В преддверии 80-летнего юбилея Победы «ОП» продолжает серию материалов о фронтовых героях.
В мае 2023 года мы уже бывали в гостях у ветерана Великой Отечественной войны Дмитрия Алексеевича Мелехина, поздравляли его с праздником и вот накануне значимой даты решили навестить снова.
Дмитрий Мелехин награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». А в этом году ему присвоили звание «Почетный гражданин города Омска».
Снайперская подготовка
На просьбу поделиться воспоминаниями о боевом пути Дмитрий Алексеевич сначала качает головой:
– Сколько времени прошло, уже все позабылось, – скромничает он.
А затем четко, по-военному излагает:
– Когда началась Великая Отечественная война, мне было четырнадцать с половиной лет. В 1943 году, в ноябре месяце, восьмого числа мне исполнилось 17 лет, а пятого уже принесли повестку – собрать вещи и на отправку. Девятого числа мы погрузились на сани, а тогда уже в Большеречье снег выпал. И вот погрузились мы на сани и поехали. Через шесть километров остановились на ночлег. К нам еще присоединились ребята. Все вместе мы прибыли в Калачинск. Там действовала 17-я окружная школа отличных стрелков снайперской подготовки. Юношей 1925 года рождения уже выпустили. И вот прибыли мы, новобранцы. Нас было 500 человек, два батальона. Не только омичи, но и новобранцы из Тюмени. Мы сходили в баню, получили обмундирование. Меня зачислили в первую роту, первый взвод.
Все время в наступлении
В снайперской школе Дмитрий Мелехин учился полгода. А в мае 1944-го настала и его очередь проявить себя. 15 мая эшелон с молодыми бойцами отправился на фронт. Дмитрий Мелехин участвовал в освобождении Минска. Прошел через Эстонию, Латвию и Литву.
– Фашисты отступали в панике, сопротивления практически не оказывали. А мы были на передовой в наступательной операции. В обороне нисколько не стояли, – рассказывает Дмитрий Мелехин. – В Берлине был, но недолго. Из Штутгарта шла дивизия, и нам поступил приказ ее остановить. Мы дали бой. Враги быстро сдались. Но наши ребята все равно гибли. В моей роте было 78 человек, а в первом бою к концу дня в живых осталось семнадцать. Один раз, преодолевая болота, мы ползли вдоль проволочного ограждения. Командира отделения ранило. Он мне крикнул: «Мелехин, останешься за меня!» Я повернулся назад, а за мной только пять человек. И вокруг трупы лежат. Пулеметом с фланга всех косило. Но потом он замолчал. Мы проволоку подняли и пошли в траншею.
На место погибших бойцов приходили новые. В основном это были мужчины из освобожденных оккупированных территорий. После Победы служба Дмитрия Мелехина не закончилась. Он дежурил на контрольно-пропускном пункте через Эльбу. Там ему довелось впервые встретиться с американцами.
– У них совершенно другой порядок был. Мы столько пешком прошагали, а они все на машинах. Остановятся, выйдут из машин, начнут мяч гонять по полю, – вспоминает Дмитрий Мелехин. – Они по контракту воевали. Для них важно было заработать денег, чтобы вернуться домой, купить виллу и автомобиль.
В феврале 1946 года Дмитрия Мелехина с другими сослуживцами из Германии перебросили в Рязань. В апреле он взял отпуск и съездил домой, на родину. Затем вернулся. Демобилизовался гвардии младший лейтенант, командир взвода Дмитрий Мелехин только в августе 1946 года.
Трудолюбие прежде всего
Дмитрий Мелехин вернулся в родное село Такмык Большереченского района. Еще перед армией, шестнадцатилетним подростком, он работал кочегаром на мельнице.
– В деревне – колхоз, колхозников не отпускают. Тогда строго было, людей не хватало. А сельсовет, школу, больничку отапливать надо. И дед мне сказал: «Пойдешь, Митюшка, кочегаром». И вот мы каждый день дрова пилим – и в печку, с семи до десяти вечера, без выходных. Мельница была паровая. Работы хватало. Все время в мазуте, в поту.
После армии Дмитрий Алексеевич устроился бухгалтером в детский дом. Затем работал на маслозаводе в Большеречье. Там встретил свою будущую супругу Зинаиду, студентку спецшколы мастеров сельхозинститута. Вслед за ней поехал учиться. А потом перевелся на маслозавод в Тевриз. В этом поселке на севере Омской области прожил 60 лет. Был мастером на маслозаводе, директором Тевризского райбыткомбината. Поднялся благодаря трудолюбию.
– Если ничего не делать, то ничего у тебя и не получится, – уверен ветеран Великой Отечественной войны. – Когда я руководил комбинатом бытового обслуживания в Тевризе, то решил организовать приемные пункты в деревнях. Там сидела, например, швея и принимала заказы. У кого-то часы сломалась или стиральная машинка. Мы технику увозили, чинили и обратно привозили. Или тот же парикмахер. Надо постричься, а кто работника отпустит с колхоза за 60 километров в райцентр? И мы привозили мастера в деревню. Давали объявление, что будет в такой-то день. И он всех желающих стриг. Пятнадцать лет я в комбинате бытового обслуживания проработал, очень сдружился с коллективом.
Затем Дмитрия Мелехина перевели в управление сельского хозяйства инспектором по качеству сельскохозяйственной продукции, где он трудился до выхода на пенсию в 78 лет. После решил переехать в Омск. Но и здесь продолжал вести активный образ жизни, участвуя в мероприятиях местного совета ветеранов.
В ноябре Дмитрию Алексеевичу исполнится 99 лет. Но он живет один, сам ходит за покупками, заряжает окружающих своим трудолюбием, энергией и верой в людей. И пообещал, что следующей весной снова будет встречать гостей.