Валентин Савицкий: «Пиная меня, жизнь ломает себе ногу»

Велосипедист-рекордсмен о спортивной наглости, увлечениях, роли высоких технологий и интригах в спорте.
Велосипедист-рекордсмен о спортивной наглости, увлечениях, роли высоких технологий и интригах в спорте.

В конце июня омский велогонщик Валентин Савицкий установил рекорд России для открытых треков. На соревнованиях Cottbus ersprinter cup в Германии 28-летний спортсмен Омского областного велоцентра преодолел дистанцию 200 метров за 10,16 секунды. Напомним, что Савицкий – неоднократный победитель и призер чемпионатов России, участник чемпионатов мира и этапов Кубка мира, обладатель золота на Кубке Европы в 2009 году. С мастером спорта международного класса встретился и побеседовал наш корреспондент.

Агрессивность – это мое!

– Валентин, в Омске пока еще нет велотрека. Так откуда же в нашем городе взялся столь классный трековик?

– Свою карьеру велосипедиста я начинал с ВМХ – спорта, в котором оказался во многом случайно. Достаточно быстро, уже через пару месяцев, тренер сказал мне: «Парень, ВМХ – это не твое. По твоим физическим данным тебе надо садиться на классический велосипед, с 27-дюймовыми колесами». То есть именно такой, какой используется в шоссейных или трековых гонках. Начал пробовать себя на шоссе, но вскоре стало ясно, что мне гораздо лучше удаются более короткие и взрывные дистанции. В 2004 году я приехал на соревнования в Москву и принял решение остаться там, для того чтобы тренироваться на треке. 

Как показала дальнейшая жизнь, это было правильное решение. Во всяком случае, хотя я и очень не люблю Москву как город, но именно там определилась моя судьба в велоспорте – трек. А уже все остальное зависело исключительно от большого желания чего-то добиться и энтузиазма. А с этим у меня проблем нет. (Улыбается.)

– Ты начал заниматься велоспортом в 17 лет. Не поздновато ли?

– Еще как поздно! В этом возрасте люди уже становятся победителями первенств Европы и мира, а я только впервые сел на велосипед! Я ведь вообще никогда не выступал на юниорских соревнованиях. Пришел в спорт уже взрослым. Увы, это потерянное время никак не вернуть. Считаю, что начинать тренироваться в нашем виде надо лет в пять-шесть. Именно в этом возрасте необходимо закладывать технику, координацию, развивать общефизическую подготовку. И начинать лучше всего с ВМХ – спорта. Во всяком случае, именно с него начинали все сегодняшние чемпионы мира и Олимпийских игр по спринтерским гонкам на треке. 

А вот лет в 12 уже нужно выбирать специализацию – ВМХ, шоссе или трек.

– На велотреке проводятся соревнования по 9 различным дисциплинам – таким, как кейрин, скретч, мэдисон, и другим. Какая из них тебе нравится больше?

– У меня лучше всего идут дела в такой олимпийской дисциплине, как кейрин. Там после старта определенное количество кругов велосипедисты должны ехать позади регулировщика скорости, как правило, мотоцикла. Он постепенно ускоряется с 25 до 50 километров в час. Регулировщик покидает трек примерно за 600-700 метров до финиша. За полтора круга до финиша служащие велотрека начинают бить в колокол или гонг, постепенно наращивая частоту ударов, пока гонщики не выйдут на последний круг. Финальная скорость спортсменов достигает 70 километров в час. Ну а победителем становится первый гонщик, пересекший финишную черту. Тут все зависит от спортивной наглости и агрессивности. Это мое!

– Хочешь сказать, что по жизни ты человек наглый и агрессивный?!

– В общем-то, да. Во всяком случае, именно об этом говорят все психологические тесты, которые мне доводилось проходить. Но эти же тесты говорят и о том, что я умею хорошо контролировать свою агрессию. Видимо, симбиоз наглости с самоконтролем – это и есть основная характеристика такой личности, как Валентин Савицкий. (Улыбается.)

Войти в тройку лучших

– У шоссейников в наибольшем почете итальянские велосипеды фирмы Colnago. Какие велосипеды предпочитают трековики?

– Colnago – это легенда, велосипед имиджевый. Он и котируется так высоко за счет своей богатейшей истории. Но, исходя из сугубо практических соображений, многие элитные шоссейники, участвующие в «Тур де Франс» или «Джиро д’Италия», ездят сегодня на других велосипедах. Если же говорить о спринте на треке, то это французские велосипеды Look. Я езжу именно на таком. А вот трековики стран, диктующих моду в этом виде спорта, ездят только на отечественных велосипедах. Например, у англичан это велосипеды, изготовленные на заводах McLaren – там же, где и элитные гоночные автомобили. Сборная Германии ездит на немецких велосипедах Fes. В принципе, по правилам UCI (Международный союз велосипедистов) все эти велосипеды должны быть общедоступны. В реальности же – попробуй купи, скажем, такой велосипед, как у гонщиков сборной Англии! Они впрямую не откажут, при этом найдут миллион отговорок, выставят умопомрачительное количество условий, но точно не продадут его! Бережно хранят секреты своих технологий и ни с кем не хотят ими делиться. Ведь технологическая сторона в велоспорте – одна из важнейших составляющих успеха. А британцы тут безусловные лидеры. 

– Тренер сборной России по велотреку – француз Бенуа Виту. Насколько его подход к тренировочному процессу отличается от того, что исповедуют российские наставники?

– Отличается кардинально, и прежде всего – психологическим подходом. Виту в полной мере отвечает за то, что он делает. И когда француз находится рядом с нами на соревнованиях, видно, что он на сто процентов уверен в правильности выбранного им курса, не допуская ни толики сомнений. И это очень действенно мотивирует гонщиков, заряжает их такой же уверенностью в своих силах. Отсюда и результаты. 

Ведь если ты сомневаешься в правильности своей подготовки, внутри тебя какие-то колебания, мандраж на старте, о победных секундах на треке даже не мечтай. Бенуа старается привнести в нашу сборную дух победителей, но скажу откровенно: некоторые по-прежнему не уверены в том, что тренер действует правильно. Но таких меньшинство. Основной костяк команды полностью разделяет взгляды Виту.

– Реально ли россиянам ворваться в тройку лидеров мирового трека, где правят бал Великобритания, Германия и Франция?

– Вполне реально. На сегодняшний день мы объективно четвертые в мире. Подняться выше можно при наличии комплексной поддержки. Скажем, оптимальную посадку гонщика на велосипеде в странах-лидерах уже давно отрабатывают в аэродинамической трубе. У нас такой возможности по-прежнему нет. И плюс такой немаловажный момент: Бенуа Виту нужно дать возможность спокойно поработать с российской сборной еще, как минимум, два-три года. Не шарахаться из стороны в сторону, а оказать французскому специалисту всестороннюю поддержку. Ведь вы посмотрите статистику: еще ни разу с 1994 года его команды не возвращались с чемпионатов мира или Олимпийских игр без медалей! По-моему, это говорит о его квалификации лучше любых слов. Давайте четко придерживаться выбранного курса, и я уверен, со следующей Олимпиады сборная России по трековым велогонкам тоже привезет медали.

Не опускать руки!

– Перед Олимпиадой в Лондоне ты постоянно назывался одним из главных кандидатов на поездку в составе сборной России на главные старты четырехлетия. Однако в столице Туманного Альбиона так и не появился. Почему?

– Интриги в Федерации велосипедного спорта России. Если верить ее официальным спискам, то я даже был с национальной командой непосредственно на предолимпийском сборе! А на самом деле меня туда никто и не звал. Видите ли, я единственный в сборной – из-за Урала. Столичные чиновники смотрят на меня как на экзотического выскочку-провинциала, а в состав, независимо от показываемых результатов, ставят москвичей. Еще бы, за них-то есть кому замолвить словечко! 

– Руки после такой несправедливости не опускаются?

– Ну, во-первых, если ты в трудные моменты или после неудач, опускаешь руки – в большом спорте тебе делать нечего. Меня не так-то просто вышибить из седла! Мой девиз – «Пиная меня, жизнь ломает себе ногу»! Есть и во-вторых: это Бенуа Виту. При нем такие фортели в сборной уже невозможны. Французу совершенно безразлично, живешь ты в Москве, Омске или Магадане. Кто показывает лучшие результаты – тот и едет на чемпионаты и Олимпиаду. Все честно, все прозрачно. А еще Бенуа очень ждет, когда же наконец-то введут в эксплуатацию строящийся сейчас в Омске велотрек, и связывает с ним большие надежды на организацию тренировочного процесса сборной. А уж как я сам жду открытия этого трека!

– На последних на данный момент соревнованиях, в которых ты принял участие, ты занял пятое место в спринте и третье в кейрине. Как сам оцениваешь этот результат, показанный в конце июля в Италии?

– Как неудовлетворительный. И виноват только я сам. В нашем виде спорта все зачастую решают даже не секунды – доли секунд. Начни я в той гонке работать, атаковать на мгновение раньше, мог бы победить. Но я самую малость промешкал, а конкуренты, конечно, не дремлют. Выиграл чех, который, если рассуждать по классическим канонам, действовал не по науке, а пошел ва-банк. Но победителей не судят. Значит, прав он, а не я. 

– Знаю, что ты заядлый фотограф-любитель. Что предпочитаешь снимать – людей, пейзажи, спорт, что-то другое?

– Прежде всего, процесс фотографирования для меня – идеальный способ избавиться от какого-то внутреннего напряжения, расслабиться. Обожаю возиться с ручными настройками в фотоаппарате, искать наилучший динамический диапазон, экспозицию. Один раз я в Турции четыре часа просидел с фотоаппаратом в кустах, ждал закат. А тем временем фотографировал насекомых, растения. Возвращался после этого, как после хорошего массажа. Голова легкая, мысли светлые, хорошо! Ну а ярко выраженной привязанности к определенному объекту съемки у меня нет. Люблю снимать портреты, особенно жену и дочку. Нравится ловить движение, в том же спорте, например. А вообще, зачастую по фотографии можно судить о запечатленном на ней человеке. Особенно если он не ожидал, что его сфотографируют. Глаза, руки, динамика… Они говорят о многом.

– Ты объездил почти весь мир, бывал в десятках стран. Какие сувениры ты привозишь из заморских далей ждущим тебя дома супруге Жене и дочке Тане?

– Как правило, банальные магниты на холодильник или, как максимум, настенные часы. Но вот один раз привез доподлинную экзотику: из Австралии явился с настоящей шкурой кенгуру! (Смеется.) Во многих ли домах Омска есть шкуры кенгуру?! Дело за малым: вдобавок к этой шкуре обзавестись, наконец-то уже и своим домом. Надеюсь, скоро это произойдет.


©
URL: http://omskregion.info/news/14478-valentin_savitskiy_pinaya_menya_jizn_lomaet_sebe_n/
Дата публикации:28/08/2013 12:07
Автор:Алексей Одариев
Фото:Максим Кармаев