«На сцене должно присутствовать больше классики» — омский артист балета Сергей Флягин отмечает 50 лет

«На сцене должно присутствовать больше классики» — омский артист балета Сергей Флягин отмечает 50 лет

Дата публикации 22 ноября 2024 10:53 Автор Источник фото Фото предоставлено Сергеем Флягиным

В трудовой книжке Заслуженного артиста России всего одна запись. Более 30 лет он работает в Омском музыкальном театре.

Заслуженному артисту России, ведущему солисту балета Омского музыкального театра Сергею Флягину 22 ноября исполняется 50 лет. Больше 30 лет он служит в одном театре, что довольно редко и уникально в творческой сфере. На его счету десятки партий в балетах и музыкальных спектаклях, а также роли в драматических постановках. Кроме того, артист ведет педагогическую деятельность и участвует в благотворительных акциях, много лет являясь попечителем благотворительного фонда «Радуга». О становлении в профессии, любимых ролях и мечтах Сергей Флягин рассказал в интервью «ОМСКРЕГИОНУ».

– Сергей Валерьевич, как вы начали свой путь в мире танца и что вас вдохновило стать артистом балета?

– Мои родители омичи, отец военнослужащий, поэтому мы часто переезжали. Мама сама в детстве занималась балетом и танцами. Была очень одаренной, ее брали без конкурса в Новосибирское хореографическое училище, но родители, к сожалению, не отпустили. Ей пришлось пойти по другому пути, она окончила музыкальную школу Шебалина по классу фортепиано. Мама была творческим человеком, преподавала в школе. И свои мечты о балете она, получается, воплотила во мне.

Родился я в 1974 году в Германии, потом отца перевели в Ростов, затем – в Киев, где у меня началась творческая жизнь. В 4–5 лет родители меня отдали на танцы в известный Октябрьский дворец. В 1985 году отца перевели в Улан-Удэ, где я окончил Бурятское государственное хореографическое училище. Но на 9-м классе моего обучения родители переехали в Читу по службе отца, там не было училища, бросать танцы нельзя было, поэтому я остался в Улан-Удэ один и пришлось жить в общежитии. Там были дети и из других городов. Общежитие – это хорошая школа жизни, где становишься самостоятельным и ответственным.

– Как вы попали в Омский музыкальный театр?

– В детстве мы часто с родителями ездили в Омск в отпуск. Здесь жили все родственники. Поэтому после училища в 1993 году я выбрал Омский музыкальный театр. Хотя меня приглашали в Новосибирск, Красноярск и другие города. Волею судеб больше 30 лет я отдал этому театру. Я считаю, чтобы стать статусным артистом, получить регалии и звания, надо работать на одном месте. У меня в трудовой книжке только одна запись.

– Какие самые запоминающиеся роли вы могли бы выделить?

– До ведущих партий я поднимался постепенно. Начинал с кордебалета, дальше роли второго плана, первого. Мое становление как ведущего артиста началось со спектакля «Щелкунчик» (6+), где я исполнял партию Принца. До этого на выпускном концерте в училище я исполнял эту партию, но в театре об этом я не сразу сказал.

Мне нравятся партии актерского и драматического характера: Модест Алексеевич в балете «Анюта» (6+), купец Калашников в одноименном балете (6+), Гринев в «Капитанской дочке» (6+). На сегодняшний момент у меня есть прекрасная роль мачехи в балете «Золушка» (6+). А также замечательный балет «Шинель» (6+), где я исполняю роль Башмачкина Акакия Акакиевича. Этот спектакль завоевал наибольшее количество наград в нашем театре. В Москве, на фестивале «Золотой витязь», я получил награду за лучшую мужскую роль. Я горд тем, что разделил её с Юрием Соломиным. Кроме партий в балетных постановках, у меня есть роли и в драматических спектаклях.

– Можете вспомнить интересные случаи во время выступлений?

– Было много моментов, когда неожиданно менялась музыка. Частенько мы работаем под фонограмму, а не под живой оркестр. В том же спектакле «Анюта» был момент, где я приношу в дом Анну после празднества, кладу ее на ложе, и вдруг перескакивает музыка. Пришлось быстро переключаться и импровизировать в стиле этого образа, пока не пошла нужная музыка. Был момент, когда исполняли современную хореографию в лирическом образе, вдруг включилась фанфарная музыка. И мы даже «бровью не повели», вывернулись и станцевали под фанфары.

– Расскажите про ваше сотрудничество с Московским классическим балетом.

– К нам приезжали часто балетные труппы, я общался с ребятами-гастролерами. Всегда немножко завидовал им, потому что они ездят, смотрят мир и показывают себя. С тех пор, как я сотрудничаю с Московским классическим балетом, мы объездили много городов России и дальнего зарубежья. У нас в стране много регионов хороших, образованных, которые понимают, что такое высокая культура и искусство. 16 января труппа приезжает в Омск с балетом «Щелкунчик» (6+), где я исполню партию волшебника Дроссельмейера.

– Как вы считаете, как изменился балет за 30 лет, в частности, на омской сцене? И как изменился зритель?

– Я сторонник классического танца. На сцене должно присутствовать больше классики и академизма, на мой взгляд. Наш Музыкальный театр, конечно, разноплановый. Но он немного отошёл от классики, её нужно возвращать. Чем больше будет академизма, тем образованнее будет зритель.

Многие, к сожалению, не понимают жанры высокого искусства: оперу, балет. Кто-то засыпает в зале (улыбается). Да, прекрасная музыка Чайковского в балете «Лебединое озеро» успокаивает и даже умиротворяет. Но перед тем как посетить балет или оперу, к ним нужно подготовиться, это сложные виды театрального искусства. Чтобы понять, прочувствовать, их нужно смотреть несколько раз. И каждый просмотр будет восприниматься по-новому.

– У вас большая педагогическая деятельность, преподавали на кафедре хореографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, несколько лет руководили детско-юношеским концертно-хореографическим коллективом «Мир танца». Как вы передаете свой опыт и что можете посоветовать молодым артистам?

– Ни в коем случае нельзя лениться. Артистом балета не станешь без труда. Это каждодневный огромный труд. И родители должны знать, что возможны травмы, моральные переживания. Поэтому у ребенка должен быть сильный, крепкий характер. Не каждый пройдет этот путь. Важны хорошая родительская поддержка и выбор грамотного педагога.

Я думаю, что шел к педагогической деятельности с самого начала. Для педагогов важна, в первую очередь, хорошая сценическая практика, чтобы передать опыт молодому поколению. Во время работы с коллективом «Мир танца» мы с супругой старались привить юным артистам балета любовь к классике, академизму.

– Какие у вас планы на будущее? Есть ли у вас мечты или проекты, которые вы хотели бы реализовать в ближайшие годы?

– У меня с супругой есть мечта – открыть свою школу искусств. Там будут актерское мастерство, сценическая речь, разные танцевальные направления. Я думаю, дети в нашей школе будут становиться большими артистами.

– Как вы планируете отмечать свой 50-летний юбилей? Есть ли у вас какие-то особенные традиции или мероприятия?

– День рождения для меня — это семейный праздник. Будем отмечать мой юбилей в кругу семьи, которая всегда меня поддерживает. К моему юбилею приурочим показ «Щелкунчика» 16 января. И в начале следующего года хотим провести несколько мероприятий, мастер-классов и концертов в рамках моего праздника.

– Что бы вы хотели сказать нашим читателям?

– Посещайте театры, а не кинотеатры (улыбается)! Живое исполнение ничем нельзя заменить. Музыка лечит, влияет на умственное развитие, расширение кругозора. Советую родителям приучать детей ходить в театры. Меня мама часто водила на балетные спектакли и академические концерты, выставки и в музеи. Благодаря этому я стал признанным артистом.

Распечатать страницу