Антонине Алексеевне Шадриной – 90 лет. Но, несмотря на преклонный возраст, она активная участница всех мероприятий ветеранской организации 3-го микрорайона Левобережья.
Ей исполнилось шесть лет, когда началась Великая Отечественная война. Кроме нее в семье было еще шестеро маленьких ртов. Отца уже в первые дни войны забрали на фронт. А в 1943 году он вернулся домой без ноги.
Мы раньше хотели учиться, несмотря на то что жили очень бедно. Меня папа в город привез – у меня из валенок cолома торчала, потому что они были дырявыми. Другой обуви просто не было. У нас в семье вообще была пара валенок на всех семерых ребятишек. Один приходит из школы – передает валенки другому. Ничего у нас не было. Но мы стремились к знаниям. Хотели стать образованными, получить хорошую профессию.
Пайка хлеба как деликатес
Жили они тогда в Черлаке. Жить было тяжело. В военные годы и несколько лет после войны продукты, в том числе хлеб, можно было приобрести лишь по карточкам. Пайка хлеба на человека составляла 250 граммов в день. На семью выходило полторы булки. Хлеб был страшноватым на вид. Но выбирать не приходилось.
– Помню, когда училась в школе, все ученики с нетерпением ждали большой перемены, потому что после нее каждого на парте ждал небольшой, размером со спичечный коробок, кусочек хлеба. Он был такой черный-пречерный. Но мы и этому радовались. Быстрей свою пайку хватаем и едим, – рассказывает Антонина Алексеевна.
Спасением для семьи в это непростое время стали своя картошка и огород. Картошку они выращивали не из клубней, а из шкурок, остающихся после их чистки. Несмотря на это, всегда были с урожаем.
– Мама нас приучила ухаживать за грядками. Нам, детям, было по семь-восемь лет, а мы на коромыслах таскали воду из Иртыша, благо река находилась недалеко. За каждым мама закрепила по грядке, и мы несли за свой участок работы полную ответственность. Также у нас были корова, cвинюшка, куры. За счет этого и выжили, – вспоминает Антонина Алексеевна.
Наверное, эта трудовая закалка, полученная в детстве, и помогала ей в дальнейшем не пасовать перед трудностями. А их было немало, ведь добиваться всего приходилось самостоятельно.
Окончив семилетнюю школу, Тоня поступила в Омске в строительное училище. Выбрала его по одной простой причине: здесь давали место в общежитии. Но когда после училища пришла работать на стройку, выяснилось: эта работа ей не подходит, от раствора у нее разъедало руки. Нужно было увольняться, а это значит – уходить из общежития. Но куда? Чтобы снять квартиру, нужны были деньги, которых у семьи не было.
Трамвайный роман
И тут на глаза девушке попалось объявление о наборе на курсы водителей трамваев, где курсантам платили стипендию – 36 рублей.
– Я решила туда пойти, благодаря чему смогла снять за десять рублей в месяц комнату в квартире. Отучилась. Начала работать и получать зарплату. Ко мне стали приезжать братья и сестры, чтобы поступить – кто в училище, кто в институт. Благо хозяйка квартиры позволяла им жить у меня, – говорит Антонина Алексеевна.
Но мыслей о продолжении образования она не оставляла. Будучи вагоновожатой, параллельно стала учиться в торговом техникуме на отделении товароведения. Чтобы совмещать работу с учебой, трудилась в основном в ночную смену – на дежурном трамвае, ходившем с 12 ночи до шести утра.
– Конечно, было нелегко, – признается Антонина Алексеевна. – Но в то время создавались условия, чтобы люди учились. Ты идешь на сессию, а тебе продолжают платить зарплату, хотя ты не работаешь. Так я окончила техникум.
Здесь, в трамвае, она встретила свою судьбу. Ехавший в ее вагоне паренек, оказавшийся артистом Омского русского народного хора, заметил симпатичную вагоновожатую. Они разговорились, стали встречаться и через полтора года общения сыграли свадьбу. У них родилось двое сыновей, затем – четверо внуков и четверо правнуков.
Но вот сама профессия водителя трамвая не стала для Антонины Алексеевны профессией на всю жизнь. Окончив торговый техникум, она устроилась товароведом. И вплоть до выхода на пенсию была связана с оптовой торговлей. Работала на «сладкой базе», торговавшей медом, cухофруктами и прочими вкусностями. Благодаря работе много где побывала, много интересного повидала. Имеет за свой труд немало различных наград, потому что хорошо знала свое дело и всегда в срок выполняла все договоренности.
Беспокойная душа
После выхода на заслуженный отдых (а трудовой стаж Антонины Шадриной свыше 40 лет) тоже не стала сидеть на печи. В качестве старшей по дому занялась благоустройством многоэтажки, в которой живет. Говорит, что просто не могла оставаться без дела. К тому же любит, чтобы везде был порядок.
– А когда я в 1992 году сюда заехала, здесь ужас что творилось! – вспоминает Антонина Алексеевна. – В подъездах – грязь, висит паутина, cтены обшарпаны, окна фанерой забиты. Ну и cтала с этим всем разбираться. Добилась смены управляющей компании. В результате дом подняла! К нам потом специально шли посмотреть, как могут выглядеть подъезды в многоэтажке, если все делать как полагается.
И до сих пор по вопросам, касающимся общедомовой собственности, все идут к ней. Несмотря на то, что полномочия старшей по дому она с себя из-за возраста сложила, теперь ведет только свой подъезд.
Много дел у Антонины Шадриной и по ветеранской линии. Она – активист организации ветеранов 3-го микрорайона Левобережья.
Вот что говорит о ней председатель совета ветеранов 3-го микрорайона Любовь Евстафьевна Абрамсон:
– Антонина Алексеевна очень работящая, на любые просьбы всегда откликается. «Флору» организуем – непременно поможет. Субботник на Аллее ветеранов проводим – работает вместе со всеми, да еще и КТОС тормошит. Надо идти к памятнику или в парк Победы – идет. И сети плести для бойцов СВО первая из наших ветеранов отправилась. Там ей из-за пыли cтало плохо. Но она не ушла, работала до конца дня.
Частый гость Антонина Шадрина в школах микрорайона. Ей, как человеку, пережившему войну, есть о чем поговорить с детьми. И она не стесняется выступать даже перед большим залом.
Спросила у нее, что ей важно донести до подрастающего поколения?
– Я им говорю, что надо учиться. Все условия для этого cейчас созданы. Мы раньше хотели учиться, несмотря на то что жили очень бедно. Меня папа в город привез – у меня из валенок cолома торчала, потому что они были дырявыми. Другой обуви просто не было. У нас в семье вообще была пара валенок на всех семерых ребятишек. Один приходит из школы – передает валенки другому. Ничего у нас не было. Но мы стремились к знаниям. Хотели стать образованными, получить хорошую профессию. А теперь что не жить, что не учиться? Поэтому я говорю детям: «Старайтесь! Слушайтесь родителей, слушайтесь учителей. Тогда вырастете хорошими людьми». Мне кажется, они меня слышат, – делится Антонина Алексеевна.