Дань памяти митрополиту Феодосию

Дань памяти митрополиту Феодосию

Дата публикации 17 июня 2024 16:17 Источник фото Фото с экспозиции выставки

В истпарке «Россия – Моя история» до 19 июня включительно продолжает работу выставка «Подвиг веры и служения. Памяти митрополита Феодосия» (6+). Это первое публичное мемориальное мероприятие, проходящее в Омске в память о почившем архипастыре с момента его упокоения в 2016 г.

Инициатором выставки выступила общественная организация «Народный музей "Омский Архиерейский дом"». 24 мая выставку торжественно открыл митрополит Омский и Таврический Дионисий. После чего добрые слова воспоминаний о владыке Феодосии сказали первый губернатор Омской области, а ныне глава омского регионального общественного фонда «Духовное наследие» Л. К. Полежаев, заслуженный работник культуры РФ и заслуженный деятель культуры Омской области Н.М. Генова, а также генеральный директор НПО «Мир» А.Н. Беляев.

Митрополит Омский и Таврический Дионисий на открытии выставки. Фото Якова Дорофеева

Первую экскурсию по выставке провёл автор этих строк, лично знавший митрополита Феодосия с 1990 г., а в 2003-2005 гг. исполнявший обязанности его референта.

Выставка – это увлекательный рассказ о целом периоде в жизни Омской епархии, которая в феврале 2025 г. отметит свое 130-летие. Все главные моменты служения владыки Феодосия запечатлены в фотографиях и документах, его пригласительных и поздравительных адресах, памятных подарках. В выставочных витринах также можно увидеть церковные облачения и личные вещи митрополита Феодосия. На выставке представлено более 200 фотографий, авторами которых являются известные фотографы города – Владимир Кудринский, Николай Грязнов, Иван Хахалин, Валерий Буйницкий, а также есть редкие снимки из личных собраний омичей. Украшением выставки стали 63 подлинных предмета, связанных с жизнью и деятельностью почившего архипастыря. Выставка призвана положить начало сбору материала для формирования фондов музея омских архиереев.

Афиша выставки. Фото Якова Дорофеева 

Митрополит Феодосий (в миру – Игорь Иванович Процюк) родился в день Рождества Христова 7 января 1927 г. в Волынской области, тогда входившей в территорию Польши, в семье диакона-псаломщика, впоследствии митрофорного протоиерея Иоанна Семёновича Процюка (1883-1967), священника кафедрального собора города Полтавы и настоятеля Крестовой церкви при архиерейском доме. Три сына в семье стали священнослужителями.

В 1943 г., завершив обучение в Горховской гимназии, Игорь Процюк сдал экзамен на псаломщика на пастырско-богословских курсах при Почаевской лавре и был определен псаломщиком Свято-Дмитровского храма города Дружкополя Волынской епархии. Через год принят под юрисдикцию Московской патриархии и определен иподиаконом в Троицком кафедральном соборе Луцка.

К 2016 г. митрополит Феодосий был последним среди живущих участником Поместного собора Русской Православной церкви в 1945 году, на который он поехал в качестве келейника епископа Волынского и Ровенского Николая (Чуфаровского). После избрания патриарха Алексия I (Симанского) владыка Николай встал в очередь еще раз его поздравить и, держа за руку своего келейника, представил его патриарху: «Ваше Святейшество, вот юноша из хорошей церковной семьи, прошу вашего благословения».

Митрополит Феодосий вспоминал: «Если бы Святейший взглянул на меня, наверное бы, засомневался. Потому что я только что переболел тифом, был подстрижен такой подлёток на вид. А Святейший услышал слова и, не отвлекаясь от разговора, сказал в нашу сторону: "Бог благословит"».

24 марта 1945 г. Игорь был рукоположен во диакона, а 1 апреля во иерея епископом Волынским и Ровенским Николаем (Чуфаровским) в г. Луцке. С 1945 г. служил в течение двух лет в Симеоновском храме в деревне Сельцо, а также помогал своему отцу, настоятелю Свято-Дмитровского храма г. Дружкополя. В последующие годы служил в храмах Волынской и Хмельницкой епархий.

Фото с экспозиции выставки 

Еще в 1951 г. иерей Игорь Процюк поступает сразу в третий класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии, через год успешно заканчивает семинарию и продолжает образование уже в Ленинградской духовной академии, не прерывая пастырского служения. В 1956 г. после окончания Духовной академии он возводится в сан протоиерея.

С 1959 г. он кандидат богословия. Получил эту степень за сочинение «Святой Ефрем Сирин как экзегет Священного Писания Ветхого Завета», а 3 ноября 1979 г., уже будучи архиепископом, Владыка Феодосий был удостоен степени магистра богословия за сочинение «Обособленческие движения в Православной церкви на Украине с 1917 по 1943 годы (по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий)». Кстати, этот труд не потерял своей актуальности и в наши дни и поэтому был издан в Москве, на Крутицком подворье, в 2004 г.

27 ноября 1962 г. в Троице-Сергиевой лавре протоиерей Игорь Процюк пострижен в монашество с именем Феодосий, а через день возведен в сан архимандрита. 2 декабря 1962 г. он стал епископом Черниговским и Нежинским.

Фото с экспозиции выставки 

В течение последующих десяти лет владыка Феодосий – епископ Полтавский и Кременчугский (с 30 марта 1964 г.), затем Черновицкий и Буковинский (с 7 октября 1967 г.), а с 2 февраля 1972 г. – Смоленский и Вяземский.

Фото с экспозиции выставки 

Смоленск сыграл большую роль в его судьбе. 

«Сюда приезжало много туристов. Причем еще тогда, в советское время, на железнодорожном вокзале можно было получить путеводитель по городу, в котором было написано, что здесь есть действующий кафедральный собор. Поезда останавливались более чем на два часа. За это время люди успевали приехать в собор и приложиться к святыне, а кто-то просто увидеть. В этом соборе находится еще одна святыня это плащаница из мастерских Евфросинии Старицкой. В 1812 году плащаница была вывезена Наполеоном, а гусары легендарного Дениса Давыдова отбили ее у французов и вернули обратно в Смоленск. В соборе есть и третья святыня железные сандалии преподобномученика Меркурия Смоленского. Только раз в году их выносили для поклонения. В Смоленске у меня состоялось знакомство со многими деятелями советского государства, с деятелями искусства и литературы, которые бывали у нас в соборе. Для меня лично дорога встреча со Смоленском еще и потому, что четыре раза в гостях у нас был митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, наш ныне здравствующий патриарх», – вспоминал владыка Феодосий в 2007 г.

9 сентября 1978 г. преосвященный Феодосий возведён в сан архиепископа, а с конца декабря 1984-го в течение года – он патриарший экзарх в Средней Европе и архиепископ Берлинский и Среднеевропейский.

А 29 июля 1986 г. владыка получает назначение на омскую кафедру, куда и прибывает 13 декабря. Он ехал в далёкий и неведомый ему Омск, представляя его холодным и заснеженным городом, местом ссылки Достоевского, втайне лелея надежду, что пробудет в нём недолго.

«Владыка, побудете там три года и вернётесь обратно в Смоленск», – говорили ему в Патриархии.

Но три года растянулись на двадцать пять, каждый из которых был ярким, насыщенным и плодотворным в духовной жизни Омского Прииртышья. Позднее сам владыка Феодосий вспоминал, что его «до глубины души тронуло искреннее, доброе отношение духовенства, мирян, которые в позднюю декабрьскую ночь встречали меня приехавшего архиерея. И я тогда глубоко сожалел и каялся, что шесть месяцев оттягивал поездку, боялся Сибири».

Владыка Феодосий на богослужении в Крестовоздвиженском кафедральном соборе г. Омска в начале 1990-ых гг. Фото из архива автора 

Уже в 1987 году в своем отчёте в Москву уполномоченный по делам религии по Омской области О.П. Осипов сообщал:

«В связи с назначением в область архиепископа Феодосия повсеместно отмечается значительный рост активности всех религиозных православных объединений. (…) Феодосий... под личный контроль взял художественную роспись омских храмов, комплектование хоров... Архиерейские служения, особенно в дни религиозных праздников, привлекают по оценке больше посетителей в омские церкви, чем это было при бывшем архиерее Максиме».

И такие достижения были получены спустя всего лишь полгода после приезда владыки в Омск!

Участники вечера воспоминаний 11 июня 2024 г. Фото автора

11 июня в рамках работы выставки, прошел очень теплый и насыщенный яркими воспоминаниями вечер «Уроки мудрости и христианской любви». Видео с воспоминаниями для участников вечера приготовили и владыки, хорошо знавшие митрополита Феодосия и служившие с ним – епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий (Загребельный) и епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима (Балин).

Слушая и анализируя их, складываешь следующую картину. По прибытии в Сибирь владыка сразу же активно включился в работу. Тем более к этому обязывали приближающиеся события – 400-летие города Тобольска и тысячелетие крещения Руси. Тюменская земля, сохранившая за годы Советской власти в различном состоянии 94 храма, стала благодатным поприщем для первых деятельных шагов владыки Феодосия на Омско-Тюменской кафедре.

В марте 1987 г. владыка Феодосий поддержал верующих Тобольска, обратившихся в Совет по делам религий с просьбой передать им пустующее здание Софийско-Успенского собора. Трудно представить, но тогда в этой просьбе верующим было отказано по причине того, что власти планировали в храме открыть музей древнерусской живописи. А 16 февраля 1988 г. Горсовет Тобольска принимает решение о передаче православной общине в аренду помещения Петропавловского храма и то с условием, что здание будет использоваться только для мероприятий гражданского плана. В октябре 1988 г. владыка еще раз обращается в горсовет города Тобольска с просьбой передать епархии Софийский собор, здание Иоанно-Введенского монастыря и монашеского корпуса в восточной части Тобольского Кремля. Но тогда эти просьбы по различным причинам так и не были удовлетворены. И лишь 26 апреля 1989 г. Совет по делам религий при Совете министров СССР после неоднократных ходатайств верующих постановил передать здание Софийско-Успенского собора в Тобольске церкви.

Немалую роль при этом сыграла настойчивость архиепископа Омского и Тюменского Феодосия, его умение чувствовать веяние времени, ветер перемен. В 1989 г. владыка Феодосий выступил организатором передачи Русской Православной Церкви не только Абалакского монастыря, но и был инициатором открытия Тобольской духовной семинарии. 1989 год явился годом возрождения данного учебного заведения.

25-26 января 1990 г. на заседаниях Священного Синода было суждение о восстановлении Тобольской епархии, после чего Синод постановил возродить Тобольскую епархию, выделив в её юрисдикцию Тюменскую область. Преосвященному Феодосию, архиепископу Омскому и Тюменскому, было постановлено впредь именоваться «Омский и Тарский».

Архиепископ Омский и Тарский Феодосий. Фото начала 1990-ых годов. Из архива автора 

Дальнейшее его архипастырское служение было неразрывно связано с нашим городом и областью. Почти четверть века окормлял владыка Феодосий Омскую кафедру, никто из предыдущих предстоятелей не имел сана митрополита и так долго здесь не служил. Да и время выпало на долю владыки достаточно благодатное: перестроечное, с переменой отношения государственной власти к церкви. Это было время возрождения церкви, время второго крещения Руси. Люди словно очнулись от 70-летней спячки, пробудились, услышали зов Бога и перешагнули церковный порог. Храмов стало не хватать. 

Храмостроительство было его особой жизненной стезёй в самом прямом смысле. Ставились закладные кресты, которые вскоре становились местом строек, появлялись красавцы храмы, освятив которые, владыка Феодосий совершал в них первые богослужения. Колокольный звон православных церквей покрывал все новые и новые пространства и расширял горизонты. Первое, с чего начал владыка после своего приезда в Омск, – поставил перед местными властями вопрос о возвращении епархии культовых зданий, бывших церквей, используемых не по назначению. И результат не заставил себя долго ждать. Уже в первые годы его архиерейского служения омскими властями были переданы здания всех сохранившиеся церквей, использовавшихся тогда не по назначению. Были построены десятки храмов по всей Епархии, к почислению владыки на покой их насчитывалось сто пятьдесят действующих и девять строящихся.

Христорождественский собор, возведённый в 1999-2001 гг. на левом берегу Иртыша, был очень важен для города – огромная площадь так называемого «спального района» в буквальном смысле пробудилась и преобразилась. Его строительство было всецело связано с приближающимся 2000-летием Рождества Христова. Ныне это один из самых больших по вместимости и посещаемости храмов Омска, который стал не только важнейшей архитектурной доминантой этой части города, но и духовным центром для десятков тысяч омичей. Несмотря на относительно молодой возраст собора, в нем вплоть до 2007 г. проходили все торжественные события епархиальной жизни. Именно здесь в 2001 г. долгое время пребывал чудотворный Почаевский образ Божией Матери. Сюда осенью 2004 г. прибыли мощи Преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и Инокини Варвары. А в сентябре 2006 г. здесь были выставлены для поклонения омичей частицы Честного и Животворящего Креста Господня, честная десница святой равноапостольной Марии Магдалины, мощи мученика Кирика, которые прибыли в Россию из монастыря Симонопетра, что на Святой горе Афон. Посещали Христорождественский кафедральный собор и многие высокие гости. Так, в 2001 г. Здесь побывал президент России В.В. Путин.

Сегодня омичей и приезжих чарует великолепие восстановленного Успенского кафедрального собора. А в памяти многих жителей нашего города надолго останется масштабная картина его стройки, продолжавшейся с 2005 по 2007 гг. С инициативой восстановления собора выступил митрополит Омский и Тарский Феодосий, а реализовал её в жизнь первый губернатор Омской области Л.К. Полежаев. В 1990 г. он становится председателем Омского облисполкома, а затем и губернатором Омской области. Во многом благодаря его поддержке, оказанной церкви, его смелым решениям по возрождению и строительству храмов на Омской земле, его существенной помощи епархии, город и область обрели новые приходы, монастыри, воскресные школы.

Именно при владыке Феодосии его стараниями на Омской земле были созданы две женских и одна мужская монастырских обители. Среди них Ачаирский Крестовый монастырь с его многочисленными великолепными храмами и святым источником, основателем и создателем которого был почивший митрополит, монастырь давно стал визитной карточкой всей православной Сибири.

Так на протяжении двух с половиной десятков лет осуществлялось пастырское служение архиепископа, а затем и митрополита (с 25 февраля 1997 г.) Феодосия. Здесь, на Сибирской земле, владыка обрел свою вторую родину, этой земле он отдал все богатство своей души и все Богом данные ему таланты и силы. Благодаря неутомимой его энергии и сложившимся обстоятельствам почившему архипастырю удалось очень многое сделать вначале для Омско-Тюменской, а затем и для Омско-Тарской епархий.

С благословления владыки в Омско-Тарской епархии осуществлялись многие начинания и проводились различные мероприятия. Так, в начале 1990-х годов им было благословлено в Омске возрождение Сибирского казачества. Кстати, первый организационный круг Землячества сибирских казаков собрался 5 марта 1990 г. в трапезной Крестовоздвиженского кафедрального собора и проходил там при личном участии владыки. Также по его благословению и при непосредственном участии в 1991 г. торжественно было отмечено столетие пребывания на Омской земле императора Николая II. И до прославления царской семьи в 2000 г. по невинно убиенным членам семьи последнего русского царя с его благословления и при его участии служились панихиды. Благодаря ему в дни рождения и в дни гибели молитвенно поминали в Омске и вождей Белого движения, напрямую связанных с нашим городом – адмирала А.В. Колчака и генерала Л.Г. Корнилова. 

На седьмой год пребывания владыки Феодосия на Омской земле омичи удостоились встречи с патриархом Всея Руси Алексием II, который с 12 по 14 сентября 1993 г. посетил Омско-Тарскую епархию.

Приезд Патриарха Алексия II в Омск в 1993 г. Фото Э.А. Мамакиной 

Это был первый за всё время существования нашей епархии приезд предстоятеля Русской православной церкви. В этой поездке Первосвятителя сопровождали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх). Этот визит очень благодатно сказался впоследствии на духовном развитии Омской земли.

Почивший архипастырь очень любил паломничества. Ещё будучи главой Омско-Тюменской епархии, он четыре года подряд совершал с православными омичами паломничества в Тобольск, в которые верующих всегда сопровождал чтимый образ Абалакской Божией Матери. Возглавив Омскую кафедру, он продолжил эту добрую традицию уже в пределах Омской области. Совершались и дальние поездки. Так, например, в 2005 г. владыка с группой омичей впервые побывал в святых местах, связанных с ранним христианством (город Бари, Италия, греческий остров Корфу, где митрополит Феодосий возглавил все службы в храме Святого Спиридона).

Где бы ни служил владыка Феодосий, к нему всегда тянулись самые разные и внешне непохожие люди – и простые селяне, и представители русской интеллигенции, и молодые, и старые, и студенты, и воины. Владыка словно облагораживал все вокруг себя. Благодаря ему, носителю не только многовековой русской духовной традиции, но и христианской культуры, немало людей, стоящих на разных ступеньках социальной лестницы, нашли путь к храму. И тут сыграло не последнюю роль личное обаяние владыки, притягивающее к нему самых разных людей.

Любовь людей самых разных – и верующих, и «атеистов», и даже представителей другой веры к владыке удивительна и по-хорошему объяснима, она – естественный ответ на любовь архипастыря к своим чадам, любовь во имя Христа, преисполненная добротой человеческого сердца к другим людям.

В любой аудитории владыка находил то единственное, доверительное слово, которое доходило до сердца каждого. Многие политики могли бы взять у него уроки ораторского искусства. В братской трапезной за одним столом с митрополитом можно было встретить и чиновника высокого ранга, и паломника из другой епархии, сельского батюшку и врача, школьного учителя и искусствоведа, строителя и старушку-прихожанку. Владыка выслушивал всех и был доступен для всех.

На заседании 12 - 13 марта 2002 г., рассмотрев рапорт митрополита Феодосия о почислении его на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения, Священный Синод постановил просить продолжить его архипастырское служение на Омской кафедре. Но по истечении девяти лет решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. преосвященный Феодосий был почислен на покой с выражением благодарности «за многолетние труды по возрождению Омской епархии, выразившиеся в открытии и строительстве новых храмов и монастырей».

Освящение митрополитом Феодосием больничного оборудования. Фото из личного архива Л.А. Чекалиной 

Чем еще запомнились годы служения владыки Феодосия на Омской земле? Тем, как был торжественен и крепок его союз с православными воинами, которые стали постоянными участниками богослужений в храмах города, с казачеством, которое испокон веку было известно своей верой и любовью к Отечеству… Четырьмя поклонными крестами вокруг Омска, которые и сегодня, как духовные часовые, берегут духовный покой нашего города. Многочисленными архипастырскими поездками в тюрьмы, колонии, больницы, приюты для обездоленных и немощных, бесконечными встречами с прихожанами, каждая из которых помогала человеку, давала надежду, укрепляла и радовала… Да разве можно все перечислить, что совершил этот удивительный человек!

Вот таким мы знали нашего владыку Феодосия, и таким, мы уверены, с любовью и признательностью будут вспоминать его омичи за тот благодатный след, что он оставил в душах людей, везде, где ему приходилось совершать свои архипастырские труды. И проходящая выставка – тому наглядное подтверждение.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу