В поисках автора: в омском музее Врубеля может оказаться неизвестная работа Брюллова

В поисках автора: в омском музее Врубеля может оказаться неизвестная работа Брюллова

Дата публикации 8 ноября 2024 20:04 Автор Фото Татьяна Ляпистова

Более 100 лет остается неизвестным имя художника, создавшего рисунок «Итальянка». В ходе реставрации специалисты надеются сделать громкое открытие.

Сегодня, 8 ноября, впервые в омском музее имени М. А. Врубеля провели открытый реставрационный совет. Специалисты представили три графических листа, которые никогда не участвовали в выставках: карандашный рисунок известного художника Ивана Шишкина, акварель Екатерины Гольдингер, полученную в дар от московского художника Игоря Рубана, а также загадочную работу неизвестного автора XIX века под названием «Итальянка».

В музейное собрание рисунков и акварели русских художников XVIII – начала XX веков входит около 150 произведений. Менее половины из них представлено на выставке «Владеть ценным сокровищем» (0+). И сегодня прошла презентация одноименного альбома-каталога, посвященная малоизвестному разделу музейной коллекции. В издании, над которым работал большой коллектив сотрудников музея, представлены произведения художников, их истории, информация об исследованиях и реставрации.

Музей продолжает эту масштабную работу, теперь очередь дошла до трех произведений, которые отреставрируют в следующем году и затем впервые покажут широкой публике.

«Есть вещи, которые достойны показа, но не готовы к нему. Их нужно реставрировать, чтобы привести в экспозиционный вид. В музее работает большой реставрационный совет, куда входят практически все хранители и реставраторы. Также есть малые реставрационные советы, они специализируются по направлениям и техникам», – отметила директор музея имени Врубеля Фарида Буреева.

Как пояснила председатель реставрационного совета, главный хранитель музея Татьяна Груздова, совет необходим, чтобы контролировать реставрационные процессы. Перед заседанием реставратор осматривает предмет и представляет коллегам реставрационное задание для обсуждения. На совете разрабатывается методика работ и утверждается задание на каждое произведение.

Работу Ивана Шишкина с изображением сосен будет восстанавливать реставратор Ольга Кропачева. Специалист оценила недочеты и предложила ряд действий:

«Состояние листа удовлетворительное. Мы видим здесь многочисленные разрывы, утраты по углам. Бумага пожелтела. На обороте имеются загрязнения. Нужно провести лабораторное исследование, проверить карандаш на текучесть. Если он не течет, можно промыть и осветлить основу. Нужно очистить поверхностное загрязнение, склеить разрывы, восполнить утраты основы и оформить на подложку. Реставрация займет не меньше месяца».

Большое значение для истории этого рисунка имеет надпись. Дочь Шишкина написала в углу, что это подлинная работа художника.

На втором произведении – акварели Екатерины Гольдингер – помимо поверхностного загрязнения есть следы плесени, рассказала реставратор Ольга Новикова. На картине изображены монахини и кот. Перед реставрацией специалист проведет лабораторное исследование и определит, живая ли плесень. С работы возьмут соскоб и поместят в питательную среду, и если плесень живая, она будет расти. Далее работа пройдет дезинфекцию, с нее удалят загрязнения. Самый поврежденный участок – утраченный правый нижний угол с расслоением картона. Эту часть нужно склеить, а также восстановить разрывы и восполнить утраты.

Особое внимание эксперты обращают на «Итальянку» неизвестного автора. Это произведение было передано в коллекцию музея из Государственного музейного фонда. Туда картина попала из богатого собрания дворца Нарышкиных-Шуваловых в Санкт-Петербурге (сейчас там находится музей Фаберже). Последней хранительницей коллекции была графиня Елизавета Владимировна Шувалова. Дворец национализировали в 1918 году, а его художественные сокровища распределены между различными музеями России. Многие из этих шедевров сейчас можно увидеть в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В омском музее из коллекции Шуваловых хранится одна из лучших картин – «Посланники царя Абгара перед Христом» Алессандро Тиарини (середина XVII века).

По словам хранителя фонда русской и зарубежной графики музея Врубеля Галины Севостьяновой, этот рисунок по структуре коллекции относится к зарубежному искусству, но при рассмотрении на нем увидели полустертые подписи на русском языке.

«При изучении коллекции Шуваловых я поняла, что случайных вещей там не было. Надеюсь, в ходе комплексной и совместной работы нам удастся выяснить имя автора, и, возможно, оно будет очень интересным. Потому что даже визуально просматривается круг Брюллова. Содружество реставраторов и хранителей позволяет открывать новые имена», – поделилась Галина Севостьянова.

Восстановлением этого рисунка будет заниматься заведующий отделом реставрации графики и тканей, реставратор высшей категории Татьяна Масюк. По ее словам, внешне работа выглядит неплохо, имеется два пятна. Со временем бумага пожелтела, надпись почти стерта.

«Мы сделаем съемку в ультрафиолетовых лучах, которые позволят выявить более четко белила, где их наносил художник. И разобрать, что же он написал. Возможно, обнаружим какие-то еще линии, которые сейчас мы не видим из-за сильного пожелтения бумаги. Затем проведем расширенный совет и разработаем реставрационное задание», – рассказала Татьяна Масюк.

Все реставрационные процессы отражаются в паспорте предмета. Специалисты называют его «историей болезни». В нем описана вся методика работ для будущих поколений реставраторов и для наблюдения. В документе даются рекомендации хранителю по экспонированию и хранению предметов.

Распечатать страницу