15 сентября завершился Международный арт-фестиваль «Омск, ты просто космос!», в рамках которого художники из России и других стран создавали галерею под открытым небом из масштабных полотен. Муралы долгие годы будут радовать омичей и украшать наш город. Ну а «ОП» расскажет историю творческого замысла двух картин.
Многоэтажная любовь
Мифический зверь, напоминающий кошку, появился на фасаде многоэтажки по адресу: 2-я Поселковая, 20. Автор мурала – Степа Айфо, художник из Израиля. Создавать работу ему помогала любимая девушка Антония Лев. Она выступала как подмастерье. Пара рассказала «ОП» о тонкостях взаимоотношений «на высоте».
– Как вы познакомились?
Степа:
– Был год, когда мы участвовали на одних и тех же фестивалях, но никогда не пересекались. Поэтому я написал Антонии: «Давай встретимся!». Пригласил ее на выставку уличного художника Petro. Она проходила в Москве. Там были представлены его холсты. И так все сложилось.
– У вас разные творческие почерки?
Степа:
– Я практически никогда не рисую людей. Даже если рисую людей, то стараюсь изображать их не реалистично, как в жизни, а через некий образ, который многое о них расскажет. Мне ближе «звериный» стиль.
Антония:
– Я, наоборот, чаще всего рисую людей. Мне нравятся женские персонажи. Мой стиль, наверное, проще, лаконичнее. Такой женский стиль.
– Мне кажется, что не так много женщин занимаются стрит-артом…
Антония:
– Сейчас все больше. Мы стали догадываться, что это не исключительно мужская привилегия – взять баллончик и идти рисовать. (Улыбается.)
Степа:
– Женщины привносят что-то свое в уличное искусство. Появляются новые формы, смыслы, о которых мы раньше не задумывались.
– Как в работе распределяются обязанности?
Степа:
– Художник придумывает эскиз. А на высоте ему помогает ассистент. Но в моей работе важна точность и сноровка, поэтому мне повезло, что мне помогает именно Антония. У меня не очень простой стиль – симметрия, ровная толщина линий.
– Антония, а Степа бывает у вас в подмастерьях?
Антония:
– Да. В Тель-Авиве мы делали мою работу, Степа мне ассистировал. Но мы сейчас стараемся делать совместные эскизы, чтобы никто ни у кого не был в подмастерьях. Это интереснее. Мы уже столько лет трудимся в своем стиле, а так что-то новое получается.
Степа:
– Это очень сложный процесс, но он дает положительные результаты. Я как художник расту. И Антония тоже.
– О чем ваша омская работа?
Степа:
– Я рисовал вазу, в которой стоит цветок. Но на самом деле это метафора. Мне хочется, чтобы люди, глядя на этот образ, подумали о каком-то важном для себя событии: «А чем я могу гордиться?» И здесь многое скрыто. Надо только вглядеться и включить фантазию. И сказочные персонажи здесь тоже есть. Художники выдумывают свою историю, которая не менее интересна, чем реальная жизнь.
– А чем вы гордитесь?
– Моя гордость растет с каждым этажом выполненной работы. (Смеется.) Чем выше цветок, тем больше моя гордость.
– Вы сейчас живете в Израиле?
Степа:
– Как художник, я стараюсь быть человеком мира и много путешествовать. Я родом из Екатеринбурга, но уже достаточно долго живу в Тель-Авиве. Поехал туда сначала с образовательной программой. У меня не было четкого плана жить именно в этом городе. Просто получил там один проект, затем второй, третий…
– Какие впечатления оставит вам омский фестиваль стрит-арта?
Степа:
– Здесь очень доброжелательные, отзывчивые люди. Была организована встреча с жильцами, и мне понравилось, что люди задавали вопросы, пытались «копнуть» в глубину. К нам относились по-дружески.
Антония:
– Жильцы нам пирожки приносили, помидоры, огурцы. Это очень приятно, когда вот так, доброжелательно, относятся к незнакомым людям.
Мировой рекорд
Самый большой мурал в стиле леттеринга создал участник фестиваля «Омск, ты просто космос!» из Испании – Иван Fansta. Он размещен на фасаде 16-этажного здания по адресу: 2-я Поселковая, 22. Мурал занимает площадь 860 квадратных метров.
– Иван, что такое леттеринг?
– Это искусство написания букв, слов, создание уникального стиля. То есть типография – это, условно говоря, те шрифты, которые мы используем. Каллиграфию можно отнести к письму. А леттеринг – это искусство рисования букв, мое видение, мой индивидуальный художественный язык.
– Как вы выбирали пословицы?
– Мой первый эскиз был с фразой: «Век живи – век учись». Такая народная мудрость. Я искал фразу именно из четырех слов, чтобы она идеально вписалась. На другой стороне – продолжение: «Каждый день – новый урок». То есть эта часть была решена в едином тематическом ключе. Остальные две поговорки предложили уже сами жители: «Дом там, где ждут» и «Семья – место силы». Получился такой прецедент: на фестивале это единственный объект, который был полностью оформлен одним художником, в едином стиле и цветовой композиции. Все благодаря коллаборации с жителями дома.
– Сложная работа? Как подбирали цветовую гамму?
– Я делаю разметку с помощью проектора. Это экономит время. Но что-то приходится делать вручную. На две фразы уходит около десяти дней. Выполнены они в бело-голубых тонах, чтобы все выглядело гармонично. Это основные цвета фасада дома.
– Омская работа станет значимой в вашем портфолио?
– Безусловно. Я себя отношу к мультидисциплинарным художникам, и эта работа займет место в портфолио мурал-арта. Поражает, что в России за такое короткое время создается такая масштабная галерея под открытым небом. Это затратная история. В Европе подобные фестивали проводятся, но гораздо меньше.
– Довольны результатом?
– В начале работы думаешь, как много предстоит сделать. А когда подходишь к финалу, удивляешься: «Ничего себе, неужели уже все?» Так незаметно летит время.
– Что хотели бы пожелать омичам?
– Больше таких проектов! Преобразовывать городское пространство, используя креативные идеи. Я недавно видел, как люди делали ремонт у себя в подъезде за небольшие средства, но провели его с использованием стильных дизайнерских решений. И подъезд потом выглядел, как в элитном ЖК, хотя это была обычная многоэтажка. Среда формирует человека. Когда ты благоустраиваешь, украшаешь пространство вокруг, то твое настроение поднимается. Это доказано, что стрит-арт, муралы улучшают качество жизни.