В центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась выставка с уникальными находками из скифских курганов

В центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась выставка с уникальными находками из скифских курганов

Дата публикации 27 апреля 2024 12:50 Автор Фото Алексей Пантелеев, Сергей Мельников

На выставке «Золото древних степей» (0+) можно не только рассмотреть изящные золотые украшения, поражающие своим мастерством, но также взглянуть на шубу и штаны возрастом две тысячи лет, а еще увидеть, как выглядели древние саргаты, жившие в Прииртышье.

В составе экспозиции — около 600 предметов из золота, серебра, бронзы, железа, самоцветных камней, кости, керамики, войлока, шерсти и дерева. Их находили при археологических раскопках на обширной территории России — от Северного Причерноморья до Алтайских гор и Минусинской котловины. Экспозиция дополнена реконструкциями костюмов, головных уборов, конской узды, а также прорисовками петроглифов и татуировок, выполненных в скифо-сибирском зверином стиле.

Проект приурочен к 100-летию музея имени М. А. Врубеля, и он объединил археологические коллекции музеев и университетов Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Омска, Новосибирска, Минусинска.

Выставка охватывает большую часть скифо-сибирского мира и раскрывает особенности культуры древних кочевников, проживающих в разных географических поясах — от Причерноморских степей до высокогорий Алтая и Минусинской котловины. Здесь можно увидеть и понять, что это были за народы, как они выглядели, как жили, во что верили, как одевались.

Как отметила директор Музея имени Врубеля Фарида Буреева, проект состоялся благодаря финансовой поддержке ГК «Титан». На то, чтобы договориться с партнерами, отобрать произведения, разработать концепцию и дизайн-проект, ушел целый год. Она добавила, что «такое событие может случиться раз в сто лет».

«Проект очень яркий, звонкий, очень символичный, и он доставит большое удовольствие нашим горожанам. И я надеюсь, что к нам обязательно приедут на него посмотреть и гости из соседних регионов Тюмени, Новосибирска, — сказала Фарида Буреева. — Здесь видна и большая кураторская работа, связанная с разработкой концепции и подбором произведений, и работа дизайнера, которая помогает создать нужное настроение, передать тот эффект и транслировать ту мысль, которую мы предполагали изначально».

Дизайн выставки и в самом деле необычный. Посетитель как бы оказывается на археологическом раскопе, а округлые витрины — это не что иное, как вскрытые курганы, хранящие в себе настоящие сокровища. Причем это не всегда может быть золото. Например, в Пазырыкских курганах удивительным образом сохранились предметы одежды и конские упряжи. Они создавались еще во времена Александра Македонского.

Показана и омская коллекция, которая поступила в музей в 1980–1990-х годах, — это результат археологических изысканий омских ученых на двух курганных комплексах, относящихся к Саргатской культуре. Они оказались не разоренными и не разграбленными черными копателями всех времен, а это большая научная удача.

Впервые в Омске демонстрируются золотые браслеты, поясные пластины, а также гривна из первой в России археологической Сибирской коллекции Петра I, ныне хранящейся в Государственном Эрмитаже. Некоторые из этих ювелирных украшений были получены первым российским императором в дар от губернатора Тобольска, князя Матвея Гагарина. По сути, они послужили причиной отправки экспедиции Бухгольца за золотом Яркенда, в результате которой был образован Омск. Есть вероятность, что эти находки были вырыты в Западной Сибири, — возможно, и в нашем регионе.

Куратор выставки, заместитель директора по научной работе Омского музея имени Врубеля Ирина Симонова рассказала, что еще в XVII веке, в 1600-е годы, в Сибири существовало повсеместное грабительство курганов. Тогда они назывались «бугры», а их расхитители, сделавшие это своей профессией, назывались бугровщиками. Создавались даже целые артели, которые на лето уходили в степи, раскапывали курганы, доставали золотые и серебряные предметы и отправляли их на переплавку. Замечательные предметы искусства становились ломом цветного металла и уничтожались.

«Об этом узнал Петр Первый — во многом благодаря князю Матвею Гагарину, который из Тобольска отправил несколько посылок царю с этим бугровым золотом. Император увидел великолепные предметы и практически сразу издал указ, в котором под страхом смертной казни запретил раскапывать бугры, а все найденные предметы в обязательном порядке было предписано поставлять в Санкт-Петербург в Кунсткамеру, — рассказала Ирина Симонова. — В эту коллекцию из Сибири входит порядка 200 предметов, а на омской выставке представлено шесть. Но они великолепного качества и действительно украшают выставку. Как уже установлено археологами, часть предметов из Сибирской коллекции Петра Первого была найдена на территории Западной Сибири, и даже возможно, что на территории Омской области. Эти предметы очень близки к находкам Саргатской культуры, которые хранит омский музей. Один зал представляет собой восточную ветвь скифов — это находки из Минусинской котловины, Алтая, а второй зал — западный с экспонатами из Причерноморья. Но отправная точка, с которой начинается выставка, — это именно Омская область, находящаяся между востоком и западом».

Среди драгоценных экспонатов — золотые гривны, шейные украшения, которые носили люди со статусом, — как правило, это были вожди или цари. Это был символ царской власти, потому что золото у всех народов символизировало солнце. А в Царских курганах находили большое количество золотых украшений. В степях Поволжья и Приуралья, в Северном Причерноморье были найдены погребения с одеждой, полностью усыпанной золотыми бляшками.

Из Ростова-на-Дону привезли замечательные реконструкции костюмов скифского царя. На нем можно увидеть и шейную гривну, и головной убор, расшитый золотыми украшениями, и посмотреть, как это выглядело в то время. Золото, как у скифов, так и у сарматов, символизировало солнце, подчеркивало высокое положение правителя в обществе, наделяя его божественной властью.

Согласно сведениям древнегреческого историка и географа V века до н. э. Геродота, собственно скифы, или царские скифы, а также близкие к ним племена — меоты и сарматы — жили в Северном Причерноморье. Сарматы также занимали территорию восточнее — от Дона до степей Поволжья и Приуралья. Юг Западной Сибири и земли современного Казахстана принадлежали исседонам и сакам. Еще дальше к востоку обитали «одноглазые аримаспы», которые селились у подножия Алтайских гор, а на их вершинах жили «стерегущие золото грифы». Однако именно племя скифов дало название другим народам, сходным с ними своей культурой.

Для выставки старались наиболее яркие и интересные предметы, которые больше могут рассказать о культуре скифского мира, об его искусстве. Среди уникальных предметов — шуба из овчины с отделкой из сурка, штаны и войлочные чулки-сапоги, которым две с половиной тысячи лет. Это сенсационные находки мирового масштаба, сделанные археологами в знаменитых ледяных курганах Пазырыкской культуры на плато Укок Горного Алтая.

На вещах сохранилась аппликация, можно увидеть яркие цвета ткани. Они так хорошо дошли до нас благодаря нахождению в ледяных пазырыкских курганах, где также были найдены древнейшие ковры, повозки и даже тела умерших с хорошо сохранившимися татуировками на коже. На алтайском высокогорье в курганах с течением времени образовались линзы льда, в которых эти погребения «законсервировались».

Есть также версия, что это мерзлота искусственного происхождения, а у скифов была традиция мумифицировать и бальзамировать своих умерших. Кочевники раннего железного века делали себе татуировки по всему телу, которые тоже сохранились на мумиях.

«Скифы изобрели штаны, которые берегли их ноги от конского пота, вызывающего незаживающие язвы. Штаны у скифов носили и мужчины, и женщины. У женщин были и свои костюмы, но, если случалась война, они также брали мечи и луки, садились на коней, что дало основу греческим легендам об амазонках, — рассказала Ирина Симонова. — Кроме того, скифы изобрели кисломолочные продукты, войлок, седла, остроконечные колпаки, переносные юрты. Они первыми стали использовать шерстяные нити, стали готовить творог, масло и сыр. Найденный в кургане мужчина был почти двухметрового роста и блондином. Часто племена были смешанными, когда вождь представлял собой европейский тип, а его вассалы составляли местные племена. Скифы ассимилировали разные народы и были завоевателями».

Сегодня в традиционной одежде казахов, киргизов, алтайцев можно увидеть много традиционных скифских черт. Также на выставке были выставлены реконструкции внешнего облика жителей Прииртышья по методу Герасимова. Сегодня мы можем посмотреть, как выглядели представители Саргатской культуры. От нынешних жителей Саргатки они почти ничем не отличались. Это были европеоиды, которые, скорее всего, пришли с территории Ирана.

Совокупный отличительный признак всей скифской культуры — так называемая «скифская триада», одинаковое для всех кочевников оружие, конская упряжь, а также предметы, украшенные яркими образами животных, птиц и фантастических существ. Такой декор археологи назвали скифо-сибирским звериным стилем. Для кочевников Евразии каждая композиция воспринималась как своеобразный «рисуночный» текст, в котором заключалась важная информация об окружающем мире.

Самые восточные на выставке — изделия тагарской археологической культуры, существовавшей на обширной территории Минусинской котловины. Это бронзовые поясные пластины, навершия ритуальных жезлов, зеркал, кинжалов, многие из которых имеют аналоги в предметах саргатской культуры Западной Сибири.

Самые западные — уникальные скифские изделия из собрания Ростовского музея краеведения, обнаруженные в Нижнедонских Частых курганах, Елизаветовском могильнике и других памятниках Северного Причерноморья. В их числе — ювелирные украшения, предметы вооружения, детали конской упряжи.

Выставка «Золото древних степей» будет работать в центре «Эрмитаж-Сибирь» до 15 сентября.


Распечатать страницу