Страда в три смены

Работа на уборке урожая продолжается и в темное время суток. Комбайнеры стремятся использовать каждый погожий час.
Работа на уборке урожая продолжается и в темное время суток. Комбайнеры стремятся использовать каждый погожий час.

В пору рабочую пашут и ночью

В этом году в Омской области хороший урожай зерновых.

– Если прошлогоднюю уборку мы завершили с намолотом 1,8 млн. тонн, то в этом году уже намолочено свыше 2 млн. тонн. А всего рассчитываем получить порядка 3 млн. тонн хлеба, – говорит начальник отдела растениеводства и землепользования регионального минсельхозпрода Сергей Дудницкий.

Но вот с погодой в уборочную кампанию аграриям не повезло. Две трети сентября оказались дождливыми. В этих условиях каждый погожий час особенно ценен. И использовать такие «окна» хлеборобы стремятся по максимуму. 

Когда мы приехали в ООО «Полтава» Таврического района, уже темнело. Но работа была в самом разгаре. На краю поля комбайн освобождался от намолоченного зерна. Сразу заметили, что выгрузка идет не как обычно. Из комбайна по рукаву подачи хлеб ссыпался сначала в бункер-накопитель. И уже оттуда перегружался в «КамАЗ», везущий урожай на ток. Как пояснил директор хозяйства Владимир Островский, такой метод по сравнению с традиционным существенно снижает затраты, позволяет лучше организовать рабочий процесс.

– Посмотрите, все комбайны, пройдя по кругу, разгружаются в одной точке. Это обеспечивает контроль за движением зерна, предотвращает его утечки. Кроме того, экономится время механизаторов и водителей. Раньше бы «КамАЗу», чтобы принять зерно, пришлось ехать через все поле. А комбайнеру – ждать, пока он подъедет. Сейчас же комбайн прошел «загонку», выгрузился – и работает дальше. Точно так же грузовик: подъехал, забрал зерно из бункера – и на ток. Он не рвет сцепления на поле, не уплотняет почву, а ездит только по дороге. Значит, меньше ремонтируется, меньше тратит горючего. Да и количество самого грузового транспорта при таком подходе сокращается. На обслуживании одного зерноуборочного звена, а это пять комбайнов, у нас занято на один «КамАЗ» меньше, чем при обычной технологии, – подчеркнул Владимир Островский.

Сверху видно все

Пройдя очередную «загонку», к бункеру-накопителю подъехал комбайн Анатолия Коломойца. Комбайнер согласился взять на борт журналиста. К этому времени совсем стемнело. Но, как оказалось, из кабины степного корабля, которая возвышается над землей на 2,5 метра, отлично виден каждый колосок. Такую сильную подсветку дают бортовые огни.

– Для механизатора все равно, работать днем или ночью. Особых различий нет, – заметил Анатолий.

По словам комбайнера, современный комбайн – умная машина. Он очень помогает человеку в работе. На такой технике меньше устаешь.

У Анатолий Коломойца это тридцать пятая уборочная. Ему есть с чем сравнивать. Раньше, вспоминает он, в кабине стояла такая пыль, что к концу смены только зубы белели. А здесь механизаторы работают в чистом. В грязное переодеваются лишь для обслуживания техники.

Управление машиной довольно простое. Она в основном все делает сама, даже указывает «командиру» на ошибки. Ему остается только нажать нужную кнопку. При мне на экране компьютера высветилась надпись: «В бункере много зерноотходов».

– Это я немного заторопился, – пояснил Анатолий. – И комбайн «захлебывается», не успевает обмолачивать скошенный хлеб. Сейчас сбавим обороты – и проблема будет решена.

Все механизаторы зарплату за уборку получают «по намолоту». Но, получается, высокая скорость – не лучший метод увеличить выработку. При оценке комбайнерского труда обязательно учитывается и качество работы. Чем меньше потерь на поле и зерноотходов в обмолоченном зерне, тем больше дополнительных бонусов получает комбайнер.

Кстати, схалтурить в этом хозяйстве сложно. Навигационная спутниковая система позволяет отслеживать в режиме он-лайн все, что происходит на поле, на току. Подъехал механизатор к бункеру-накопителю, сдал контрольный талончик о выгрузке – в отделе контроля (бухгалтерии) видят, в каком месте он выгрузился, сколько это заняло времени, сколько было разгрузок за смену. Утром все эти данные анализируются, сверяются с количеством сданных контрольных талонов. И сводная таблица об итогах минувшего дня ложится на стол директора. Впрочем, говорит Анатолий, комбайнеры и сами стараются лучше работать. Если видят, что кто-то в их звене слишком долго отдыхает после обеда или ужина, по-дружески его пожурят. Ведь, в конце концов, все они работают на общий результат.

Очередную «загонку» Анатолий прошел за двадцать минут. У бункера-накопителя мы с ним распрощались. Нам нужно было ехать на ток, а ему – продолжать обмолот. Его смена должна была завершиться около часа ночи, когда на поле ляжет роса.

Сердце уборки

Ток называют сердцем уборки. Ведь мало урожай собрать, нужно довести зерно до нужных кондиций, позволяющих получить за него хорошую цену. На току намолоченный хлеб подрабатывают, веют, сушат, формируют в партии.

Заведующий токовым хозяйством Борис Катбин рассказал: работа здесь идет до глубокой ночи – часов до трех, пока везут хлеб. А зерноочистительные линии работают и вовсе круглосуточно. За сутки на эту площадку поступает от полутора до двух тысяч тонн зерна. Это очень большой объем. Для сравнения: в прошлом году за всю уборку поступило три тысячи тонн. И качество хлеба – отличное. Содержание клейковины соответствует третьему продовольственному классу. Так что хозяйство рассчитывает получить от своего урожая хорошую выручку. Главное, чтобы цена на рынке была достойной хлеборобского труда.



Татьяна Лелякина
©
URL: http://omskregion.info/news/15154-strada_v_tri_smen/
Дата публикации:02/10/2013 07:47
Фото:Евгений Кармаев