Омские студенты освоили производство оборудования и механизмов для выполнения боевых задач на СВО.
Студенты военного учебного центра СибАДИ с весны изготавливают макеты 120-мм минометов «Чучело» и передают на фронт нашим бойцам. Военнослужащие используют их для оборудования ложных позиций минометных батарей.
Ложная цель
По словам начальника центра Андрея Сухачева, который, кстати, является специалистом по маскировке, как только заявки на макеты начали поступать с фронта, студенты и преподаватели вуза закатали рукава и приступили к их изготовлению.
– Для производства ствола идет картон, – «выдает» военные секреты руководитель. – Используем также втулки, на которые наматывают маскировочные сети. Все остальное монтируем из пластиковых водопроводных труб. Частично закупаем их на свои деньги. Торговые сети идут навстречу, тот же «Ремлюкс» предоставляет нам максимальную скидку. Недавно подружились с бригадой сантехников. Ребята демонтируют сети на крупных объектах и прокладывают новые. Старые трубы срезают и отдают нам. Многое приносят обычные люди, в общем, собираем материал для работы всем миром.
Первая партия из десяти минометов ушла в войска в мае. На передовой их частично маскировали, враг ведь тоже не дурак, если просто поставить макет в чистом поле, поймет, что липа. Вердикт обрадовал всех – омские макеты работают, реально спасают жизни наших минометных расчетов. Да и экономически затея себя оправдала. На партию макетов было потрачено всего несколько тысяч. Для сравнения: стоимость одного коптера составляет тысяч 30–35. И это без учета стоимости боеприпаса.
Сейчас на подходе очередная дюжина макетов минометов, которые почти невозможно отличить от настоящих – боевых. Уже известно, что половину будут использовать подразделения Первой танковой армии. Вторая батарея наверняка на складе тоже долго не залежится.
Трехочковый сброс ВОГа
Занимаются в СибАДИ и оснащением коптеров. Развитие технологий изменило характер ведения боевых действий. Обычные коптеры сейчас модернизируют, оборудуют механизмами для сброса гранат и мин. Хорошо зарекомендовали себя в ходе боевых действий и, как называют их дроноводы, «карающие ВОГи» – осколочные гранатометные выстрелы.
Масса такой гранаты всего 350 граммов, но убойная сила приличная. Радиус сплошного поражения осколками достигает семи метров. Отличительной особенностью той же ВОГ-17М является то, что ее взрыватель оснащен устройством самоликвидации с замедлителем в 25 секунд. Для того, чтобы ВОГ-17М можно было сбрасывать с беспилотника, на него монтируется специальный механизм, а сам боеприпас оснащается пластиковыми хвостовыми стабилизаторами.
Отметим, опытный оператор гранатой, сброшенной с дрона, может попасть в открытый люк танка или в окопную нору.
– Хвостовики мы изготавливаем уже второй год, используем для этого три наших принтера. Помогают в этом и другие ребята, не из нашего вуза, – объясняет Сухачев. – Каждый месяц отправляем на передовую 250 комплектов для ВОГов. Недавно освоили и производство самих механизмов для сброса гранат, хотя массово это направление еще предстоит освоить. На один такой комплект пока уходит дня два-три. Да и деньги нужны, тысячи в три он обходится.
Уроки по тактике с передовой
Студенты вуза, не занятые в производстве механизмов для выполнения боевых задач, льют в свободное от учебы время окопные свечи, плетут маскировочные сети, в общем, пытаются помочь фронту как могут. К тому же СибАДИ с его автомобильно-дорожной направленностью не мог пройти и мимо транспортной темы на СВО.
Взять те же багги, квадроциклы и мотоциклы, которые группировки российских войск успешно применяют для решения боевых задач. Там, где не пройдут серьезные боевые машины, к примеру в лесу, легкая мототехника используется для высадки десанта и эвакуации раненых. Благодаря ее малым габаритам у бойцов больше шансов незамеченными пройти по маршруту. А скорость и маневренность позволяют эффективно уходить из-под артиллерийских обстрелов и уклоняться от FPV-дронов.
– Мы начали с отправки за ленточку автотранспорта. Восстановили нашу учебную технику, две «буханки» приобрели и довели до ума сами, – объясняет руководитель учебного центра. – Полностью перебрали вместе со студентами двигатели «Урала» и ГАЗа, машины до сих пор верой и правдой служат в одном из саперных полков. Даже пытались наладить производство багги, но пока далеко в этом не продвинулись Дело в том, что наши студенты только осваивают автотранспортное направление, а у преподавателей свободного времени для этого серьезного дела мало, – они же занятия ведут. С удовольствием примем любую помощь от граждан и предприятий, чтобы пойти дальше. Можно обращаться к нам или напрямую к ректору – Александр Петрович во всем нас поддерживает. Будем рады всему: металлу, краске, колесам, запчастям – даже от старых «Жигулей». То, что не используем в своей работе, отправим на передовую, там ведь сегодня целые подземные лаборатории и цеха работают. Потребность у них большая, Кулибины везде есть, все делают для приближения нашей победы и решения главной задачи – сберечь жизни ребят.
Фото со странички СибАДИ в соцсетях