Дипломники представили семь макетов-визуализаций острога, который занимал площадь в районе Музыкального театра на левом берегу Оми. Крепость построили в середине XVIII века по принципам средневекового деревянного зодчества, но сегодня о ней забыли.
В Музее просвещения показали макеты Первой Омской крепости, которые сделали выпускники Омского строительного колледжа, защитившие с этим проектом дипломы. Научным консультантом ребят выступил краевед и реставратор, зампредседателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников Игорь Коновалов.
Азамат Аубакиров, Валерия Бердникова, Евгения Зленко и Артем Чернышов рассказали, что создавали макет с использованием материалов из личного архива ученого-краеведа Виктора Ильича Кочедамова и его монографии «Омск. Как рос и строился город» (1960).
По словам выпускников, копии башен крепости можно было бы воссоздать на своих прежних местах, сейчас они оказались бы на тротуарах. Это двухэтажные здания, на первом этаже которых сохраняется сквозной проход для пешеходов, как это было в старину, когда башни служили воротами в крепость. На втором этаже одной из башен можно было бы разместить музейные экспозиции в аутентичном интерьере, проводить экскурсии и перфомансы. В двух других открыть лавки, точки общепита или сувенирные магазины, сделав современный ремонт. В целом это не такие сложные сооружения, которые потребуют невеликих затрат.
Как отметили авторы, для такой реконструкции не придется ничего сносить или сдвигать. Была сделана привязка крепости к современной застройке.
Консультант Игорь Коновалов отметил, что Первая Омская крепость строилась по принципам древнерусского средневекового зодчества как деревянный острог, и нет препятствий для его воссоздания. Такие восстановленные деревянные башни можно уже увидеть в Салехарде, где воссоздали Обдорский острог, или в Якутске. В Омске подобного не произошло, хотя о месте Первой Омской крепости известно уже более 60 лет с появлением трудов Кочедамова. Очевидно, для этого нужна будет сильная воля и пробивной инвестор, который пройдет все круги ада с согласованием и стройкой, а потом будет ждать окупаемости.
«Пока же мы сможем с помощью этих материалов и макетов доносить информацию о первоначальной истории Омска. Первые полвека истории города выпали из городского пространства. О них знает лишь узкий круг специалистов, которые при этом спорят между собой о том, как же это было на самом деле. Но омичи не видят этой истории. С основания города и до строительства Второй Омской крепости этот период никак не показан и не визуализирован. Как будто и не было ничего. Но важно обозначить эту крепость в современном городском пространстве. Сейчас это уже можно сделать с точностью плюс-минус один метр. Ребята справились с этой задачей безупречно», — выступил Игорь Коновалов.
Что касается визуализаций, в сборно-разборный художественный макет масштаба 1:200 вошли казармы, конюшни, церковь Сергия Радонежского, офицерский дом, кухни, бани, цейхгаузы, кордегардии и пять башен-ворот. Макеты зданий, частокол и бастионы выполнены из бамбуковых палочек. Также сделаны имитации земляных насыпей и газонов. Куртины, башни-ворота и бастионы соединяются между собой по принципу паззла.
Башни также проработаны в виде отдельных макетов. Сейчас их названия омичам ни о чем не говорят: Знаменские, Сергиевские, Никольские, Спасские, Шестаковы. Башни выполнены в масштабе 1:50, при их изготовлении использовали деревянные шпатели и палочки для сладкой ваты, а также шпон. Конструкции разборные, и можно заглянуть внутрь, увидев интерьеры караульных помещений с солдатиками, распечатанными на 3D-принтере.
«Мы делали макет полгода. Были пробы и ошибки, например, в покраске, выпиливании «бревен». Были проблемы с человечками — мы их перепечатывали. Хотелось бы, чтобы это реализовалось. Возможно, даже не башни, а какие-то напоминания о них в виде памятников», — рассказала Евгения Зленко.
Внутренняя планировка Первой Омской крепости была хаотичной. В середине ее на площади стояла деревянная церковь Сергия Радонежского — духовный центр гарнизона. Церковь была окружена оградой и являлась архитектурной доминантой. Вокруг площади располагались административные здания; управительская и омская канцелярия, комендантский дом. Далее, в жилой зоне, размещались дома гарнизонных солдат и офицеров. Здесь же располагались казармы, гауптвахта, пороховые погреба — все необходимые элементы военной жизни крепости. Пороховые погреба, углубленные в землю и тщательно укрепленные, служили для безопасного хранения боеприпасов. Казармы, простые и функциональные постройки, обеспечивали служилым людям возможность отдыха.
С востока находились самые широкие ворота — Шестаковы, выходящие к Барабинской дороге. Они имели башню с пушкой. В проекте предложена разработка для них современного интерьера сувенирного магазина. От Шестаковых ворот появилась современная улица Думская.
Знаменские ворота являлись самыми высокими из пяти ворот Первой Омской крепости. Находились они на юго-востоке, через них выезжали на дорогу в Томск. Проектом предусмотрена разработка для них исторических интерьеров как музейной экспозиции. От Знаменских ворот появилась современная улица Карла Маркса.
Возле берега Оми располагались Никольские ворота, через которые осуществлялся выезд к реке. По проекту регенерации предусматривается выполнение музейных интерьеров для проведения экскурсий. От Никольских ворот также, как и от Знаменских, появилась современная улица Карла Маркса.
Спасские ворота располагались со стороны Иртыша. Через них осуществлялся выезд в Луговскую слободу. Эти ворота не были укреплены, не имели башни и завершались смотровой площадкой. От Спасских ворот появилась современная улица Лермонтова.
Сергиевские ворота располагались с западной стороны Первой Омской крепости, выглядели они так же, как и Никольские, имели те же размеры. От Сергиевских ворот появилась современная улица Ленина.
Директор Исторического парка «Россия — моя история» Ольга Безродная отметила, что далеко не все омичи знают, что в городе вообще была Первая Омская крепость, и знакомы только со Второй Омской крепостью на правом берегу Оми, строения которой сохранились. С помощью макета же можно будет просвещать горожан и рассказывать об истории Омска.
«Конечно, могут встать вопросы содержания, ремонта и дальнейшего использования башен, если их построят. Но сейчас в центре Омска нет даже билбордов, рассказывающих об истории Первой Омской крепости. А сегодня появились цифровые технологии, с помощью которых можно делать визуализации — как с ракетой «Ангара» на стене высотки на Красном пути. Здесь надо смотреть на запросы молодежи и всего общества», — добавила Ольга Безродная.
Не обошлось на презентации и без споров, которые давно ведутся о точном местоположении Первой Омской крепости. Эти границы должны устанавливать археологи, крепость перестраивалась, обновлялась, переделывались отдельные участки. А омский краевед Степан Викулов утверждает, что это даже не первая, а четвертая крепость: первую временную поставил Бухгольц в устье Оми, вторая стояла с 1717 по 1721 год, третья — четырехугольная с бастионами и с церковью — с 1724-го по 1735-й. А в 1734 году строилась как раз уже четвертая деревянная крепость-острог.
Макеты в дальнейшем будут демонстрироваться на постоянных и выездных музейных и выставочных экспозициях. Это может подготовить общественное мнение к тому, чтобы приступить к воссозданию генетического кода города и регенерации знаковых исторических объектов.