Бесплатные горячие обеды для людей в трудной жизненной ситуации готовят жительницы микрорайона «Первокирпичный». В пункт питания за домашней едой раз в неделю приходят около 20 человек: пенсионеры, малоимущие, бездомные.
«Нигде не живу»
«О-о-о, сегодня гороховый!» — радостно восклицает мужчина.
«Да, гороховый! Подходите, поешьте горячего», — Тамара Васильевна набирает из термоса полную поварешку дымящегося супа и наливает в одноразовую тарелку.
Мужчина бережно, обеими руками обхватывает горячую тарелку и медленно идет, стараясь не расплескать. В кармане у него два кусочка хлеба, которые он уже взял у Елены. Присаживается на заснеженную скамейку, сосредоточенно принимается за обед.
Во внешности Виктора — так зовут мужчину — несложно разглядеть его трудные жизненные обстоятельства. Мешковатая куртка, засаленные штаны, которые едва достают до щиколоток. Под глазом желто-фиолетовые подтеки. Виктору 60 лет, у него нет нескольких пальцев на правой руке и на ноге, он живет «нигде»: говорит, что оказался на улице прошлой осенью.
«Жена продала квартиру и уехала. Пока я лежал в больнице, она это дело провернула. Мне пальцы ампутировали на ноге, сказали, из-за курения произошла закупорка вен. Один палец начал чернеть, потом второй — ну и всё. — Мужчина зачерпывает ложкой суп, пока не остыл, ест. — Дочка взрослая в Москве работает, перестала со мной общаться. Ночую где придется: в подъезде, на чердаке. Выгоняют, конечно. Тогда иду в другой подъезд. И так по кругу».
Виктор приходит за горячими обедами регулярно, и ему «очень вкусно».
Первое, второе и чай с пирогом
Сегодня в меню — гороховый суп, овощное рагу с сосисками, чай с домашним пирогом, печеньем и вафлями. Все это приготовили пять женщин: Вера Ивановна, Тамара Васильевна, Зоя, Елена, Ольга. Прихожанки храма Архангела Михаила в микрорайоне «Первокирпичный», они раз в неделю организуют бесплатные обеды для людей в трудной жизненной ситуации. Состав добровольцев может меняться: например, скоро начнется дачный сезон — и Вера Ивановна до осени будет занята огородом.
Постоянных «клиентов» добровольцы знают в лицо, многих — по имени. Обычно на обед приходят 15–20 человек, все — местные: малоимущие, бездомные. Сбиваются в кучки, рассаживаются на скамейках по периметру площадки, кто-то помогает расставить столы. До начала раздачи еды и по завершении всегда — общая молитва: перед небольшой иконой Богородицы выстраиваются практически все, кто пришел на обед. Часть одета чисто и опрятно, это «домашние»: пожилые, люди с инвалидностью, у которых небольшая пенсия.
«Мне 77 лет, я одна живу, у меня есть пенсия, — рассказывает пожилая женщина. Она не хочет называть своего имени. У ног стоит хозяйственная сумка, где лежат контейнеры для еды. — Дети взрослые, надо им помогать. Квартира в ипотеке. Чтобы немножко сэкономить, здесь обедаю. У меня хорошая семья, дети даже не знают, что я сюда прихожу. Кормят хорошо, и с собой можно взять, — она показывает на контейнеры в сумке. — К разным религиозным праздникам яйца, куличи, блины, пироги готовят».
Другая часть, в основном мужчины, подобные Виктору, — люди с улицы. Прихожанки говорят, что они самые благодарные. Существует стереотип, что бездомный «сам виноват» и «пить надо меньше». Но согласно исследованиям, алкоголь — это следствие, а не основная причина бездомности. Плюс длительная жизнь на улице может приводить к ментальным расстройствам, депрессии, поэтому люди с большим стажем бездомности часто не находят в себе сил и желания что-то менять. Тарелка горячего супа и доброе слово — возможность для бездомного подкрепиться физически и эмоционально, чтобы выжить на улице.
Послужить добрыми делами
«Утром встаю, где-то с девяти часов начинаю готовить, — рассказывает Вера Ивановна. — Часа два готовлю. Потом собираюсь — и сюда. Термос тяжеловатый, на десять литров, одному не донести. То помогают мне, то Зоя на машине подвозит. С продуктами помогают наши прихожане. Кто-то жертвует деньги, кто-то продукты. Я свои овощи добавляю, с огорода. А площадку эту нам КТОС «Первокирпичный» выделил, они нас поддерживают. Председатель Вита Александровна — староста нашего храма».
Кроме еды женщины приносят бездомным одежду, обувь, другие вещи — если просят. Бывает, к прихожанкам обращаются за помощью в поиске работы, жилья.
«Мы даем контакты социального центра на улице Семиреченской, — рассказывает волонтер Елена Ткаченко. — Но туда нужно проходить медкомиссию, а когда там живешь, нельзя пить алкоголь, многие к этому не готовы. Был один мужчина, мы хотели ему восстановить паспорт, заплатить госпошлину, сводить в паспортный стол. Но когда мы говорили: «Давай пойдем», он не шел».
Настоятель храма Архангела Михаила иерей Сергей Крыцин признается, что высоко ценит вовлеченность прихожан в дела милосердия. Хотя напрямую им об этом не говорит:
«Прихожанки у нас замечательные, они так много делают. Я удивляюсь, откуда у них берутся на это силы, время, — говорит батюшка. — И в Ачаирский монастырь ездят, когда туда зовут помочь, и в Тамбовку в монастырь, и “Автобусу милосердия” помогают как волонтеры, и в праздниках микрорайона участвуют. Столько у них желания послужить добрыми делами!»
Справка
Согласно исследованиям благотворительной организации помощи бездомным «Ночлежка», самые частые причины бездомности — это потеря возможности снимать жилье из-за потери работы (29,9%); семейные конфликты (26,6%); переезд в другой город в поисках работы (25,2%). Вопреки стереотипам химическая зависимость обычно не причина, а следствие бездомности и появляется, когда человек уже находится на улице: алкоголь позволяет согреться в холода и забыться, когда трудно.
Евгения Карасева