Жизнь в доме престарелых: талант, любовь и церковь

Жизнь в доме престарелых: талант, любовь и церковь

Дата публикации 18 сентября 2013 09:56 Автор Фото Сергей Мельников

Во время посещения Нежинского геронтологического центра глава региона Виктор Назаров удивился, почему пожилые люди, у которых есть взрослые дети, вынуждены жить в казенном учреждении. Корреспондент ИА «Твой Омск» в поисках ответа на этот вопрос познакомился с художницей, которая взялась за кисть в 67 лет, увлеченной дачницей и служительницей местной церкви.
В домовой церкви Нежинского геронтологического центра прислуживает одна из местных долгожительниц — Валентина Якушева.

— Я уже  двадцать лет живу в Нежинском центре, в 52 года приехала из Красноярска с подругой, работала здесь нянечкой. А потом осталась. Хорошо здесь, все вместе.

Валентина Якушева

Валентина Якушева мечтает о том, чтобы геронтологических центров открывалось как можно больше и чтобы в них совместно жили старики и выпускники детских домов: общаясь друг с другом, одинокие души найдут поддержку и успокоение.

В мастерских, где местные рукодельницы вышивают иконы и делают милые фигурки котят из гипса, мы познакомились с 74-летней художницей Евгенией Афанасьевой. Впервые кисть в руки она взяла в 67 лет, еще дома:

— Увидела, как моя двоюродная сестра, которая старше меня на пять лет, красками художественными рисует. «Оля, как это ты?» — спрашиваю. Оказалось, в детстве она училась  рисованию. Я чуть-чуть решила покритиковать: говорю, почему деревья как в мультике. А она: «Ишь ты какая, попробуй сама!»

Евгения Афанасьева

На пенсию женщина купила краски и начала писать. Раму сама сколотила из плинтусов. А потом у Евгении Николаевны пошатнулось здоровье, ей потребовалась постоянная медпомощь — так и попала в Нежинский геронтологический центр. Сейчас у талантливой художницы трое учеников — больше взять не позволяют размеры комнаты. А еще она поет в местном хоре «Нежинка». Талантливый человек талантлив  во всем!

Лидия Шагобиева

Это правило подтверждает и ее коллега по хору Лидия Шагобиева. На кухонном столе Лидии Егоровны — целая композиция из выращенных на даче овощей и фруктов: здесь и тыква, и перец, и арбуз. В ее хозяйстве — засушенные травы, благодаря которым пенсионерка обходится без таблеток, и живописные банки с солеными огурцами и помидорами, и композиция из сухих цветов в ванной — для ароматерапии.

— Мы дачу подарили внуку, но, пока силы есть, помогаем, — рассказывает она.

В свое время супруги Шагобиевы сдали квартиру в пожизненную ренту государству, взамен получили жилье в Неженском геронтологическом центре. Муж и жена живут здесь почти десять лет.

Одну комнату на двоих делят Надежда Смирнова и Алевтина Мелькумова. Конечно, ужиться двум женщинам на нескольких квадратах нелегко, но как-то договариваются. Как рассказала Надежда Ивановна, она приехала в Нежинский геронтологический центр в инвалидной коляске, а теперь снова может ходить.

— У каждого своя причина, по которой он попал сюда. Я, например, на коляске была, неходячая, а муж — парализованный и слепой. Сейчас вот стою. Мне сделали две операции, по квоте вставили два эндопротеза. Муж тоже сделал операцию на глазах — теперь видит. Только он сейчас в Таврическом центре живет, захотел ближе к лесу. А я пока не могу уехать: позвоночник лечу, в корсете вот хожу, — рассказывает женщина.

Ее соседка Алевтина Павловна оставила свою квартиру младшему сыну. У нее трое детей, двое живут в Краснодаре. Однако, по словам женщины, на юге ей не подходит климат, она инвалид второй группы.

— Мне Нежинский центр нахвалила коллега, я тогда работала бухгалтером. Здесь очень хорошо, но, конечно, тоскую по дому, — говорит она.

Супруги Катышевы познакомились и сыграли свадьбу прямо в Нежинском геронтологическом центре. Как семейной паре, им выделили отдельную квартиру — здесь семьи поддерживают и поощряют.

Как рассказала 67-летняя Людмила Павловна, она оказалась на улице после развода с мужем, который забрал дом себе. В центре она уже восемь лет.

Людмила Павловна

Ее нынешний супруг, которому в августе исполнилось 70 лет, в свое время приехал в Омск из Киргизии, когда там совсем не стало работы. Однако его дочери, которая живет в Омске, оказалось негде приютить отца.

Три года назад два одиноких и битых жизнью человека познакомились в геронтологическом центре. Стали жить вместе. Обид ни на кого они не держат и с удовольствием общаются с внуком.

Условия жизни здесь совсем не похожи на те «страшилки», которые связаны с образом дома престарелых. Пожилые люди занимаются физкультурой, поют в хоре, рукодельничают — здесь есть место и творчеству, и общению. В столовой центра всегда в достатке овощи и фрукты. Кроме того, здесь работают 24 врача, все жители проходят своевременный профилактический осмотр и получают необходимое лечение.  Естественно, в центре есть свой распорядок дня, однако его обитатели достаточно свободны: ходят в магазины (им остается 25 процентов пенсии), в театры, ездят на дачу и даже в отпуск. И все же, как бы ни было хорошо в казенном учреждении, ничто не заменит пожилым людям любящую семью, заботу детей и внуков.
©
Распечатать страницу