45-летний омич Леонид Шелудин двадцать лет проработал строителем, а на СВО овладел новой профессией – оператор БПЛА.
Этих специалистов называют сегодня то «птичниками», то «дроноводами». Появились даже смежные профессии – к примеру, «дронодавы». Сами же операторы БПЛА так друг к другу не обращаются и предпочитают использовать позывные.
В ногу со временем
За плечами Леонида учеба, срочная, а затем и контрактная служба в пограничных войсках. После службы работа на стройке, которую он начал обычным подсобником и поднялся до мастера собственной бригады отделочников. Мобилизовали Леонида в самом начале октября 2022 года, и совсем скоро он стал командиром отделения артиллерийской разведки одного из подразделений ВДВ.
– В самом начале приходилось заниматься звуковой разведкой, – вспоминает ветеран. – Технология ее старая и малоэффективная. Представьте себе провода по километру на поле, на них микрофоны. Все это подключено к приборам, с помощью которых в момент выхода снаряда со стороны противника мы пытались засечь точку, где был произведен выстрел. Через пару месяцев нам привезли специальные телефоны, и надобность в проводах, слава богу, отпала.
Ситуация в корне изменилась, когда в войска начали прибывать специалисты, обучающие управлению дронами. Леонид одним из первых освоил редкую на то время воинскую специальность. Затем применял полученные знания на практике и параллельно обучал других.
– Работали по четыре человека, – уточняет Шелудин. – У каждого своя роль. Один управляет БПЛА, другой – на связи. Есть и охранение, ведь от успешной работы дронов все чаще зависит успех на поле боя. По этой причине охотятся за такими группами противоборствующие стороны активно.
Разговор с губернатором
Первый дрон Леониду привез глава региона Виталий Хоценко. История личного знакомства с губернатором довольно любопытная. После осколочного ранения обеих ног под Энергодаром героя нашей истории отправили долечиваться в омский госпиталь. Фонда «Защитники Отечества» тогда еще не было, поэтому в сфере военной медицины царила неразбериха.
– Прихожу на костылях в госпиталь, там говорят: «Чтобы вас положить, необходимо предписание военкомата». А чтобы уладить вопрос в военкомате, потребовали справку из военной поликлиники. Пришел в поликлинику, а там очередь по всему коридору. И принимает только один хирург, – вспоминает Леонид.
В итоге ему посоветовали попробовать найти подходящую лечебницу по интернету. Заниматься такой ерундой раненый боец не стал, а пошел напрямую к губернатору. Беседа с первым лицом области была откровенной, причем хлопотал Леонид совсем не за себя, а за тех ребят, которые после него будут прибывать в родную область долечиваться.
Вопрос медицинской, да и любой другой помощи нашим героям и их семьям Виталий Хоценко и нынешний фонд «Защитники Отечества», теперь это можно утверждать с уверенностью, решили. Сегодня на груди у нашего земляка вместе с боевыми наградами красуется медаль «За заслуги перед Омской областью». Леонид скромничает, говорит, что сам не понимает, за что был награжден. А мы знаем. За то, что человек двадцать лет наш город отстраивал. За то, что не только лютого врага мужественно и профессионально уничтожал на фронте, но и здесь, в тылу, помог товарищам, проявил активную жизненную позицию и поучаствовал в наведении порядка. Разве могут чьи-то заслуги перед омичами быть более ценными?
«Повезло тебе, разведка!»
Однако на этом история знакомства с омским губернатором не закончилась. Когда Шелудин вернулся в часть, то по служебным делам ему пришлось несколько раз побывать в нашем областном гуманитарном центре в Луганске. Там и встретились вновь с Виталием Хоценко, который сразу же узнал Леонида. Боец обрадовался, свой-то губернатор дрона не пожалеет. А Виталий Павлович привез тогда не только автотранспорт и много разной «гуманитарки», но и целую партию современной боевой техники, включая рой дронов. Это такая конструкция с центральным аппаратом, так называемой маткой, которая управляет девятью дронами-камикадзе. Перед оператором в ходе боевой работы развернуты два экрана. На одном главный дрон, который наблюдает за обстановкой, а на втором – управление дронами-камикадзе, которые уничтожают технику и живую силу противника. В то время этот вид вооружения только начал поступать в войска.
– Желающих получить такое мощное вооружение собралось вокруг Виталия Павловича много, – уточняет Леонид. – Хоценко спрашивает: «Кто умеет роем управлять?» Все молчат, один я руку тяну, потому что успел эту технологию освоить. «Везет тебе, разведка, – засмеялся Виталий Павлович, – забирай все». Мы потом этот рой очень удачно использовали, особенно там, где, к примеру, наши штурмовики вплотную к противнику подходили, а возможности подключать артиллерию для поддержки не было, могли своих задеть. Дрон в такой ситуации просто незаменим.