Артем Косенков собрал книжку (12+) из «народных» историй и рассказов краеведов о родном городе. В числе более сотни омских легенд можно будет узнать о городских сумасшедших и изобретателях, «Зеленой бабе», сносе Тарских ворот и спасении пожарной каланчи.
Молодой дизайнер Артем Косенков накануне в творческом пространстве «Барак» представил короткую версию книжки и авторские плакаты, а также мерч – стикеры, открытки и значки. В дальнейшем планируется издать полную версию книги подарочного формата в твердом переплете, которая будет насчитывать уже более сотни историй. Пока на нее принимаются предзаказы.
«Сначала проект планировался просто как сборник рассказов – почитал, улыбнулся и забыл, но постепенно, пока я собирал истории, я пришел к мысли, что ценность проекта в другом, это не просто список любопытных сюжетов. Мне было интересно передать ощущение того, что наш город очень наполнен контекстами и смыслами. Пока здесь можно увидеть 20 из 100 историй. Но за то время, пока я копался в источниках, я узнал очень многое и из того, что исторически уже далеко от нас, например, это истории о Колчаке, и из того, что совсем рядом. Например, скейт-парк у «Летура»: ведь был конкретный человек, который строил свой крытый скейтпарк, банкротился, около шести лет ходил по кабинетам и просил денег на постройку, проходил кучу согласований и только потом появился спонсор. Город стал наполняться новыми контекстами, и начал ощущаться гораздо более живым» – рассказал Артем Косенков.
По словам автора, скорее всего, в километре от места обитания его читателя тоже есть куча каких-то историй, контекстов, на которые он просто не обращает внимания, потому что некогда или неинтересно. Но ему хотелось бы, чтобы омичи делились и своими небольшими историями, которые происходят рядом с домом, во дворах, вспоминали бы сюжеты и места из своего детства.
«Так они бы наполняли места, который их окружает, историями, и рассказывали бы их друг другу, чтобы, город оживал. Говорят, что Омск скучный, но я с этим не согласен. Я чуть лучше узнал город, и надеюсь, что читатели тоже узнают его лучше», – добавил Артем Косенков.
Он рассказал, что сборник не претендует на историческую точность и полную правдоподобность – пласт изучаемой информации представлял собой порой просто рассказы людей, настоящие городские мифы и легенды. Это попытка собрать образ живого города, и показать омичам то, чего они не видят. А гостям Омска можно будет лучше раскрыть свой город. Ведь известный мем о том, что Омск не стоит пытаться покинуть, уже набил оскомину. Но в нашем городе было столько интереснейших сюжетов и энтузиастов: золотые ели Гензе, «интеллектор» Горохова – прообраз компьютера, белый шоколад – все это было создано омичами.
У книжки есть предисловие:
«Я часто сталкиваюсь с тем, что талантливые и интересные люди уезжают из города. Когда спрашиваю почему, слышу, что город пустой и скучный. Однажды я узнал, что Любинский постоянно затапливало, и когда-то по нему плавали на лодках. Ну, мелочь же, что-то там, когда-то там было. Но смотреть на место я начал по-другому. Мне стало интересно, сколько еще таких историй. Поспрашивал знакомых активистов и архитекторов, познакомился с краеведами, что-то находил в интернете… Идея книги в том, чтоб рассказать об интересных мелочах и наполнить город контекстом. Чтобы в следующий раз, проходя мимо фонтанов в парке, знать, кто потрудился их достать, смотря на театр-трамплин, представлять воздушный фрегат, и есть белый шоколад с гордостью и хихикая».
Проект занял год практически непрерывной работы. Графическую часть и чуть более сотни иллюстраций для каждой истории выполнила Соня Пущак. Тираж книги будет зависеть от количества предзаказов, но конкретных договоренностей с издательствами пока нет. «Толстая» книжка – самый интересный и окупаемый формат, пока же авторы предлагают оплатить ее в качестве предзаказа и продают различный мерч. Сегодня «тонкую» версию книжки и мерч можно заказать у Артема. Он надеется, что после выхода публикаций о проекте кто-то предложит и свое сотрудничество.
Есть у ребят и «фишка» – большая карта, буквально сборник всех историй, которые появятся в полной книге.
«Мы очень долго искали визуальный стиль, половина времени от работы – это были только поиски. Всё лето ушло на то, чтобы закончить большую карту с иллюстрациями историй. Но перевести их в стикер-пак уже было легко, потому что здесь очень много узнаваемых образов для омичей. Мы долго думали, как конкретно это преподнести зрителю, как это должно выглядеть, чтобы даже без аннотации, без пояснения все было понятно», – рассказала Соня Пущак.
Есть у автора Артема Косенкова сюжет, который его особенно тронул. Это песня «Город детства», которую исполняла Эдита Пьеха, а стихи для нее написал Роберт Рождественский, проживший детство в Омске. Но мотив песни Эдита Пьеха услышала во время гастролей во Франции, и у него своя длинная история. В 1956 году группа The Easy Riders написала песню Greenfields, которая стала известной четыре года спустя, в исполнении группы The Brothers Four. Но и это не первоисточник: Greenfelds – обработка шотландской баллады XII века. А потом «Город детства» исполнял Егор Летов в альбоме «Звездопад». Во Франции песня на этот мотив звучала под названием Verte campagne. Ее пели в Югославии Kvartet 4М под названием Zelena Polja. На португальском под называнием Jardim Prometido ее исполняла Сезария Эвора. Общего у Роберта Рождественского с другими вариантами текста мало, но все версии роднят настроение светлой грусти и тоски по детству.
«Песня Егора Летова – в таком хтонично-веселом и одновременно жизнеутверждающем исполнении. По всему миру эта песня значит у каждого что-то свое, но в целом настроение совпадает. И для меня Омск – город детства – за это время сильно изменился и стал гораздо более близким, даже немного меланхоличным, как эта песня, – рассказал Артем Косенков. – Я и до этого относился к Омску с теплотой, но с неким скептицизмом, в том плане, что он был для меня пустоват. В глобальном отношении, я посмотрел на Омск как художник, и вижу теперь гораздо больше контекстов и возможностей «покопаться» в городе, поэтому он определенно стал для меня глубже».