Николай Михалевский: «16 лет я не имею права на ошибку»

В сентябре очередной сезон открывает уникальный, единственный в мире Омский театр живописи. Сегодня мы разговариваем с его художественным руководителем, актером Омского государственного театра драмы Николаем Михалевским.
В сентябре очередной сезон открывает уникальный, единственный в мире Омский театр живописи. Сегодня мы разговариваем с его художественным руководителем, актером Омского государственного театра драмы Николаем Михалевским.

«Я знаю о Театре живописи все»

– Николай Иванович, в конце июня пришло известие о том, что в Музее имени Врубеля откроется филиал Эрмитажа. Для него уже найдено здание на улице Музейной, 4. И там под одной крышей будет располагаться новое помещение вашего Театра живописи. Вы уже его посмотрели?

– Да, я побывал на площадке. Там будет фойе, зал на 60-80 мест, гримерки, складские помещения. Проектирование начнется в ноябре, и я должен в нем участвовать вместе с архитектором, поскольку знаю о Театре живописи все. Я не знаю, как строить, но интуитивно чувствую, каким должно быть пространство будущего театра, чем оно должно быть наполнено. Пространство должно быть гибким, рабочим, удобным, теплым, светлым. Чтобы зритель вошел в него и не захотел уходить.

– Давайте вернемся на несколько десятилетий назад. Как возникла у вас идея создания своего театра?

– Идея возникла еще в армии: хотелось ни от кого не зависеть. Из армии я написал жене Татьяне: «Будем делать Распутина – «Живи и помни». Поставили его на сцене Дома актера. Уже тогда о нас стали говорить: «семейный театр». Потом был спектакль по Шукшину, затем «Мокрый вальс» – на основе бардовских песен. Я вел много коллективов в институтах. В педуниверситете пять лет ставил спектакли в классе, ребята даже ездили с ними на фестиваль в Питер. В институте сервиса десять лет вел театр поэзии, при мне он получил звание народного. Потом меня пригласил ректор СибАДИ Горынин. Пять лет в подвале общежития мы вместе с женой строили театр – самый настоящий. Студенты встречались с актерами, перед ними выступали симфонический и камерный оркестры. А когда сменилось руководство в институте, мне пришлось оттуда уйти. Но тут же поступило предложение от Музея имени Врубеля. И вот уже нашему Театру живописи 16 лет.

Спектакль должен быть событием

– Каждая премьера вашего театра становится событием в культурной жизни Омска. Как вам это удается?

– Есть тип режиссеров, которые хотят чем-то удивить. У меня другой принцип: что ты хочешь сказать своим спектаклем? Я воспитан на этом. Когда я выхожу на сцену, для меня важен человек и его деятельность. Если ты что-то делаешь на сцене, это должно потрясать. Если это не потрясает - значит, это не искусство. Последнее, что меня потрясло, - это «Три сестры» в постановке Льва Додина, Чехов в постановке Евгения Марчелли. В театре должна быть какая-то тайна, недосказанность. Если бы хоть один спектакль в театре «пролетел», мы бы откатились назад. Спектакль должен быть событием. В течение 16 лет я не имею права на ошибку.

– Николай Иванович, спектакли ваши действительно потрясают. На «Сценах из «Мертвого дома» по Достоевскому зрители не скрывают своих слез. Как долго вам приходится готовиться к постановкам?

– На Достоевского ушло два года. Театр – это коллективное творчество. Каждый вкладывает в копилочку что-то свое. Я обращаюсь к искусствоведам, к художникам, композитор пишет музыку, художник по свету ставит свет, свое слово говорит дизайнер. В спектакле по Достоевскому мне было важно соединить день сегодняшний со временем, когда жил писатель. Я получил в УФСИНе разрешение на посещение колоний. Нам был необходим видеоряд, чтобы с экрана говорили заключенные. Получился спектакль в спектакле. «Сцены из «Мертвого дома» идут в основном для молодежи. Молодые ребята, заключенные, с экрана говорят: прежде чем совершить преступление, надо подумать. В этом мы видим просветительскую роль нашего спектакля. Театр живописи должен быть центром духовности и просветительства. Своими спектаклями мы это уже доказали. Взять хотя бы «Храм» или «Вид Иерусалима» и «Снятие со креста». Мы работаем с вечными темами.

В дуэте с картиной

– Вашему театру нет аналогов в мире…

– Мы идем от картины, мы в дуэте с картиной. Театр вникает в изобразительное искусство. Зритель идет не на Татьяну Филоненко, к примеру, он идет на картину, он должен почувствовать картину. А чтобы зритель ее почувствовал, надо включить его подсознание.

– Над чем работаете сейчас?

– В ноябре-декабре состоится премьера спектакля под условным названием «Русский авангард» - о художниках-авангардистах 10-30-х годов прошлого века. Пьесу написал наш сын Алексей, музыку к спектаклю – старший сын Тарас, он же приедет делать свет.

– Николай Иванович, расскажите о сыновьях.

– Тарас работает в Москве художником по свету, сразу в трех театрах. Он очень востребован. Пишет музыку, выпускает диски. Кстати, омичи уже видели его работу в спектакле «Метель». Там Тарас выступил и как художник по свету, и как композитор. Алексей окончил Литературный институт имени Горького, писал сценарии сериала «Супруги», «Кулагин». Они оба с детства много читали. И это чувствуется по работам сыновей. 

– «Русский авангард» получится семейным спектаклем?

– По-другому нельзя. Это те люди, на которых я могу положиться. Если бы в свое время сюда не пришла моя жена Татьяна, тогда Театра живописи не было бы.

Труппа из… искусствоведов

– Сколько лет я вас знаю и всегда удивляюсь, как много интересных идей рождается у вас. Наверняка есть идеи по новому репертуару в новом здании?

– 2016 год, когда намечена сдача нового здания, наступит очень быстро. Будет написана пьеса специально для открытия – «Эрмитаж». Такого еще никто не делал, но нам сам Бог велел – ведь мы будем с филиалом Эрмитажа под одной крышей.  Хочется сделать спектакль «История одного города»: об Омске, но не о том, какой он красивый и как мы его любим. Омск – это главное действующее лицо, и зритель должен его и любить, и сострадать ему. Я знаю, как это сделать. Третий проект – это русская народная сказка в слове и в живописи. 

– Театр станет больше, потребуются новые люди?

– Команда должна быть. Соберутся талантливые люди – будет талантливым проект. Я хочу создать труппу из искусствоведов. Пригласить молодых выпускников вузов, колледжей, которые умеют петь, танцевать, рассказывать истории. Наберу людей, подготовлю. На первый взгляд кажется, что это нереально, но ведь и театр живописи был чем-то нереальным. А ему в этом году уже исполнилось шестнадцать…
©
URL: http://omskregion.info/news/14487-nikolay_mixalevskiy_16_let_ya_ne_imeyu_prava_na_os/
Дата публикации:28/08/2013 12:52
Автор:Татьяна Шипилова
Фото:Евгений Кармаев