. До моего слуха доносится:

- Митрич, глянь-ка! Это что за штучка, ровно как кукла какая?

- Это, брат, Бог.

- Неужели? А чей?

- Бурятский! И у тунгусов такой же почти.

- Гм-м…Бог. Я думал, просто игрушка какая.

Рабочие рассматривают шамана.

- Тоже ведь поп. Головы тёмным инородческим массам морочит.

- Ишь, чего на себя навешал – безделушек всяких. Да ещё с бубном. Ха-ха-ха!

В зоологическом и других отделах не удалось побывать. Музей закрывается ровно в четыре часа. Не слишком ли рано?

Во входных дверях старушка какая-то, под впечатлением, повествует:

- Боров-то какой здоровенный, батюшки! В 1921 году, когда голод-то был, я такого же заколола.

- Бабушка, да ты не борова видела, а кабана – заметил один гражданин.

- Вон что. А я думала, что свинья. Где, мне, старой, знать всё это. А ведь никто не объяснит!

Это верно. Администрации музея следовало бы для разъяснений посетителям выделить специально знающих людей, хотя бы в праздничный день, когда народу бывает особенно много. Иначе музей становится недоступным для интересующихся им широких рабочих масс».

В середине 1920-х гг. музей активно занимался культурно-просветительной работой. В то время музеи активно участвовали не только в культурной жизни города, но и в развитии краеведения. Краеведение тогда во многом способствовало не только пополнению музейных фондов, но и решению кадрового вопроса. Об этом наглядно свидетельствует материал Николая Эма «Трудовая школа краеведения», опубликованный в газете «Рабочий путь» за 1 мая 1924 г.:

«Трудовая школа краеведения»

Коллегией соцвоса был утверждён проект «Трудовой опытной школы – коммуны краеведения». Задачей этой школы, организуемой по инициативе Западно-Сибирского краевого музея, является подготовка специалистов – музейных работников (заведующих отделами, инструкторов музейной сети на местах) и вообще работников по изучению края. Школа будет представлять из себя закрытое учебное заведение при музее, построенное на принципе трудовой коммуны. В школу принята трудовая молодёжь 13-14-летнего возраста, чтобы с малолетства давать ей необходимое специальное образование. Количество воспитанников 50 человек. Курс разделяется на три ступени: 1-ая – общеобразовательная, 2-ая – общеобразовательная со включением специальных предметов: этнографии, археологии, антропологии, ботаники, зоологии, геологии, и, наконец, 3-ая – специальная, с двумя разветвлениями: культурно-историческим и естественно-историческим. Срок прохождения курса 1 и 2 ступени по 3 года, т.е. всего 6 лет, для прохождения же третьей ступени срок пока не установлен. Много времени уделяется кружковой работе, а также практическим и экскурсионным занятиям.

Катание на лошадях в районе Васина хутора. 1910-1914 гг

На лето школа выезжает на участок музея «Васин хутор» (25 вёрст от города, бывшее имение Кузьмина) для практических работ. Для изучения природы имеется заповедник в 75 десятин.

Коммуна обеспечена кредитом в размере ассигнования на детдом, доходами от эксплуатации сенокосов, рыбных угодий и прочего. Через год-два коммуна рассчитывает целиком перейти на самоснабжение. В состав лекторского персонала школы входят все научные сотрудники музея. В первый набор слушателей вошли воспитанники детдома № 5 (при Сибирском сельскохозяйственном институте) – 22 человека и других детдомов по особому подбору.

На днях администрация школы выезжает на участок для приведения его в готовность, так как школа будет работать с нынешнего лета».

Общеизвестно, что преобразования в культурной сфере всегда являются зеркалом общественно-политических преобразований любого государства. Совокупность изменений в социокультурной жизни советского общества периода 1920-ых годов получила название «культурной революции». Авторство данного термина принадлежит В.И. Ленину, употребившему его в работе «О кооперации» в 1923 г. и считавшему, что кооперирование крестьянства невозможно осуществить без повышения его культуры, своего рода культурной революции.

Таким образом, под «культурной революцией» понималось тогда коренное изменение культурного облика страны. Среди её целей были: перевоспитание масс в духе марксизма-ленинизма и создание особой пролетарской культуры (пролеткульта); советизация массового сознания и разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия. Понятие «культурная революция» получило широкое распространение в общественной жизни, политической и научной литературе.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу