Валентина Павловна Бисярина родилась в Омске 24 июля 1912 года. Здесь прошли её детство и юность, состоялась карьера врача и учёного. Сегодняшний наш рассказ об этой удивительной женщине.
Валентина Павловна родилась в рабочей семье летом 1912 г. В октябре того же года была крещена в Свято-Троицкой церкви на станции Омск. О своём детстве, учёбе и юности она вспоминала следующее:
«…Я должна быть благодарна судьбе за то, что выросла в трудовой семье. Родилась я в Омске, здесь училась, работала, так что с полным правом могу считать себя сибирячкой. Мой отец по профессии был токарем и почти всю жизнь проработал в железнодорожном депо станции Омск. Он в 14-летнем возрасте остался круглым сиротой с младшим братом и сестрой. Он, можно сказать, рано познал, что значит трудовая жизнь, у него был природный, я бы сказала, ум. Помимо высоких профессиональных знаний у него, как теперь принято выражаться, были «золотые руки». Он все умел делать, много читал и, что осталось в моей памяти навсегда, он мужественно переносил большие невзгоды жизни. Жили мы тогда на Атаманском хуторе – теперь это Ленинский район города, а тогда он был пристанционным поселком для железнодорожников. Вставали на работу и уходили с работы по гудку. Дисциплина была строжайшая, а часов не было. Мне кажется, что порой я помню звук этого гудка до сих пор.
Родители Евдокия Александровна и Павел Артемович Бисярины
Мама была настоящей мамой в широком понимании этого слова: она была ласковой, добродушной, но в то же время требовательной мамой. Благодаря матери наше детство было насыщено песнями – у нее был прекрасный голос, она много знала народных песен, романсов. Пела она трогательно, так, что иногда у нас с сестрой навертывались слезы на глаза. Она очень хорошо понимала песню и чувствовала ее как-то по-своему, особенно...
С самого раннего детства мама нам привила элементарные бытовые навыки, которые требовались в повседневной жизни. Каждый из нас знал свои обязанности дома и вне его. У нас всегда жили собака и кошка. Неизменно собак называли Дружок. У нас с сестрой были распределены обязанности: я кормила собаку, сестра – кошку. Эта привязанность к животным сохранилась и в последующей нашей жизни…
На ранние годы моей жизни пришлась гражданская война. Отдельные эпизоды навсегда остались в моей памяти. Это, прежде всего, голод. Как мы тогда голодали! Размоченный жмых был первейшим нашим лакомством. Все время хотелось есть. Никогда этого голода не забыть. В те дни человек оказался крепче лошади. Лошади падали на улицах, дохли, усеивали своими тушами дороги и тротуары.
Осталась в памяти тифозная эпидемия с очень высокой смертностью. Трупы людей складывались в зимнее время как поленья (не успевали их увозить и хоронить). В то время заболел мой папа сыпным тифом, заболел тяжело. Ни о какой госпитализации и врачебной помощи не могло быть и речи. С трудом удавалось добиться посещения фельдшера за большую плату. А лечение состояло во введении камфарного масла один раз в два-три дня, а все остальное решали уход и питание. Мама постоянно была в поисках тех или иных продуктов питания, а в мои обязанности входило измерять температуру тела, менять холодные компрессы на лбу и несколько раз в день смазывать порог комнаты, чтобы не заползали вши. Наш дом тогда состоял из комнаты и кухни, где постоянно сменялись беженцы по 8-10 человек. В эти трудные дни, и особенно когда началось выздоровление папы, я почувствовала как бы прикосновение к медицине. По моему твердому убеждению, еще в детстве начинает определяться то, что ждет человека в дальнейшей его жизни. Мое желание стать врачом родители поддерживали с раннего детства.
В 1919 году я поступила в 1-й класс гимназии, которая вскоре стала именоваться трудовой школой 1-й ступени до 4-го класса и второй ступени с 5-го по 9-й класс. До сих пор я помню свою первую учительницу Елену Михайловну, добрейшей души человека. Вообще, я должна сказать, что в школьной жизни мне повезло в том плане, что все преподаватели были убежденные педагоги, все они перешли из гимназии и, как правило, с очень высокой профессиональной подготовленностью.
Наша школа стала именоваться трудовой, и вот с 5-го класса началось обучение трудовым навыкам. Их было много, они часто менялись, на моей памяти осталось переплетное дело. Нас учили не только познавать азы этого дела, но, пожалуй, больше всего, как нужно бережно обращаться с книгой: не перегибать, не загибать листы и многое другое. Уважительное отношение к книге у меня стало постоянной привычкой. Я рано научилась читать, и с тех пор книги стали моим наваждением. Я читала множество хороших и плохих, стоящих и всякую дрянь. Одним словом, глотала все, что попадалось под руку. В последующие годы жизни книги остались моим наваждением, но выбор их стал более разумным и действенным.
Училась я в школе хорошо, и на родительских собраниях меня отмечали, как успевающую дисциплинированную ученицу. В то время в школах не было урока физкультуры, а двигаться было естественной потребностью. Не знаю почему, но во время одной из перемен я стала прыгать по партам, перевернулась и сломала кости предплечья. Это была правая рука. Наложили, конечно, гипсовую повязку, но в школу продолжала ходить, и очень скоро, я считаю, научилась писать вполне прилично левой рукой.
Девятый класс трудовой школы 2-й ступени я окончила в 1929 году. Тогда не было аттестатов, ученикам выдавалось удостоверение, где значилось, что по всем предметам, в частности я, как и все, обнаружила удовлетворительные знания. Тогда не было оценок «хорошо» и «отлично»...
Не было раздумий, куда пойти учиться. Только в медицинский институт! Конкурс, я помню, был большой. Конечно, волновались, тревожились. С трепетом я подходила к спискам зачисленных в институт. Итак, я студентка Омского медицинского института».
Так, в 1929 г. В.П. Бисярина поступила на I курс лечебно-профилактического факультета Омского медицинского института. В 1932 г. Омский медицинский институт первый из медицинских вузов к востоку от Урала открыл факультет охраны материнства, младенчества и детей, который в 1933 г. был реорганизован в педиатрический факультет. Контингент студентов нового педиатрического факультета был образован из числа слушателей лечебно-профилактического факультета. Валентина Павловна одна из первых пошла на педиатрический факультет. В декабре 1933 г., окончив институт, приступила к работе в качестве врача амбулатории ст. Ишим. Однако диплом был выдан Валентине Павловне только в 1939 г., но с указанием даты окончания в 1934 году. В тот, 1934 год, выпускнице Би-сяриной была выдана справка, что она окончила факультет охраны материнства и младенчества медицинского института по акушерско-гинекологической специальности.
С 26 декабря 1935 г. Бисярина была зачислена в ординатуру при клинике детских болезней. Так Валентина Бисярина стала клиническим ординатором, а немного позже – ассистентом профессора.
Хороший медик и педагог, Ольга Дмитриевна Соколова-Пономарева давно присматривалась к студентке Бисяриной, помнила ее продуманные неторопливые ответы, радовалась ее самостоятельности и смелости суждений, и теперь уверенно предложила ей заняться исследовательской работой. У молодого доктора были все данные стать хорошим ученым. Тридцатилетний опыт ни разу еще не обманул профессора в выборе.
Дипломная работа ординатора детской клиники В.П. Бисяриной на тему: «Врождённые пороки сердца у детей» получила высокую оценку и премию. Ещё в студенческие годы Валентина Павловна проявила интерес к сердечно-сосудистой патологии у детей, о чем свидетельствует ее дипломная работа, посвященная врожденным порокам сердца у детей, первый опубликованный научный труд ординатора В.П. Бисяриной «Два редких порока сердца у детей». Эта статья была опубликована в 1937 г., в журнале «Педиатрия».
Из отзыва профессора О.Д. Соколовой-Пономаревой об интерне детской клиники Бисяриной В.П.:
«За время работы в клинике выполнила три научные работы и приступила к выполнению диссертационной работы: проводя курирование со студентами, проявила педагогические способности, что было отмечено студентами.
Считаю, что врач Бисярина имеет все данные для дальнейшей научной работы и для занятия должности ассистента детской клиники».
В ноябре 1937 г. она была переведена на должность ассистента. Но вот началась Великая Отечественная война. Через две недели с начала войны военврач третьего ранга В.П. Бисярина уже исполняла обязанности помощника начальника лечебного отдела эвакопункта в Омске. После трудного рабочего дня в эвакогоспитале, придя домой, писала и переписывала основные положения своей диссертации, которую завершила к началу 1943 г. В апреле 1943 г. на совете с участием ученых 2-го Московского (в ноябре 1941 г. студенты и преподаватели которого были эвакуированы в Омск) и Омского медицинских институтов блестяще защитила диссертацию на степень кандидата медицинских наук. В своей работе Валентина Павловна убедительно показала, что изменения сердца и сосудов при бруцеллезе у детей в отличие от взрослых обратимы.
Отметив в узком кругу друзей защиту диссертации, Валентина Павловна с эвакопунктом отправилась на фронт. В составе Степного и 2-го Украинского фронтов в качестве помощника начальника лечебного отдела МЭП-46 встретила Победу в Будапеште. Она не любила вспоминать войну, а лишь подчеркивала, что это были страшно трудные годы для всего населения страны и особенно для детей.
С 28 января 1946 г. для Валентины Павловны начались годы мирной работы. С января 1946 г. В.П. Бисярина работала ассистентом кафедры детских болезней Омского медицинского института, с февраля 1947 г. была утверждена на кафедре в должности доцента, а с 1954 г. возглавила ее. Будучи опытным клиницистом, блестящим педагогом, вдумчивым ученым, В.П. Бисярина имела большой опыт работы в комиссиях здравоохранения Омского горсовета. За ее плечами – десятки научных работ, защита докторской диссертации в 1959 г. Коллектив кафедры, возглавляемой профессором В.П. Бисяриной, внедрил в практику здравоохранения Сибирского Прииртышья ряд новых лечебных методик.
В 1960 г. Валентина Павловна была избрана депутатом Верховного Совета РСФСР, а пять лет спустя избирается членом-корреспондентом Академии медицинских наук СССР. В 1969 г. В.П. Бисярина становится действительным членом Академии медицинских наук СССР. Так в нашем городе впервые появилась женщина-академик.
Валентина Павловна – автор сотни опубликованных научных статей, десятков учебников, монографий, справочных руководств. Научные труды академика В.П. Бисяриной печатались не только в нашей стране, но и за рубежом. Она принимала активное участие в работе международных конгрессов, симпозиумов, конференций. Выступала оппонентом в учёных советах многих институтов, выезжала туда в качестве председателя Государственной экзаменационной комиссии.
В 1974 г. ей было присвоено звание почетного гражданина нашего города. За большой вклад в развитие медицины в 1982 г. Валентина Павловна Бисярина была награждена орденом Ленина и Золотой медалью Героя Социалистического Труда.
Её не стало 19 августа 1997 г. Похоронили Валентину Павловну на Старо-Восточном кладбище рядом с могилами матери и сестры. Память об этом замечательном человеке живёт нашем городе. Ее имя носит детская больница № 2 города Омска и одна из улиц в Ленинском административном округе города Омска. А к девяностолетнему юбилею, в 2002 г., была издана книга «Академик Бисярина», авторами которой выступили И.И. Таскаев, Н.В. Соботюк и Л.А. Кривцова. Во многом, именно благодаря данному изданию и была написана эта статья.
Сегодня на кафедре госпитальной педиатрии ОмГМУ с курсом ДПО на базе БУЗОО «Областная детская клиническая больница» открыт мемориальный кабинет Валентины Бисяриной, и до конца лета будет работать выставка о ней в главном корпусе медуниверситета. А на здании больницы красуется граффити, на котором Валентина Павловна навсегда осталась молодой.
Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»