«ОМСКРЕГИОН» продолжает серию публикаций к Международному женскому дню. Новая героиня — Зульфия Абишова.
Успешно совмещать строгие обязанности прокурора с материнством и творческой деятельностью — непростая задача, с которой справляется омичка Зульфия Абишова. Вместе с супругом они воспитывают троих детей одиннадцати, пяти и полутора лет. За последние три года многодетная мама и прокурор выпустила шесть книг для детей и подростков: «Детское чтение без принуждения» (0+), «Загадочный случай в Лавке Сладостей» (6+), «Книжный клуб: инструкция по применению» (12+), «Классные истории нашего класса» (6+), «Приключения кастрюльки Пэнни» (6+) и «Черные нити, или Тайна подземного перехода» (0+).
Как удается находить баланс между разными сферами жизни и о том, как личный опыт влияет на ее литературные произведения, Зульфия Абишова поделилась в интервью с «ОМСКРЕГИОНОМ».
— Зульфия, расскажите о себе и своей семье.
— Я многодетная мама. У нас супругом два сыночка и лапочка-дочка, почти как в том мультике про зайцев. Сейчас я в декрете. Муж работает пресс-секретарем Омского областного суда. Я прокурор-апеллятор, государственный обвинитель и советник юстиции по званию. Также я писатель, пока преимущественно детский, хотя у меня есть книги и для подростков, и для родителей. А еще я организатор книжного клуба «БАМbook» в Омске, основатель и куратор сообщества «Клуб книжных клубов», где общаются более ста модераторов русскоязычных книжных клубов из России, Казахстана, Грузии, Белоруссии, Турции, Польши, Индии, Испании и Болгарии. Жена, дочь, сестра... Социальных ролей у меня много, и за каждой — целый мир. Поэтому иногда я себя чувствую немножко Билли Миллиганом. Или жонглером с горящими шарами. Но это полностью мой выбор.
— Почему выбрали профессию прокурора? Думали полностью себя посвятить работе писателя?
— Юридическую профессию меня уговорили выбрать родители, папа долгое время работал в этой же сфере. Я окончила юридический факультет ОмГУ с красным дипломом. В этом году будет 17 лет, как работаю в органах прокуратуры. Кто-то может подумать, что все эти годы я провела в трех декретах, но это не так. До сих пор ни с одним ребенком я не оставалась на весь установленный государством срок, всегда выходила раньше. В стаж, необходимый для получения звания, годы, проведенные в отпуске по уходу за ребенком, не засчитываются, а я тем не менее советник юстиции, что соответствует званию подполковника. Первые пять лет я занималась надзорной деятельностью, проводила проверки соблюдения трудового, природоохранного, бюджетного законодательства. Но уже много лет моя основная сфера деятельности — участие в качестве прокурора в рассмотрении судами уголовных дел.
Я с детства мечтала быть писателем или журналистом, но родители убедили, что юрист — это надежнее. И они оказались правы, писательский труд, если ты, конечно, не звезда уровня Джоан Роулинг или Виктора Пелевина, низко оплачивается, стабильности и гарантий тоже особенно нет. Поэтому вопрос, посвящу ли я себя этому делу полностью или оставлю на уровне хобби, остается открытым.
— Что вдохновило вас на написание детских книг и как вы выбираете темы для своих произведений?
— Понемногу что-то писала я всегда, лет с семи точно. Просто, когда я решила всерьез заняться литературной работой, первыми писательскими конкурсами, которые попали в поле зрения, оказались детские. На тот момент у меня было двое детей, так что я подумала: а почему бы и нет? Так все и завертелось. До сих пор я чувствую себя в детской литературе комфортно, уютно, ощущаю ценность и смыслы. Хотя не исключаю возможность написания чего-то для взрослой аудитории. Идей и тем у меня огромное количество, а вот их реализация — долгий и непростой труд, поэтому стараюсь выбирать прежде всего те, которые зажигают и увлекают настолько сильно, что невозможно их не написать.
— Как ваша работа в прокуратуре влияет на ваше восприятие мира и на ваши книги?
— Работа в прокуратуре, особенно долгая, как у меня, конечно, влияет на восприятие мира. Кажется, это называют профессиональной деформацией. Например, ко многому относишься скептически, концентрируешься на недостатках работы, своей и чужой, не любишь, когда люди не соблюдают установленные правила и сроки. С другой стороны, привычки мыслить критически, не верить на слово и перепроверять факты очень полезны в других сферах жизни, в том же писательстве.
Например, в эпизодическом моменте сказки по зимнему лесу пролетает птица. Прежде, чем написать, что это за птица, я стараюсь выяснить, а какие конкретно пернатые водятся в лесах этого типа, в этом климате и не улетают в теплые края.
Или в одной из моих книг, «Приключения кастрюльки Пэнни» (0+), есть герой — Футбольный Мяч. Работая над его словесным портретом, я перечитала множество фанатских сайтов в поисках футбольного сленга, но такого, который можно было бы адаптировать для детской книги.
В другой истории часть действия происходит на мельнице, и я честно пыталась разобраться в инженерных чертежах старинных мельниц. Если говорить о более прямом влиянии, то самая известная и обласканная как читателями, так и профессиональным литературным сообществом моя книга на сегодняшний день — «Загадочный случай в Лавке Сладостей» (0+), и это детский детектив. Опыт работы с реальными уголовными делами, конечно, пригодился при написании.
Да и в других моих книгах детективная линия часто тоже есть. Например, в новинке «Черные нити, или Тайна подземного перехода» дети попадают в Красную Поляну XIX века и должны разгадать несколько тайн, чтобы вернуться обратно. Самое важное: моя основная работа дает богатейший психологический опыт, а это бесценное сокровище для любого писателя.
— Как вы считаете, какие качества важны для успешного воспитания детей в современном мире?
— Для родителя важно безграничное терпение, это залог здорового и успешного воспитания детей. Жаль, я им не обладаю. А если серьезно, то базовая родительская задача — любить и заботиться. Во все времена. Все остальное, включая суперразвитие и «успешный успех», опционально.
— С какими трудностями вы сталкиваетесь в роли матери и как вы с ними справляетесь?
— Вот как раз пытаюсь ежедневно воспитывать в себе стойкость и выдержку. А еще очень сложно отпускать контроль и давать свободу, поощрять самостоятельность. Я это делаю, но внутри мне трудно.
— Есть ли у вас любимые книги или авторы, которые вдохновляют вас в вашем творчестве?
— Меня вдохновляют, успокаивают, радуют книги в целом. Я читаю всю жизнь, постоянно, и выбрать из этого массива даже десять любимых книг мне сложно. И авторов прекрасных тоже много, и классических, и современных, и отечественных, и зарубежных, и молодых, и маститых.
— Какие у вас еще есть увлечения, как находите время на них?
— Мне нравится все, что связано с искусством. Люблю философию. Путешествия. И много чего еще. Но действительно, очень трудно выделить время, чтобы сходить на выставку, в книжный клуб или философский кружок, даже прочесть новую книгу. Опять-таки, благодаря работе в прокуратуре, я довольно многозадачна и нахожусь в постоянном процессе оптимизации своего и детского времени. Ну и помощь и поддержка близких: мужа, наших родителей, родных, друзей — часто выручает.
— Как вы планируете отмечать 8 Марта и что для вас значит этот день?
— Так получилось, что старший сын сейчас лежит в больнице с переломом, поэтому все мысли сейчас совсем не о праздничных планах, а о его выздоровлении. Это было бы лучшим подарком для меня. А в целом 8 Марта всегда был и остается для меня днем приятного внимания, цветов, любви к своей женской природе и благодарности к тем девушкам и женщинам, которые составляют мой круг силы и поддержки.
— Какие мечты и цели вы ставите перед собой на будущее?
— Хочу, чтобы книги моего авторства выходили регулярно, — и много работаю над этим. Хочу, чтобы мои книги превращались в спектакли, мультфильмы и кино, — и над этим тоже работаю. Мечтаю когда-нибудь открыть в родном городе книжный магазинчик или пространство, где будут собираться детские и взрослые книжные клубы, фонтанировать творческая жизнь и вдохновение. И конечно, очень хочу, чтобы мои дети всегда были здоровы и счастливы.