Родители погибшего в ходе СВО офицера-танкиста уверены, что их сын был настоящим патриотом, искренне, а не на словах любил Родину.
Правду говорят, что время не лечит, а только учит жить с болью. Андрей и Марина Хохловы потеряли на СВО сына. Александр был офицером-танкистом. Он вместе с экипажем погиб в бою в самом начале СВО. Родители бережно хранят память о сыне и гордятся им.
Лыжи и танцы
Познакомились Хохловы в маленьком селе под Ярославлем. Марина после окончания пединститута преподавала в местной школе иностранные языки.
– В восьмидесятые годы с работой педагога трудно было, – вспоминает Марина. – У нас получилось, что все деревенские девчонки после окончания вуза повыходили замуж и в городе остались, а городские, наоборот, в деревню поехали. Там и встретились. Отец Андрея воевал, на фронте переводчиком был, поэтому немецкий хорошо знал. Мне помогал с языком, он тогда уже в школе не работал, на пенсию ушел. Три года преподавала ребятам немецкий, но мой основной язык – английский, хотелось ему учить детей.
В конце концов, Хохловы переехали в Омск, где жила мать Марины. Первенцем пары стала дочка Соня. Через год, в 1991-м, родился сын Саша.
После окончания школы Соня поступила в институт сервиса, а Саша решил посвятить себя армии и стал курсантом танкового училища.
– Он был технарем, очень любил все, что связано с машинами, при этом все своими руками предпочитал делать. Однажды, когда меня дома не было, часть выхлопной трубы у наших стареньких «Жигулей» отрезал, хотел им мощности добавить, – улыбается Андрей. – Из класса, а он в кадетской школе учился, их шесть человек в Омский автобронетанковый инженерный институт, как он сейчас правильно называется, поступали. Четверо прошли, отучились и стали офицерами.
Родители добавляют, что, кроме страсти к автомобилям, у Александра было еще два серьезных увлечения – лыжи и бальные танцы. Тренеры по лыжам и учителя по танцам постоянно ругались, хотели, чтобы он сконцентрировался на чем-то одном. Но Саша проявил твердость. В результате выполнил в институте норматив мастера спорта по биатлону и научился великолепно танцевать.
Саша всегда военной историей интересовался, про деда-фронтовика, закончившего войну в Болгарии, постоянно расспрашивал.
Мечта сбывается
Распределили молоденького лейтенанта Александра Хохлова в Буденновск, в одну из воинских частей. На тот момент ему исполнился лишь 21 год, а в взводе, помимо солдат-срочников, служили и контрактники. Однако Саша был контактным парнем, быстро находил язык со всеми. Затем была служба в танковом полку 150-й гвардейской дивизии. В 2019 году в звании капитана Александр был назначен командиром танковой роты.
– Саша никогда не врал, – вновь вступает в разговор Марина, – просто иногда что-то не говорил о себе. Некоторые истории о нем мы много позже узнавали. К примеру, наш папа в свое время виртуозно играл в настольный теннис. Так хорошо, что его никто обыграть не мог. Саша втайне от нас тоже начал играть. Даже сделал специально под себя особую ракетку, точнее склеил две, только у одной ручку срезал. Получилась толстая и тяжелая ракетка. Сын утверждал, что это помогает делать удар сильнее. Не знаю, в ракетке дело или еще в чем, но когда он в 2021 году приехал, то я заметила, что отца он обыгрывает.
Сашина ракетка до сих пор хранится у родителей. Может, со временем пригодится кому-нибудь из детей Александра. Полина и Алеша с вдовой Александра Ольгой живут сейчас в Омске. Осознание того, что их отец был настоящим патриотом, искренне, а не на словах любил Родину, обязательно поможет этим ребятам в выборе дальнейшего жизненного пути.
– В 2004 году мы впервые с детьми поехали на своей машине на море, – рассказывает Андрей. – Сыну и дочке лет тринадцать-четырнадцать было. По пути заехали в Волгоград на Мамаев курган. А Саша всегда военной историей интересовался, про деда-фронтовика, закончившего войну в Болгарии, постоянно расспрашивал. Когда поднялись к памятнику, Саша с волнением в голосе, это было видно, сказал: «У меня всегда была мечта постоять возле скульптуры «Родина-мать зовет!» Наконец-то она сбылась!» И позже, уже на службе, когда бывал в этом городе в командировке, обязательно поднимался на Мамаев курган, даже ночью, если была возможность. Притягивало его это место, да и все, что с героической историей нашего народа связано.
Родина позвала
В двадцатых числах февраля сын позвонил родителям. Разговор получился коротким, уложился в одно предложение: «Мы сдаем телефоны и выдвигаемся, пожелайте нам удачи!»
– Был еще один контакт, но разговора не получилось, – вспоминает Марина. – Сын позвонил с чужого номера и сказал: «Перезвони». Я сто раз пыталась это сделать, ничего не получилось – связи не было.
О том, что Саша погиб, стало известно 21 марта. Приказ был зайти с северной части Мариуполя и пробить дорогу другим частям. Александр пошел впереди бронегруппы, взяв с собой проверенных ребят, с которыми дружил и которым полностью доверял, – своего тезку водителя Сашу Епифанова и наводчика Диму Данченко.
– Рассказы очевидцев о последнем бое ребят кое в чем разнятся, – уточняет Андрей. – Из того, что нам известно, картина складывается следующая. Прямо на перекрестке выстрелом, скорее всего из гранатомета, головному танку перебили гусеницу. Обездвиженный танк неонацисты начали расстреливать с разных сторон. Вполне возможно, что использовали и «Джавелин». В результате сдетонировал боезапас, у танка оторвало башню, экипаж погиб.
По официальным отчетам, трагедия произошла 12 марта 2022 года. Похоронили Сашу на кладбище в Чернолучье, там упокоено много родственников Хохловых. Еще юношей он сам туда часто приезжал – ухаживал за могилами. Убирался, косил траву, ремонтировал оградки и памятники. Заботился о предках.
За бесстрашие и верность воинскому долгу Александра посмертно наградили орденом Мужества. Хохловы побывали на том перекрестке, где погиб их сын, установили на этом месте памятную табличку. Марина и Андрей дружат с родителями погибших сослуживцев Саши, общая утрата объединила этих людей.